В жизни человека, по большому счету, всего две главные дороги – по одной в юности он покидает родительский дом, а по другой в зрелые годы возвращается в отчий край. Новый сборник стихов Владимира Молчанова – по сути возвращение к истокам, в «Село мое вербное» – именно так автор назвал свою новую книгу, выпущенную в свет мос-ковским издательством «Голос-пресс». В сборнике он выходит за рамки личных впечатлений и переживаний, передавая чувства целого поколения своих сверстников. Успешных и состоявшихся людей, которые среди городской суеты все чаще и чаще с щемящей тоской в сердце вспоминают свое босоногое детство, деревенский родительский домик, отца и мать, которых уже нет в живых, ушедшую деревенскую Русь…
Исповедальный, глубоко личный тон лирики поэта определил и форму сборника: это мини-книга, которую можно носить в кармане, постоянно возвращаясь к понравившимся строчкам, осмысливая написанное автором, наслаждаясь созданными им яркими образами и … вспоминая о своем.
В первую часть сборника «В русском небе светло и безбрежно» вошли стихи разных лет и ранее не публиковавшийся венок сонетов, который отличается выразительными рифмами и глубоким патриотичным содержанием.
Стихи В. Молчанова необычайно музыкальны. Нужно отметить, что это вообще яркая особенность его поэтического стиля. Открываешь любой его сборник – и сразу попадаешь с городских улиц в магическую мелодию лирических строк, словно из шума своего времени переносишься в гармонию Вселенной. Не случайно в разное время более ста стихотворений В. Молчанова положены на музыку замечательными композиторами, в том числе и земляками-белгородцами (Н. Поликарповым, А. Аверкиным, А. Балбековым, Н. Бирюковым, Е. Рыбкиным, Е. Ликарчук) и стали известными песнями: «Село мое», «Родник», «Если я и во что-нибудь верую», «Три поля России», «Белгородские улицы»... Сам поэт – автор стихов и музыки более 20 песен, у него вышло три музыкальных сборника.
В книге «Село мое вербное»
В. Молчанов подводит итоги пережитого и щедро делится с читателем скопленными за долгие годы странствий вдалеке от родного дома философскими размышлениями о ценностях бытия. Он осмысливает настоящее и заглядывает в будущее из жизни, откуда навсегда убежало детство.
Прежде всего поэт задумывается о Слове, именно оно важно и ценно, а не жалкая безыскусная речь. Его лирический герой выбирает молчание, но особое, то, которое «будет в сердце говорить»:
Мы умеем в молчании слов
Слышать крики
отчаянья подтекста.
Обилие вокруг «жалкой безыс-кусной речи», в том числе и у представителей поэтического цеха, вызывает у В. Молчанова горький юмор:
От заката – всю ночь –
до рассвета,
Как судьбы
неприступный редут,
Снова осень штурмуют поэты
И никак, все никак не возьмут…
Автор ценит Любовь. Его лирический герой очень тонко чувствует возлюбленную, которая для него всегда недосягаема. Она – постоянно ускользающая от понимания вечная тайна, красивая и манящая. А он – неуютный, недоверчивый, неуверенный и страдающий. Их встреча неосуществима: она приходит к нему вчера из завтра и полюбит тогда, когда он ее уже разлюбил…
Поэт ищет особый смысл в русской Природе. В его стихах зримо предстают встрепенувшаяся деревенская весна, бабье лето, осенний листопад и снимающая за речкой квартиру зима. У В. Молчанова обращение к картинам природы – это очищение души, возвращение ей первозданной свободы. При этом авторские сравнения, метафоры и олицетворения удивительно ярки и глубоки, проникают в суть явлений, поражая точностью и оригинальностью. Так, на глазах у плачущей девчонки слезы взрываются, словно мартовские почки; как веснушки, по речной заводи рассыпалась ряска; печалится и держит обиду на осень ветер; бродят по марту снега, гуляет по щекам мороз, мчится, как будто бы всадник, дождь…
Все, что автор видит в родном селе, вернувшись через много-много лет, он воспринимает через призму прожитого и пережитого. Поэтому подснежники вызывают в нем не столько восхищение их красотой, сколько удивление их мужеству и желанию вопреки морозу расти и цвести под снегом. Первый весенний цветок становится символом души сильного человека. Восхищается поэт и стойкостью родной яблоньки:
Где в тебе берутся
мужество и сила
Каждый год весною
рассыпать свой цвет?
