ИЗВЕСТНЫЙ белгородский поэт В. И. Белов в 2002 году написал следующие строки:
Нам не взлететь:
Америка разбила лопасть.
Но показала страшная напасть,
Какая между нами пролегает пропасть.
Она-то русским и не даст пропасть.
В последние несколько лет все чаще и чаще обсуждается вопрос о том, является ли Россия страной-цивилизацией? Или, как совсем недавно заявил президент США Барак Обама, Россия – «сильная региональная держава»?
Следует признать, что вопрос этот уже сам по себе не может не иметь глобального значения, так как порождает массу других не менее значимых для современного мира вопросов, касающихся места и роли России в нем. По сути, это вопрос о праве России отстаивать свой суверенитет, защищать свои интересы, выступать объединительным центром для всех русских людей, где бы они в мире ни проживали.
Однако вопрос о праве еще не означает, что США и ЕС хотели бы такое право России предоставить! Поэтому это право нам предстоит отстаивать в очередной раз в ожесточенной внешнеполитической борьбе. А раз так, то Россия должна быть сплоченной нацией, а не разделенной на различные группы и группки по уровню жизни по глупости псевдореформаторов, избравших в начале 1990-х годов такую экономическую и политическую модель общества, когда разбросанность интересов и ценностей различных социальных групп опасна и губительна. Главный же водораздел пролегает в несправедливом распределении национального богатства, в угрожающей единству страны бедности народа.
Интерес к рассматриваемому вопросу полномасштабно аккумулировал XVII Всемирный Русский Народный Собор, который 31 октября 2013 года вынес в повестку дня тему: «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа».
В своем выступлении на Соборе глава Всемирного Русского Народного Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл точно и ясно обозначил суть проблемы: «… Под Россией следует подразумевать культурное многонациональное образование в совершенно конкретных исторических и географических измерениях, которое связано с Древней Русью. В каком-то смысле Россия – это синоним Руси. Сегодня мы имеем иную геополитическую реальность, когда на просторах этой исторической России возникли самостоятельные государства, многие из которых также являются наследниками этой исторической Руси. Поэтому, когда я говорю о России, я всегда подразумеваю это великое цивилизационное пространство… Поэтому на вопрос, является ли Россия самостоятельной цивилизацией в семье крупнейших цивилизаций планеты, мы обязаны дать утвердительный ответ. Да, Россия – это страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат… Ценность любой цивилизации не в том, во сколько миллиардов долларов оценивается ее совокупный продукт за истекший год, и не в том, сколько у нее приверженцев на сегодняшний день. Ценность любой цивилизации – в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, в чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности? России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений… Мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экономического кризиса. Это концепция нравственных ценностей… Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности…».
Как видим, уважаемый читатель, вопрос действительно серьезный и глубокий. И поэтому вполне очевидно, почему к нему оказалось прикованным внимание одного из ярых и добросовестных строителей США как единственной мировой державы, имеющей право всех и вся учить уму-разуму, – доктора Збигнева Бжезинского. Этот многоопытный политик, аналитик и эксперт по России, чутко уловил веяние времени и, хотя и с некоторым опозданием, но выдал 16 июня 2014 года свой доклад на конференции в Центре Уилсона под заголовком «Взаимная безопасность под вопросом? Россия, Запад и архитектура европейской безопасности».
Чем же так озаботился «знаменитый» ученый? Прежде всего тем, что в одной из статей ряда российских организаций, занимающихся проблематикой внешней и внутренней политики, были поставлены вопросы о трансформации российской национальной идентичности и о новой доктрине российской внешней политики. Что же взволновало многоопытного консультанта американских президентов? В первую голову четыре ключевые концепции: во-первых, концепция «разделенного народа», во-вторых, тема «защиты сограждан за рубежом», в-третьих, тема «русского мира», в-четвертых, значение признания и сохранения, принятия и продвижения «великой русской цивилизации».
Как видит читатель, американский политический аксакал сразу ухватил «быка за рога». Ведь он-то хорошо понимает, что в современном мире значение России измеряется не ее объемами производства, численностью народа и даже территорией, сколько тем, о чем так ясно говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ее значение в том, что она может стать в мире подлинным нравственным международным авторитетом, на фоне которого, словно в зеркале, будут отчетливо видны пороки и болезни «американской мечты».
