Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Нерентабельный… сувенир

ПРОБЛЕМА развития сувенирного рынка осознана уже давно и подтверждается обсуждением ее на российском уровне. Торгово-промышленной палатой России еще в 2006 году был инициирован «круглый стол» на тему «Новые быстроразвивающиеся сегменты рынка рекламно-сувенирной продукции для предприятий малого и среднего бизнеса». Однако в мае 2013 года в Липецке прошел семинар-конференция по развитию национальной сувенирной продукции под эгидой Министерства культуры РФ, который показал, что общей концепции за эти годы так и не выработано. Вопросами изготовления сувениров занимаются различные ведомства, поэтому нужны межведомственные координационные действия, способствующие успешному решению вопроса.

Нерентабельный… сувенир
Сувениры делятся на дорогие, эксклюзивные, так называемые vip-сувениры, и массовые, которые пользуются наибольшим спросом. К массовым предъявляются определенные требования: небольшой формат и невысокая цена; оригинальная композиция, отличающаяся четкостью и лаконичностью решения. Дополнительным достоинством сувенира может быть его функциональность. Но главное, чтобы сувенир как визитная карточка страны, края, города нес колорит места, в котором он был произведен и приобретен, отражал традиции, достопримечательности, важные события, деятельность выдающихся людей.
Но это общие и вполне понятные требования. Трудности начинаются с того момента, когда одинаковые требования предъявляют и мастеру-ремесленнику, и представителю сувенирного бизнеса. Предприятиям намного проще наладить выпуск дешевых изделий. После «персонификации» – нанесения логотипа, герба, любого рисунка, отражающего местные особенности, – сувениром может стать практически любой товар. Поэтому наиболее массовый сувенир – это тарелки, кружки, футболки с нужным рисунком. Однако взыскательному покупателю требуются более оригинальные сувениры, желательно ручной работы.
Одним из самых удачных подарков всегда были изделия народных художественных промыслов и ремесел, отражающие художественную культуру региона. В недавнем прошлом они пользовались популярностью как у иностранцев, так и у россиян, поскольку были не только красивы и высокохудожественны, но доступны по цене для различных категорий покупателей.

Нерентабельный… сувенир
Но сувениры ручной работы в большинстве своем все же не бывают дешевыми. Поэтому даже известные предприятия народных художественных промыслов, не говоря уже о малоизвестных ремесленных или художественных мастерских, не могут заполнить нишу сувенирного рынка и конкурировать с импортом в области промышленного, массового производства подарков.
Тем более не может решить проблему создания массового продукта мастер-индивидуал.
Все вышеупомянутые проб­лемы были подняты на семинаре-конференции в Липецке 29 – 30 мая нынешнего года.
ОТПРАВНОЙ точкой организации семинара-конференции в Липецке было поручение председателя правительства России Д. А. Медведева по поддержке народных художественных промыслов. Поскольку в 2012 году Министерство культуры РФ получило от правительства в полном объеме полномочия по развитию туризма, то в ряду со многими вопросами потребовалось и принятие системного решения по созданию национального российского бренда.
В предложениях по разработке российского бренда упор делался на народные художественные промыслы, воплощающие в себе неразрывное единство ремесла и искусства. И это правильно – наши русские промыслы имеют мировую известность, хотя сейчас и находятся в плачевном состоянии. Устаревшие технологии, сокращение объемов производства собственно художественных изделий, полное отсутствие инфраструктуры сбыта изделий и множество других системных проблем сокращают численность мастеров и прерывают преемственность традиции.
Однако во многих регионах России нет предприятий народных художественных промыслов. Есть ремесленники, использующие в своем творчестве народные традиции, причем не всегда местные, а скорее общероссийские. Такова ситуация и в Белгородской области. Борисовская фабрика керамики, имевшая статус предприятия художественных промыслов, сейчас не выпускает художественных изделий со стилевыми особенностями местного промысла.
При этом нужно иметь в виду, что у нас нет таких объединений мастеров, как Ремесленные палаты, наподобие тех, которые существуют в Петербурге, Москве, Татарстане, Башкортостане и некоторых других регионах. Эти структуры объединяют мастеров-индивидуалов, мастерские и артели, малые и средние предприятия, оказывая им содействие в материально-техническом, кредитно-финансовом обеспечении деятельности, в проведении маркетинговых исследований рынка сбыта продукции и услуг и многом другом.

