Не только в центнерах счастье
Вот уже три года Александр Владимирович Пилюгин на земле, кормящей рыбное хозяйство, работает по системе no-till. Этим летом по прямому севу получено 40 центнеров зерна с гектара. Там, где едва не безмерно землю посыпали химудобрениями и химпрепаратами, урожаи были и побольше. На своем хлебном поле Пилюгин внес в весеннюю подкормку по два центнера селитры на гектар, применил средства защиты растений от вредителей и болезней. Все по необходимому минимуму. И не больше того. Его земля не знала предпосевных почвообработок, на чем сэкономлено большое количество горючего. Затраты труда сокращены процентов на шестьдесят. Окончательная себестоимость зерна подсчитывается, но уже сейчас ясно, что она будет примерно два рубля за килограмм.
Главное у Пилюгина – показатель себестоимости. Там, где другие землю пахали и накачивали химудобрениями, урожай, может быть, и выше, но и себестоимость соответствующая. У Пилюгина же зерно наидешевейшее. И в этом весь секрет технологии no-till.
Кормить рыбу дешевым зерном – значит по себестоимости дешевле будет и рыба.
Век живи – век учись
– Сколько работаю, столько и учусь, – говорит Александр, – и все на своих ошибках.
В этом году он впервые сеял прямым севом подсолнечник. Но концы сорокагектарного поля, заезженного колесами, взлущил. И удивительное дело – посеянный по взлущенной почве подсолнечник быстро поднялся ровными строчками всходов, в то время как поле под покровным ячменным одеялом со всходами «молчало». Знатоки технологии no-till не на шутку встревожившегося испытателя успокоили: выводы делай в июле и августе. И вышло, как они сказали. «Выстрелившие» потом из-под соломенного покрова подсолнечные растеньица быстро развились и теперь вдвое превышают размерами подсолнечных корзинок те, что окаймляют поле. Это очевидно всякому.
Почему это произошло, стоит подумать. Возможно потому, что в не тронутой почвообработкой почве сохраненной оказалась почвенная структура. Вывод: чем меньше природную структуру тревожить, тем щедрее окажется она на отдачу. Ведь вот укрыли склоновые поля пожнивными покрывалами, и почву с них водотоки уже не уносят, как было прежде.
К слову сказать, ошибки приходится исправлять не только свои. На севе «пропашного» подсолнечника Пилюгин использовал купленную приставку к сеялке «Берегиня». Приставка на севе подсолнечника обнаружила явный изъян. Более чем метровый семяпровод, случается, рассеивает семена неровно. К следующему посевному сезону Александр Пилюгин твердо решил на место приставки приобрести сеялку для широкорядных («пропашных») культур. Разумеется, прямого сева.
Севооборот из одной культуры – не севооборот. В следующем году Пилюгин планирует сеять наряду с пшеницей и ячменем, давшим, кстати сказать, при прямом севе по пятьдесят центнеров зерна с гектара, еще и подсолнечник, кукурузу. Обе культуры нужны не только как составляющие полевого севооборота, но и для рыборазведенческого дела. Жмых от переработки маслосемян пойдет в рыбьи корма. Кукурузное зерно приходится прикупать как ингредиент для производства рыбных комбикормов. К сегодняшнему дню Пилюгин самообеспечивается кормом для рыб процентов на восемьдесят. Освоение новых культур даст полю более-менее грамотный севооборот, а кормообеспечению – почти полный замкнутый цикл: вся рыба на собственных кормах.
Конечно, введение в севооборот кукурузы требует обзаведения новыми сушильными мощностями, площадями под хранилище. Строить новое хранилище кукурузного зерна Пилюгин не планирует – присмотрены уже вакуумные пленочные покрытия. Так выгоднее.
Вода для рыб и уток
Стремление к прибыльному ведению дела в случае успеха дает маневр к расширению его. В этом году на прудах рыбхоза Пилюгин разместил 12 тысяч уток. Они живут и кормятся на воде, их тут же, на воде, закупают оптовики.
Утки, известное дело, полезны рыбному водоему. Они очищают водную поверхность от ряски, другой растительности, от неполезных живых организмов, удобряют и тем едва не на треть повышают рыбопродуктивность водоемов.
Возможности полезного и санитарно-безопасного сожительства рыбы и уток на пилюгинских водоемах не исчерпаны. В будущем Пилюгин рассчитывает поселить на зеркале своих прудов до тридцати тысяч уток, а чтобы утиное производство стало приносить большую выгоду, закупить убойный цех и реализовать тушку утки в упаковке.
По движению души
Недавно Александр Владимирович ездил в Севастополь к сыну, несущему срочную водолазную службу на Черноморье. Под Ростовом увидел скопление беженцев из Украины, томящихся неизвестностью своей будущей судьбы.
Вернувшись домой, позвонил в отделение Общества Красного Креста и попросил к себе на постой двенадцать человек. Разместил их в половине собственного дома, в материнском доме, в доме сына. Всех обеспечил питанием, помогает с устройством на работу. Корысти решительно никакой. Просто шевельнулось в душе, говорит. И разве только у него одного? У нас от веку, если Родина в опасности – значит, все ушли на фронт.
Если по уму – зачтётся
О том, что с технологией прямого сева Александр определился надолго, если не навсегда, говорит факт. На хозяйственной территории ни одной сельхозмашины для технологии классического образца. Все сбыто.
Но определился – еще не значит познал до конца. Приходится действовать по обстановке. Беспахотные территории охотно осваивают мыши. Нынче их чрезвычайно много. Не оттого ли, что год урожайный? Многие виды отрав не дали результата. Решено было прямо по пожнивному покрытию пустить лущильники с углублением их в почвенный слой не более чем на три сантиметра. Отклонение от инструкции прямое. Но как быть, если орды грызунов множатся? Теперь зерно, оставшееся в соломе, вдавливается в почву и прорастает, не доставаясь алчущим грызунам.
Словом, ситуация, характеризующаяся словами «Беру ответственность на себя». Таких ситуаций при освоении нового большого дела случается немало. И если по уму, дело в итоге не проигрывает.
- Добавить комментарий
- 4574 просмотра
- Страница для печати