ОЧЕНЬ СКОРО наша страна будет отмечать 70-летие Великой Победы советского народа над Германией. На днях В. В. Путин отметил, что на историю Великой Отечественной войны враги и «пятая колонна» выливают ушаты лжи, дезинформируя подрастающее поколение, и что с этим необходимо бороться.
Считаю, что долг детей вой-ны донести правду, пока мы в состоянии это сделать, так как были свидетелями страшных событий.
Только в связи с «перестройкой» моя семья вынуждена была покинуть родной город из-за дикого национализма, невесть откуда взявшегося. Но у нас и капли обиды нет на грузинский народ, гостеприимный, отзывчивый в горе и радости, и не его вина, что ЦРУ заварило смуту. Из 700 тысяч ушедших на фронт Великой Отечественной из маленькой Грузии более половины не вернулись домой. На заводах и фабриках места мужчин заняли женщины и подростки. Как и в других республиках СССР, все производство работало под лозунгом: «Все для фронта, все для победы».
Как воспоминала мама, она очень часто вместе с подругами во время войны ездила по селам менять кое-что из одежды на еду. Однажды в Кахетии старенькая полуторка, преодолевая бурную реку, опрокинулась. Мама не умела плавать, и ее понес поток. Спас пожилой грузин, бывший поручик царской армии Георгий Лаурсабович Цицишвили. Маму отвели в село, накормили, обсушили, дали мешок кукурузы и фасоли. По тем голодным временам это было неслыханное богатство. Она пробовала отказаться: мол, когда смогу расплатиться… «Бери, бери, дочка, – сказал старик. – Муж на фронте? Дети есть?». Узнав, что есть я, двухлетний сын, добавил бутылку молока и несколько яиц.
«В селе, дочка, не осталось мужчин, – пояснил спаситель, – все ушли на войну, все на их плечах, – кивнул он в сторону женщин в черном. – Два зятя погибли, а меня даже в ополчение не взяли, старый, говорят, а я еще с японцами воевал в 1904 году».
Гитлер был уверен, что после нападения на СССР в тылу начнутся межнациональные бунты и столкновения, но этого не произошло. Как ни ерничают наши враги, убеждая, что дружба и братство народов – сталинский мир под дулом орудий, это не так. Наша сила в единстве, единство народов смогло победить лютого врага.
Примеров множество. Вот один эпизод. Моего дядю, полковника-танкиста Л. П. Иванова, мать его армянка, а отец русский, из горящего танка под Прохоровкой вытащил пехотинец-узбек и, не назвав имени, побежал догонять роту. А до санбата его, раненого, тащила по этому аду русская девушка-санинструктор.
А вот еще эпизод. В 1948 году осенью мы с родителями ездили к фронтовому другу отца в г. Сагареджо. Остановились возле родника. Большая группа женщин наполняла кувшины водой. Все они были в черном, даже девочки 12–13 лет. Мы обратили на это внимание. Одна из женщин, обращаясь к матери, сказала: «Сестра, тебе повезло, твой муж вернулся, а мы получили «черные бумаги» (так кавказские женщины называли похоронки). «И не снимем черные одежды до самой смерти, так велит адат (обычай предков). Дочери смогут снять черное, когда подрастут и выйдут замуж».
День Победы помню так, как будто он был вчера. Мне было четыре года. Мы стояли на улице Плеханова, а мимо нас огромные толпы людей со знаменами и портретами Сталина шли на площадь Ленина на митинг.
Такого ликования я больше не видел уже никогда. Люди плакали и смеялись. Помню, два здоровых парня несли на руках безногого инвалида, который взволнованно выкрикивал здравицу И. В. Сталину на русском, курдском и грузинском языках.
Пожилая грузинка в черном дала мне яблоко и сказала: «Скоро твой папа вернется» и… заплакала.
Этот день я буду помнить всю оставшуюся жизнь.
- Добавить комментарий
- 4220 просмотров
- Страница для печати