Позже объясню, как я оказалась в это декабрьское утро в лесу возле едва обозначенной на замерзшей земле дороге. Но место, надо заметить, очень живописное: вдоль петляющей колеи тянутся бесконечные заросли терна. Ветви его усыпаны крупными сизыми промерзшими насквозь ягодами, оттого кажется, что окутал кустарники необычный серо-голубой туман. Солнце золотит края облаков. Тишина, покой... Зимняя сказка в краю Берендея, да и только!
Здесь, я знаю, должно произойти нечто необычное. Терпеливо жду, но все равно вздрагиваю от неожиданности, когда прозрачную тишину холодного зимнего утра разрезает шум моторов. Шум все нарастает, и на повороте дороги появляется первая машина, за ней другая, третья... Колонна, урча двигателями, проходит мимо.
Вдруг впереди, там, где головная машина, слышится резкий хлопок. Взрыв, надо сказать, был не слабым — вспыхивает огонь и вверх поднимаются клубы дыма. Мое первое непроизвольное движение — укрыться хотя бы за стволом стоящего рядом дерева. Но полковник милиции А. А. Лопатков хватает меня сзади за плечи и со словами: «Террористы! Не упускай момент! Снимай! Снимай!» выталкивает на другую сторону дороги, поближе к происходящему. Я и так не упускаю момента: фотоаппарат трудится вовсю.
Слышу сзади шум мотора, оглядываюсь — на секунду показалось, что появившаяся как будто из-под земли бронированная машина мчится прямо на меня. Вижу: наверху, как танкист в люке, стоит боец и строчит из автомата, только гильзы отскакивают.
— Спецмашина «тигр», — с гордостью говорит полковник, который опять оказывается рядом со мной.
«Тигр» проносится мимо нас и резко останавливается. Бойцы, укрывшись за корпусом спецмашины, стреляют из автоматов, затем перебежками продвигаются вперед. В дыму едва видны их силуэты.
— Два террориста убиты, третьего взяли в плен, — говорит полковник, вглядываясь вдаль.
Я, надо признаться, из-за дыма ничего не вижу, но через очень короткое время появляются два бойца, которые тащат по земле скрученного и уже не сопротивляющегося нападавшего.
Забыла сказать, что дело происходило не на Северном Кавказе, а в Борисовском районе, в нескольких километрах от населенного пункта Становое.
Но думаю, что надо все же наконец успокоить читателя и разъяснить, откуда взялись в лесу под Белгородом «террористы», бойцы и мощные «тигры».
Нападение на колонну автомашин ненастоящее — это часть учебной тренировки отдела милиции специального назначения. Боевая задача защищать колонну и взять террористов в плен была выполнена. И «наши», и «террористы» — бойцы отряда милиции, а потому уже через несколько минут «враги» весело смеются и подтрунивают друг над другом, обсуждая детали операции. Мой «ангел-хранитель» — полковник Лопатков, командир отряда, рассказывает:
— Места здесь очень похожи на местность на Северном Кавказе, такие же холмы и овраги, поросшие растительностью. Отличные условия для тренировок.
Сюда, можно сказать, в первозданную природу, в зимний лес и привезли машины бойцов отряда в первых числах декабря. Уже через час после их прибытия были разбиты брезентовые палатки, установлены печки-буржуйки, еще через несколько часов в большом котле в палатке с над-
писью «Кухня» варился борщ на всех бойцов. На другой день походная жизнь и вовсе вошла в колею.
У бойцов сейчас довольно жесткое расписание: подъем в 7 утра, зарядка, точно в установленное время завтрак, обед и ужин. Есть и личное время, можно телевизор посмотреть, в шашки-шахматы сыграть, но что незыблемо и, можно сказать, свято — боевая подготовка: учения, стрельбы, марш-броски.