Нерентабельный… сувенир
БЕЛГОРОДСКИЕ мастера – это в большинстве работники домов ремесел, основной функцией которых является обучающая. Они создают произведения декоративно-прикладного искусства в единственном экземпляре, практически не тиражируя их. Эти работы демонстрируются на районных, областных, всероссийских выставках и фестивалях.
Однако проблема разработки и изготовления массового сувенира легла на плечи именно работников домов ремесел. Мастерам поставлена цель – выполнить социальный заказ на создание или грамотное использование уже разработанных брендов территорий.
Прошедший в феврале 2013 года смотр сувениров сразу обозначил следующие проблемы.
Большинство сувениров, представленных районами, можно охарактеризовать как милый пустячок, не имеющий никакой функции и не несущий никакого смысла. Это так называемые «бансаи» – деревья и цветы из бисера, всевозможные зверюшки и домовые, даже веники, представляемые как обереги, и так далее. Подобные могут создаваться в любой местности.
По утверждению мастеров, именно они и раскупаются на ярмарках. Подобные тематические сувениры часто оказываются невостребованными, следовательно, их изготовление для мастера нерентабельно.
Отсутствие упаковки снижает привлекательность сувенира. Но поизводство доступной, оригинальной упаковки не развито. Она для мастеров получается дороже самого изделия.
Художественный уровень сувениров очень разный, поскольку профессиональная подготовка и способности мастеров различны. Много изделий откровенно китчевого характера.
ИНДУСТРИЯ сувениров является одним из элементов туристического бизнеса и сопровождает последний практически по всему миру. Ключевое слово здесь «индустрия». Тягаться с промышленным и даже кустарным производством отдельные мастера не могут. Мастер может сделать образец, но массовое производство не является его функцией.
В связи с вышесказанным хочется привести в пример один из самых интересных проектов в сфере развития сувенирного производства, который был осуществлен в Карелии под названием «Центр дизайна и ремесленный бизнес-инкубатор». Под проект был получен грант (софинансирование Европейского союза, РФ и Финляндии), позволивший провести необходимые мероприятия по созданию продукции, в которой сочетаются традиции и современное дизайнерское решение. Древний карельский орнамент использовался не только в традиционных для него вышивке или ткачестве, но и на стекле, фарфоре, в виде аппликации или печати на ткани и т. д. К работе привлекли эстонских, финских, петербургских дизайнеров. Однако даже имеющая преференции Карелия не смогла сделать ручной сувенир рентабельным...
Директора домов ремесел Белгородской области постоянно подчеркивают, что невозможно совместить сохранение традиций, обучение детей и деятельность, связанную с созданием сувениров.
Народный мастер Белгородской области, директор Старооскольского Дома ремесел Н. Н. Никишина говорит: «Вызывают опасения проекты коммерциализации наших учреждений культуры, созданных для сохранения традиционных промыслов и ремесел, тенденция сращивания с бизнесом туризма. Образовательные центры не должны перерастать в мастерские сувенирного производства. Это приводит к отходу от народных традиций в работе с материалом, пошлости образного строя, усредненному, но броскому художественному языку «а ля рюсс».
Выдающийся знаток народной культуры М. А. Некрасова, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, с тревогой отмечает, что промыслы и ремесла обрекаются на сувенирный ширпотреб, что в условиях рынка стимулирует индустрию поделок и подделок под народное.
ТВОРЧЕСТВО – необходимое условие работы художника или мастера декоративно-прикладного творчества, даже самодеятельного. Работа на поток лишает его возможности создавать значимые произведения.
У мастеров, художников и дизайнеров отсутствует мотивация для работы над созданием сувенирных изделий. Не окупаются материальные затраты на разработку эскизов, изготовление макетов и пробной продукции вследствие нестабильности спроса. И это не только проблема Белгородской области. Отсутствие гарантированного заказа, поиски подарков непосредственно перед датой вручения, а также снижение интереса к сувенирной и подарочной продукции после крупных организационных мероприятий не создают предпосылок для развития стабильной базы по разработке и созданию новых видов эксклюзивной подарочной и сувенирной продукции во многих регионах России.
Производство сувенирной продукции подразумевает вложение средств в инфраструктуру, в организацию производственных мастерских, укомплектованных необходимым оборудованием и штатом, начиная от художника, создающего образцы изделий, до подмастерьев и подсобных рабочих, занятых заготовкой материалов. Сбытом сувенирной продукции, который также требует специальных знаний, должны заниматься профессиональные маркетологи.
Работа как представителей культуры, так и индустрии сувениров должна идти параллельно, где-то соприкасаясь и взаимодействуя, но каждый должен делать свое дело.
НА СЕГОДНЯШНИЙ день, когда народными ремеслами и промыслами занимаются несколько ведомств, организаций и общественных объединений, самым главным предложением, поступившим от участников семинара-конференции в Липецке, следует считать разработку Федеральной целевой программы по развитию культуры, где целый раздел был бы посвящен мастерам-ремесленникам и мастерам декоративно-прикладного творчества, определен их статус. Необходимо законодательно закрепить финансовую поддержку центра как софинансирование с регионом, субсидировать области для участия в выставках на коммерческой основе.
Мы с надеждой ждем документы, которые должны быть разработаны Министерством культуры РФ по итогам семинара-конференции: положение о национальном бренде, критерии сувенирного изделия и резолюцию, включающую в себя предложения, поступившие от участников мероприятия. Мы стремимся к появлению на рынке качественных, достойных представлять область и доступных по цене сувениров, которые, помимо своей памятной функции, способны активно воспитывать патриотические чувства, формировать эстетические вкусы и в то же время нести важную информацию о крае.

На снимке: 
образцы сувениров, которые изготавливают мастера нашего края
Автор: 
И. ЗОТОВА, старший научный сотрудник Белгородского государственного Центра народного творчества. Фото С. ЛЫСЕНКО
№: 
148
Ваша оценка: Нет Средняя: 1 (1 голос)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

R7 . гама

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла