Есть люди, у которых по лицу видно их призвание. Такова была моя первая учительница в Белгородской школе № 1 Евгения Андреевна Демина. Таких учителей по жизни встретишь нечасто, во всяком случае, у меня было немного.
Один из них – Евгений Вячеславович Тонков.
У архангельских поморов есть какая-то основательность. За что бы ни брались, все делают на совесть. На русском севере все особенное: и климат, и, конечно же, люди. Особенный архангельский промысел, обычаи, традиции. Даже говор со знаменитым неторопливым оканьем особый. Ведь не зря известный государственный деятель дореволюционной России Сергей Юльевич Витте сказал, что «поморы – сталь земли русской».
Помором Тонков может считаться только по месту рождения: его отец Вячеслав Алексеевич работал в 30-е годы директором Северного краевого музея в Архангельске и занимался ненецким фольклором, лучшие образцы которого он собирал, неустанно путешествуя по Канинской тундре, Мезенскому краю, островам Новой Земли. Входил в состав редколлегии краевого журнала «Звезда Севера». Широкую известность уже в те годы получили изданные им «Ненецкие сказки», записанные лично со слов легендарного аборигена Тыко Вылки – председателя Ненецкого округа Новоземельских островов. В эти же годы отец публикует «Сказки народов Севера» на ненецком языке, «Свадебные песни и обряды города Мезени», которые приносят ему известность в литературных кругах.
Не впитать в себя всего этого Евгений Вячеславович просто не мог. Даже поморская мастеровитость не раз выручала его в жизни, когда, будучи директором сельской школы, самому приходилось браться за плотницкие инструменты. Надеяться было не на кого.
Выпускника Воронежского университета, городского парня, знавшего о селе лишь по фильмам «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки», направили директором малокомплектной школы в воронежскую глухомань.
Реальность быстро отрезвила сознание, но даже мысли на отступление не возникало. Сами заготавливали торф для отопления, доставали в лесничестве дрова, помогали колхозу убирать картошку и кукурузу. Но главным было налаживание педагогического процесса. Молодому директору удавалось убедить сельских педагогов в правоте своей концепции обучения.
Выручала, по словам Тонкова, перспектива. Без нее завтрашнего дня не существовало. Создать ее, заставить поверить учеников в светлое будущее, когда сам гол как сокол, – в этом и есть талант настоящего учителя.
На нового директора вначале смотрели недоверчиво.
– Вот прежний, это был директор, – говорили селяне. – И корова у него была, и поросенок, и куры. А этот, кроме кошки да птичек в клетке, ничего не имеет.
Авторитет приходилось завоевывать другими средствами.
Помогала жена Ольга, педагог, с которой работали вместе. Организовывали школьные хоры, олимпиады, викторины, различные конкурсы. Ставили концертные программы для жителей села.
И все это на фоне тогдашней послевоенной бедности.
– После зарплаты заходил в районный магазин, в котором было то же самое, что и у нас в селе, то есть ничего! – вспоминает Евгений Вячеславович.
Как-то директор районной киносети подарил ему списанный движок, что-то наподобие современного генератора. В выходные дни молодой педагог долго корпел над ремонтом, но сдюжил. Подвел электропроводку, и вот он, торжественный момент – в школьном коридоре загорелись электрические лампочки. Теперь можно было подумать и о встрече Нового года.
Игрушки дети делали сами, но главное – была приобретена гирлянда. Колхоз за помощь школьников в уборке урожая помог с подарками. Наверное, кто-то из ребят тогда впервые и попробовал конфеты, пряники. А когда школьники вместе с Дедом Морозом прокричали «Елочка, зажгись!» и увидели праздничные фонарики, все ахнули от удивления. Радости сельских ребят не было предела.
Евгений Вячеславович до сих пор не может вспоминать этот, казалось бы, незначительный эпизод своей жизни без волнения.
От опыта работы в сельской малокомплектной школе, едва насчитывающей 60 учеников, Тонков постепенно переходит к экспериментальной работе в районной школе, где уже тысяча учащихся. В 1967 году, работая директором школы, защитил кандидатскую диссертацию. А это в те годы было ох как непросто! На всю Воронежскую область было два директора школы – кандидата наук.
Где бы ни работал Тонков, он всегда трепетно относился к учителям. Это осталось со школьного детства. В первые месяцы войны, когда его с матерью и сестрой эвакуировали в Алтайский край, на больших переменах учительница приносила в класс ведро с супом и разливала каждому по мискам. А если кто-то болел, она разносила еду к ним домой. Как забыть такое подвижничество?
За организаторские способности его настойчиво «сватали» на партийную работу, но Тонков так и не сбился с выбранного пути, стал заслуженным учителем Российской Федерации.
Почти полвека Евгений Вячеславович трудился в Белгородском государственном университете, бывшем пединституте, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии. С 1978 по 2001 год являлся первым проректором по научной работе, а затем, до выхода в декабре прошлого года на заслуженный отдых, – советником ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета. Все эти годы он читал курс лекций по педагогике, причем не только в нашей стране, но и в Высших педагогических школах г. Ополе (Польша) и г. Гюстров (Германия). Три монографии, более сотни научных статей и материалов конференций, 15 учебных пособий вышло из-под его пера, в том числе и главный труд жизни – «Педагогика образования».
Его знают во всей стране как пропагандиста передовых педагогических идей. Четверть века он возглавлял Белгородское областное педагогическое общество. А сколько сделал Тонков для теоретического обоснования и становления школ-комплексов на Белгородчине!
Сегодня почетный профессор БелГУ Евгений Вячеславович Тонков празднует свое восьмидесятилетие. Он встречает его с любимой супругой Ольгой Николаевной, с которой вместе они уже почти шесть десятков лет, в окружении детей и внука. Недавно исполнилось полтора года правнучке Веронике.
– Можно научить решать задачи, писать диктанты, пересказывать тексты, но воспитание – это не только слова. Это комплекс всех влияний на личность и деятельность самой личности, – говорит Евгений Вячеславович в эпилоге своих мемуаров «Будни сельской школы».
Это не просто слова, их он подтвердил своей работой на ниве просвещения.
«Белгородская правда» присоединяется к многочисленным поздравлениям юбиляру.
- Добавить комментарий
- 7009 просмотров
- Страница для печати