По большому счету речь ведь идет о том, что если такие, как Бжезинский, согласятся, что в мире присутствует великая российская цивилизация, это будет означать признание того, что американцам надо будет доказывать свое первенство не с помощью доллара и ядерной дубинки, а с помощью цивилизационных ценностей и преимуществ. А с этим у погрязших в проблемах общества потребления американцев очень-очень большие проблемы. Отсюда «акула американской мечты» посчитал для себя делом чести доказать, что Россия – это не страна-цивилизация, а то, что ласкает слух американцев, убежденных в своей абсолютной исключительности, – «региональная держава». Право же, кто только за последние века не пытался отправить Россию на задворки мира!
В данной статье нет необходимости рассматривать серию вопросов, которые затронул в своем выступлении Збигнев Бжезинский. Главное, что, в конечном счете, он сделал ключевой вывод: «…Я очень надеюсь, что развивающийся российский средний класс поймет, что та мифология, которую навязывает Путин и которую принимает значительная часть менее образованных и более шовинистически настроенных россиян, это дорога в никуда, что настоящее назначение России заключается в том, чтобы стать мощной европейской страной. И об этом они будут вспоминать каждый раз, когда они будут глядеть на восток и спрашивать себя: какое значение имеет Китай для будущего России?».
Итак, карты открыты. Мы все – население России – «значительная часть менее образованных и более шовинистически настроенных россиян» так и остаемся приверженцами мифа о «России – стране-цивилизации». Исправить наши «вывернутые мозги» должен будет «развивающийся российский средний класс», на который Бжезинский возлагает огромные надежды и порой даже не скрывает, что рад бы был, если бы он стал «пятой колонной» Запада. Наконец, у нас-то всего и потенциала только стать «мощной европейской державой». Для убедительности Бжезинский не преминул пугнуть Россию развивающимся Китаем, чтобы та и не помышляла о каких-либо евразийских интересах.
Все стало на свои места. Если уж сам Бжезинский включился в дискуссию «Россия – это страна-цивилизация или нет», то это лучший аргумент в пользу того, что Россия действительно таковой и является! И тут не бжезинским ценить и рядить! Другой вопрос, сможем ли мы, граждане России, все – от рядовых людей до правящего класса, этим потенциалом страны-цивилизации воспользоваться или нет!
Что касается всего того, о чем говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, это правильно и значимо. Но мы не должны забывать, что современный мир очень чуток к тому, как трудится народ той или иной страны, каковы его достижения не только в области «космоса и балета», а прежде всего в умении наладить хозяйство – в домах, регионах, стране. Нам следует нашу высокую духовность дополнять элементарной высококлассной, высокоэффективной, высокопроизводительной, высококонкурентной работой, чтобы нам не было стыдно за те пороки, которыми пронизана наша кризисная, слабая, с низкой производительностью труда экономика, чтобы мы не стеснялись своей бедности народа, чтобы, в конце концов, мы стали подавать пример в производстве обычных товаров, которые завозим из стран, принадлежащих к другим цивилизациям.
Наконец, нельзя забывать о том, что просчеты и ошибки в управлении страной просто так никуда не исчезают. Они пусть и вяло, пусть медленно, но порождают оппозиционное движение, особенно в тех слоях общества, по которым эти просчеты и ошибки наиболее сильно ударяют.
Бжезинский не случайно свои надежды связывает со средним классом России, ибо эта огромная уже в России социальная группа наиболее чутко реагирует на провалы правящего класса, на подрыв своих завоеванных позиций. И здесь уже не до разговоров о «пятой колонне». Видны объективные причины роста оппозиционных настроений и власти об этом следует крепко подумать, а не ограничиваться набившими оскомину разговорами о поддержке малого и среднего бизнеса, заботе об интеллигенции и технократии, культуре и образовании.
«Стращать и не пущать» можно, даже определенно долго. Просто обвал будет скоротечным и более катастрофическим. Раз уж такие, как Бжезинский, взялись за дело, то нам необходимо предпринять все разумные меры, чтобы активно модернизировать страну в направлении, когда ее не просто будут любить за то, что в ней больше всего миллиардеров в мире, но за нее будут сражаться как за государство равных возможностей, справедливого распределения материальных благ, стоящее на защите прав и свобод любого гражданина, независимо от увесистости его кошелька.
- Добавить комментарий
- 4311 просмотров
- Страница для печати