С большим интересом прочитала статью Н. Кутковой в «Белгородской правде» «Как нам учителя «модернизировать»?». И не просто с интересом, а с определенной озабоченностью и бесконечными раздумьями. Мой педагогический стаж – 43 года, я учитель-ветеран, но учитель ведь навсегда остается УЧИТЕЛЕМ, все проблемы школы ему близки. Хочу высказать свои мысли по обсуждаемым проблемам.
Какие бы красивые слова ни говорились на совещаниях, конференциях, но всем понятно главное: образование в нашей стране зашло в тупик. А несколько десятилетий назад оно было лучшим в мире. Что же случилось? По всей видимости, главная ошибка в том, что вдруг резко изменился подход к образованию и курс: отказались фактически от прежних наработок и бурно стали внедрять новое, до конца не убедившись в его целесообразности.
Права Наталья Васильевна: слабый абитуриент – слабый студент – слабый учитель, и опять все по кругу. Извечные русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?».
Начнем с основного. Когда-то были в каждой области облоно и институт усовершенствования учителей. Сейчас – департамент образования, культуры и молодежной политики, а для прохождения курсов переподготовки учителей – БРИПКППС (ну и аббревиатура!). Как удается уважаемому Ю. В. Коврижных заниматься одновременно решением проблем в образовании, культуре и молодежной политике? Кому пришла в голову такая идея? Были заведующие облоно, мы, учителя, с радостью ждали в школах, например, Ивана Стефановича Соловецкого, встречались с ним и на курсах переподготовки, и на различных совещаниях, и могли обратиться к нему с самыми разными вопросами, он всегда по-деловому, по-доброму решал все проблемы. А теперь учителя словно осиротели. Облоно был центром учительской жизни!
Теперь о ЕГЭ. К рассуждениям и разности взглядов на данный вид аттестации все уже привыкли. На первый взгляд, чего еще желать? Прошли тестирование, получили документ о результатах – и выбирай вуз. Но в ЕГЭ столько подводных камней! Готовить к нему начинают с первого класса, по всем исключительно предметам – бесконечное тестирование.
Учат детей: «Выбирай!». Но из чего выбирать, если и знаниями-то дети еще не овладели! Что-то в конце концов выберут, часто по наитию или совершенно случайно, но знаний прочных нет. Все поверхностно. Да и сама процедура проведения ЕГЭ часто вызывает сомнения. Бывает, слабый троечник получает чуть ли не высший балл, а действительно умный, думающий ученик тянет где-то на «троечку». Учителя не однажды высказывали негативные мнения по поводу всей системы этого тестирования. Но кто слышит простых учителей? В 11 классе почти невозможно учиться и учить: пробное тестирование проводится по всем предметам и не однажды в течение года: школьное, районное, областное, республиканское. А когда же проходить учебную программу, ведь этим «пробникам» нет конца и края. Вспоминается эпизод из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», когда купец Ферапонт, наблюдая, как покидают жители Смоленска город перед вступлением в него французов, восклицает: «Тронулась Расея!». Но то была боль. А ныне зачем? В дни проверочного тестирования школьные автобусы курсируют по дорогам из сельских школ в районную и обратно. Хоть восклицай как Ферапонт.
Получен в конце концов документ о количестве баллов по предметам. И в вуз! В любой! Куда хватит родительских денег. Сейчас почти все выпускники поступают именно в вузы, техникумы не в моде, уже и от уборщицы требуется высшее образование. Что мы делаем? Зачем? Диву подчас даешься, в школе еле знают таблицу умножения, а поступают на факультеты, где профилирующим предметом является математика, причем высшая. Какие же специалисты из них получатся? Наверное, все сталкивались с тем, что к молодому специалисту, например, врачу, и записываться на прием люди боятся, не доверяют. И к учителю часто такое же отношение.
Действительно, на педагогические факультеты поступают зачастую те, кто по баллам не пройдет в престижный вуз, о любви к детям, к профессии и не думают. Хотя, конечно, есть и поступающие по призванию. Да вот в школы-то они потом не стремятся. Потому что в современной школе столько всяких наворотов, что нет времени работать именно с детьми. Во-первых, программы. Когда-то были типовые программы, составленные в министерстве, они отвечали всем требованиям и были едины для всех школ России с русским языком обучения. Теперь же каждый учитель должен сам составлять рабочие программы по предметам.
А зачем же тогда министерство? Или учителя лучше это сделают, чем министерские чиновники?
Теперь об учебниках. Опять-таки раньше были единые типовые учебники для всех школ страны. Теперь же бесконечные глупые эксперименты: в одной школе учебник одного автора, в другой – другого, на следующий год могут сообщить, что нужен учебник совсем иного автора. Тут тоже главную роль играют деньги, выгода? А об учениках и учителях кто-либо подумал? Переходит, например, ребенок из одной школы в другую, да еще в середине учебного года, а на него там учебники не рассчитаны, да и учителю как переучивать? Учебники учителя для работы должны покупать сами, а это очень недешево.
Далее. О подушевой оплате. В городских школах это, наверное, оправдано. А в сельских? Количество учеников в классах 5–10–15, какая уж тут оплата? Придумали стимулирующую часть, то есть это баллы, заработанные учителем за участие детей в различных конкурсах и олимпиадах. Конкурсов в месяц бывает до 30, их проводят и дом детского творчества, и станция юных натуралистов, и… Все конкурсы готовит учитель, подчас это непосильный труд. Олимпиады теперь абсолютно по всем предметам проводятся на школьном, районном уровне в рабочие дни в основном, что означает пропуски занятий детьми. Как справиться со всем этим начинающему учителю?
О жилье для учителей. Да, есть ипотека. Под 5 процентов годовых. Но выплачивать данный кредит придется, наверное, до пенсии. Где же раньше брали деньги для бесплатных квартир учителям на селе?
Когда-то профессия учителя была престижной, уважаемой. Сейчас этого нет.
Вот по этим причинам и не идут выпускники вузов в сельские школы.
Так и нет ответов на извечные вопросы. Хотя, наверное, все зависит в первую очередь от министерства.
Нужно только не придумывать ничего нереального, неапробированного, знать о жизни школы не в теории, бывать в школах, СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ мнение учителей, чтобы школа не задыхалась от бесконечных нововведений и нескончаемых проверок, а встречала их радостно.
Я уже на пенсии и счастлива тем, что моя любимая работа пришлась на старые, добрые времена, когда общество ценило учителя, когда учитель отдавал свои знания, душу и сердце детям. «Сейте разумное, доброе, вечное» – эти слова поэта были нашим напутствием.
А нынешние молодые учителя, мои друзья, умные, любящие детей, иногда восклицают: «Господи, когда уже мы доживем до пенсии?».
- Добавить комментарий
- 5722 просмотра
- Страница для печати