Отчая земля для В. Молчанова – это Жизнь. Поэтому лирический герой, полной грудью вдохнув воздух родины, лечащий его уставшую душу, восклицает:
Бор, зеленей!
Вольный ветер, кружись!
Нет ничего в мире лучше,
чем Жизнь!
Но воздух памяти горчит. Поэт с болью отмечает неблагополучие в родном краю: ведь хутор Заячий – без зайцев, а Логовое – без лугов, мелеет Нежеголь, задыхаются в пыли молодые тополя. Автор, обращаясь к родной земле, задается вопросом: «Родина сердечная, что же будет с нами?». Пытаясь найти ответ, он вглядывается в родные дали, в прошлое и настоящее, в свое отгремевшее детство. И тут же спрашивает себя и нас: а сможет ли на родных просторах расцвести счастливое грядущее детство внуков и правнуков?..
Он отмечает, что из современной жизни ушли простота отношений и душевная теплота, честность и открытость. Совсем не стало слышно на селе песен и мелодий заливающегося баяна, обжигающих сердце как огонь. Нет деревенских свадеб с задорным ритмом частушек и заздравными песнями в честь жениха и невесты. Для В. Молчанова русская песня – это примета детства, малой родины, России. Поэтому он верит:
Срок настанет –
и песня споется,
Будут звуки вольны, высоки,
И душа зрелым словом
нальется,
Как отборным зерном колоски…
Автор остро чувствует свою причастность к родной земле, воспринимает каждый ее звук, любуется всеми красками, наслаждается запахами:
Где-то утки кричат.
Вечереет…
На небе
Одинокой свечой
Чуть мерцает звезда.
Золотятся поля,
Пахнет речкой и хлебом,
Да чуть слышно гудят
Над землей
Провода…
Чуткое ухо поэта улавливает напев, который шуршат камыши, шепот ракит, тревожный гомон лип и тополей, шум сосен на меже, прощальный крик-плач журавлей. Лирический герой ощущает и мятный запах лугов, любуется зеленью буйного сада. Для него дороги все приметы малой родины: и заречные тополя, и дуб со спелыми желудями, и догола обнаженный лес.
Во вторую часть сборника «Село мое вербное», которую автор назвал «Я – веточка березки таволжанской», вошли стихотворения, венок сонетов и поэма «Баян», посвященные малой родине поэта и близким людям: отцу и матери, землякам. Это трогательная песня «земле отцов», в общем-то «рядовой местности», но:
Но куда бы судьба ни звала,
Вдруг приходит такая минута:
Аж берет меня страх
почему-то,
Что уехал я из села…
«Село мое вербное» – это и воспоминания о детстве, чистом, честном и беззаботном. Именно в детстве, в прошлом, в отчем краю поэт обретает самого себя. При этом его «душа в обнаженной печали замирает в предчувствии слез».
Венок сонетов «В судьбе моей останется навек» посвящен матери. Это траурный венок на ее могилу, плач сына. И покаяние перед самым дорогим человеком. В произведении остро ощущается леденящее дыхание смерти, с неизбежностью и жестокостью которой сталкивается лирический герой. Она целиком заполняет собой родной дом, весь двор и ставшую бескрылой душу поэта, затаившись в них. Лирический герой с беспредельной скорбью ощущает строгость и безответность бездыханного родного тела, бледность неподвижных век, при этом вспоминая совсем недавнюю улыбку мамы, ее чистый смех. И то, что она все чаще не спала по ночам, тревожилась и ждала, грустила о сыне.
О чем бы ни писал автор в своем сборнике: о Слове, о Жизни, о Природе – всю книгу пронизывает живая и трепетная любовь к России, полная веры и надежды в ее будущее благополучие:
В русском небе светло и безбрежно.
Туча зла, стороной проплыви,
Лишь тогда запоют безмятежно
В онемевшей душе соловьи.
Впереди у нас тьма потрясений,
Но мы все же дождемся тех дней:
Колоколец надежды весенней
Зазвенит в нас звончей и звончей.
И нельзя не согласиться с поэтом Владимиром Молчановым, что большая страна Россия начинается с русской деревни, с «села вербного»:
Если я и во что-нибудь верую,
Если в жизни куда-то стремлюсь –
Это только в село мое вербное
Со спокойным названием Русь.
- Добавить комментарий
- 4734 просмотра
- Страница для печати