В отряде 25 человек, все офицеры, среди которых три полковника и шесть подполковников. Все побывали там, в «горячих точках», да и в мирной жизни работы у милиционеров хватает: сотрудники ОМСН работают на наиболее сложных и опасных направлениях.
Но вот к фотокамерам эти ребята непривычны, о себе рассказывают крайне скупо, думаю, больше всего опасаются, чтобы их рассказ не приняли за хвастовство.
— Был в командировках на Северном Кавказе 15 раз, — говорит 39-летний старший уполномоченный по особо важным делам А. В. Шабаев. И тут же торопливо добавляет: — Да тут все такие же, как я, у всех награды и поощрения.
— Не верю, когда говорят, что едут в «горячие точки» с большой охотой, думаю, обманывают, бравируют, — продолжает Александр. — О себе скажу так: надо — значит надо. Надо — значит еду. А «там» всегда в напряжении, каждую минуту, расслабляться нельзя.
Взаимовыручка, дружба — главное, без них никак не обойтись, считают милиционеры.
— Когда попал на Северный Кавказ в первый раз, меня бывалые бойцы опекали, потом я опекал молодых, — рассказывает зам. командира ОМСН
В. П. Павлов. — Помню, был там один паренек. Ну и взял я над ним «шефство». Все бы ничего, но замечаю, что избегает парень носить с собой патроны. Потому что тяжело. Но ведь надо! Ну я и подложил ему в вещмешок «блин» в два с половиной килограмма. Ничего, парень крепкий, даже не заметил. Я еще такой же «блин» ему подсунул. Потом уже рассказал, смеялись...
И опять о серьезном ни слова.
Попасть в отряд непросто, абы кого, как говорится, не берут. Нужны физическая подготовка, устойчивая психика. Желающих много — попадают совсем немногие. Первый этап — проверка физической подготовки. Кросс 5 километров, затем нужно подтянуться не меньше 18 раз, потом отжим, пресс и другие упражнения. Но это еще не все. Далее — рукопашный бой: три раунда по две минуты, причем противники каждый раз новые, со свежими силами. В этом и есть смысл проверки — тут главное не сдаться, устоять, проявить упорство, мужество, если хотите.
Выдержал новичок — наш человек. Хотя далее предстоит еще и психологическая проверка, но это уже по части медиков. Вот если и ее пройдет — станет бойцом отряда. Кстати сказать, меня заверили, что из отряда уходят очень немногие, хотя нагрузки, сами понимаете, немалые, а полную проверку психологической и физической подготовки бойцы проходят каждые полгода. Зато с полной ответственностью можно сказать, что здесь служат волевые, физически развитые бойцы, умеющие в сложной ситуации принять правильное решение. Проходят они зимнее и летнее обучение — по пять месяцев каждый. В конце занятий — вот такой десант в лес.
Не мешает заметить, что
10-дневное пребывание на природе для большинства изнеженных горожан наверняка стало бы непреодолимым, жестоким и даже бесчеловечным испытанием: промокнут, продрогнут и подхватят насморк. А для ребят из отряда — это семечки, и не такое в жизни бывало, любую работу они делают легко, споро и умело. Находится место и шутке, всегда дружеской и беззлобной.
— Скучаю ли по дому? Ну да, наверное, — говорит Александр Шабаев. — Только Белгород-то вот он, рядом. Позвонил: «Как дома? Порядок?». — «Порядок!». И дальше служи. Всего-то 10 дней...
Как освоились на месте дислокации бойцы отряда, прибыл проверить начальник УВД по Белгородской области В. Н. Пестерев. Осмотрел лагерь, кажется, остался доволен, да и внешний вид бойцов не огорчил.
— Ну что же, вижу, что свежий воздух вам на пользу: веселые, розовощекие... — улыбается В. Н. Пестерев.
Владимир Николаевич отметил слаженность коллектива, его умение обеспечить жизнедеятельность подразделения в экстремальных условиях, поддержать дух товарищества.
- Добавить комментарий
- 5582 просмотра
- Страница для печати