Есть в Ракитном неприметный на первый взгляд дом, построенный руками его хозяина, заслуженного работника культуры Российской Федерации Анатолия Ивановича Борисенко. Стоит он на самом краю глубокого оврага так, что огороды и все остальные постройки спускаются по отлогой стороне оврага вниз, как будто норовят спрятаться подальше от людских глаз.
Но такое впечатление ошибочно, поскольку Анатолия Ивановича – человека простого и скромного, всю жизнь проработавшего в районном Доме культуры в качестве руководителя танцевальных и хоровых коллективов – участников, призеров, лауреатов и победителей многих всесоюзных и всероссийских, а также областных и районных конкурсов, смотров, фестивалей и концертов, знают многие ракитянцы. И не только они. Борисенко знают многие работники культуры Белгородчины, а в последние годы и обычные жители области, далекие от художественной самодеятельности, – рабочие и крестьяне, взрослые и дети, приезжающие на экскурсии в его музей истории и культуры родного края, созданный его руками, умом и сердцем прямо в доме и на прилегающей к нему территории усадьбы.
Только в нынешнем году усадьбу-музей Борисенко посетили более тысячи белгородцев из разных районов области, оставивших свои отзывы во втором «томе», поскольку первая книга регистрации приезжающих заполнена до последнего листа. Есть здесь и запись учителей Гуляй-Польского района Запорожской области Украины: «Спасибо за Вашу работу, за Ваши умелые руки».
А вот что написали 50 работников Белгородского хладокомбината: «Благодарим за огромный вклад, внесенный в культуру, увековечение памяти великих людей страны, тружеников нашего родного края. Низкий Вам поклон за Ваш труд». Коллектив учителей Никольской средней школы Белгородского района в своем отзыве написал: «Спасибо, Анатолий Иванович, что Вы храните культуру нашего народа».
Почему люди, посетившие усадьбу-музей А. И. Борисенко, так восторженно отзываются об увиденном здесь? Потому что его основатель вложил в создание музея на дому не только колоссальный труд многих десятилетий и немалые личные денежные средства, но и свои сердце и душу.
– Мне самому это интересно, – говорит Анатолий Иванович. – Я хочу сохранить историю нашего края, района, наших людей, передать ее потомкам. Мой музей постепенно превратился в центр военно-патриотического воспитания, поскольку основную массу его посетителей составляют дети разных возрастов. Вот и сегодня во второй половине дня ко мне приедут учащиеся средней школы нашего района, для которых я экскурсовод и воспитатель.
Любой музей создается не одним днем, месяцем, годом. На это порой уходит вся жизнь. И только человек настойчивый, волевой, целеустремленный может добиться в итоге какого-то успеха. Музейные экспонаты Анатолий Иванович начал изготавливать и собирать еще в юности, даже не думая о будущем музее.
– Еще в период воинской службы в армии, в начале 60-х годов прошлого века, я увлекся изготовлением различных фигурок людей из пластилина, увидев, как делает это один из моих сослуживцев. Вообще, мне повезло, что в нашей роте было немало ребят, увлекающихся каким-то делом. Один, к примеру, лепил что-то из пластилина, другой прекрасно пел, третий танцевал, все мы участвовали в художественной самодеятельности. Вот от армии, в которой я прослужил пять лет (оставался на сверхсрочную службу), и пошли мои увлечения скульптурой и самодеятельностью – к концу службы я уже сам руководил армейским танцевальным коллективом. Хотя до армии успел получить специальность столяра-бондаря-колесника, очень далекую от художественной самодеятельности.
В последний год службы, 1965-й, Анатолий обратился с письмом в администрацию Ракитянского сахарного завода и предложил организовать кружок танца, которым он сможет руководить.
– Приезжай! – написал ему в ответ тогдашний руководитель завкома профсоюза завода.
Уже на следующий год танцевальный коллектив Ракитянского сахзавода стал дипломантом областного смотра художественной самодеятельности. Это еще более укрепило намерение молодого руководителя коллектива поступить на учебу в Белгородское культпросветучилище, которое он окончил не менее успешно, чем перед этим фабрично-заводское училище. Молодой специалист из клуба предприятия был переведен на работу в районный Дом культуры и назначен руководителем танцевального коллектива.
– А в свободное от работы и концертов время я продолжал заниматься скульптурой – лепил из гипса бюсты земляков – Героев Социалистического Труда, знатных людей района, рядовых тружеников, полководцев Великой Отечественной войны Г. К. Жукова, Н. Ф. Ватутина, рядовых участников этой войны ракитянцев И. А. Коптева, И. П. Тищенко и других.
С каждым годом дом все больше заполнялся скульптурами, которые «скоро нас вытеснят», как заметила их творцу жена. Что делать в такой ситуации? Надо соорудить какую-то пристройку к дому, где разместятся все скульптуры и собранные уже исторические материалы, касающиеся развития ракитянской культуры, – многочисленные концертные афиши, фотографии, дипломы, грамоты, свидетельства, другие награды, завоеванные танцевальными и хоровыми коллективами под руководством А. И. Борисенко на всесоюзных и всероссийских конкурсах, фестивалях, смотрах.
– Почета и славы было много, – вспоминает Анатолий Иванович, – а денег практически не было, затевать пристройку к дому для размещения в ней собранного материала было не на что.
В это же время по просьбе руководства Ракитянского арматурного завода А. И. Борисенко ваял бюст бывшего рабочего этого завода Героя Советского Союза А. И. Цыбулева. Когда самодеятельного скульптора спросили, сколько следует заплатить ему за работу, он сказал:
– Не надо ничего платить. Если сможете, помогите мне стройматериалами на пристройку к дому.
Администрация арматурного завода привезла скульптору кирпич и две оконные рамы. Работа закипела. Анатолий Иванович к тому времени уже имел солидный опыт строительных работ – ведь свой дом он сложил собственными руками, а специальность столяра дало Головчинское училище. Без всякой посторонней помощи он сделал двухэтажную пристройку к дому, где разместил почти все скульптуры и письменные материалы.
– К 1981 году я пригласил к себе в гости своих коллег, художников-оформителей нашего ДК, ветеранов Великой Отечественной войны В. И. Бараненко и Б. Г. Рубанова, с которыми мы отметили завершение моего строительства, открыли в шутку мой музей, завели альбом посетителей, в котором они первыми и расписались 7 февраля 1981 года, теперь это нешуточная дата рождения моей усадьбы-музея, – рассказывает Анатолий Иванович.
За свою многолетнюю работу в качестве художественного руководителя танцевальных и хоровых коллективов, в том числе хора воинов запаса, который имеет девять почетных грамот от воинских частей Волгограда, Севастополя, Одессы и других городов, Анатолий Иванович посетил многие места Советского Союза, неоднократно бывал в Москве, встречался с известными людьми – диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном, трижды с выдающимся танцором мира Махмудом Эсамбаевым, руководителем Ансамбля народного танца СССР Игорем Моисеевым, любимым народом артистом Николаем Крючковым, которые оставили свои автографы в альбоме, хранящемся сегодня среди других экспонатов усадьбы-музея.
Неоднократно бывал А. И. Борисенко на занятиях и репетициях ансамбля Игоря Моисеева, учился у великого мастера, а также у руководителей хора имени Пятницкого, ансамбля «Березка», Воронежского хора и других. Полученные знания он передавал потом участникам коллективов художественной самодеятельности Ракитянского Дома культуры. И передавал умело, за что получил почетное звание заслуженного работника культуры РФ.
– А это звание нужно отрабатывать всю свою жизнь, что я и пытаюсь делать сегодня в меру своих сил и возможностей, – говорит Анатолий Иванович.
А сил таких и возможностей с каждым годом все меньше. Дает знать о себе, как говорится, возраст. Да и цены нынче на необходимые скульптору материалы совсем не те, что были вчера.
– В годы советской власти гипс был дешевый. Поедешь на базу, купишь мешков пять и спокойно работаешь. Сегодня в магазине полтора килограмма гипса стоят 40 рублей. А на изготовление одной скульптуры требуется до 60 килограммов гипса. Но никакой помощи ниоткуда нет. А ведь музей этот я создавал не для себя, а для людей, которые его охотно посещают. Порой они приезжают на больших автобусах, которые поставить негде. Для маленьких автобусов я самостоятельно сделал площадку, которую засыпал щебнем, сделал и небольшую бетонированную дорожку для экскурсантов внутри усадьбы. Но создать надлежащие условия для приезжающих ко мне людей я один не в состоянии – нет у меня для этого необходимых средств и возможностей. А людей с каждым годом приезжает все больше, им интересно.
Несмотря на незначительный интерес к усадьбе-музею Борисенко со стороны местных властей и полное отсутствие каких-либо спонсоров, Анатолий Иванович не бросает начатое в юности дело – продолжает изготовлять гипсовые скульптуры и руководить детским хоровым коллективом патриотической песни Ракитянского ДК. Недавно, к примеру, по заказу учителей Графовской средней школы Краснояружского района он сделал бюст бывшего директора этой школы, ветерана Великой Отечественной войны С. И. Курилова, чье имя носит школа, отметившая в этом году 95-летие бывшего директора.
Об этой школе и ее директоре в свое время рассказывала «Белгородская правда».
Анатолий Иванович в срок выполнил заказ учителей и теперь навечно бюст С. И. Курилова установлен в вестибюле Графовской школы. Изготовил А. И. Борисенко и бюст бывшего директора Бобравской средней школы Ракитянского района Н. И. Романенко, который заказали бывшие ученики этой школы. Сегодня в Ракитном, Красной Яруге, Чернянке, Белом Курской области стоят более 40 бюстов земляков – Героев Советского Союза и Социалистического Труда, знатных людей, чью память бережно хранят потомки.
– Есть у меня бюст маршала СССР Жукова Георгия Константиновича. Написал я как-то письма 14 главам администраций районов нашей области, в которых предлагал подарить им ко Дню Победы этот бюст – никто не приехал. Видимо, не нашли они достойного места для него на территории своих районов.
Сегодня много говорится и пишется о необходимости развития сельского туризма, но, видимо, немного делается для практического воплощения «наговоренного и написанного». Чтобы это важное и нужное для патриотического воспитания молодежи дело успешно развивалось, необходима конкретная и действенная помощь ему со стороны местных властей и заинтересованных спонсоров. Тогда таких энтузиастов, как ракитянец Борисенко, в области станет больше, а сама область – краше и привлекательнее.
…В этот день узнал о том, что заместитель главы администрации Ракитянского района, начальник управления АПК и природопользования Г. Н. Псарев якобы командирован в Белоруссию для изучения опыта организации сельского туризма. Изучать чужой опыт, конечно, полезно. Но вместе с ним следует не забывать о собственном опыте и активно помогать своим энтузиастам, развивающим такой туризм.
- Добавить комментарий
- 6408 просмотров
- Страница для печати