С КАРТИНАМИ талантливого борисовского художника Александра Эдуардовича Иванова несколько лет назад меня познакомил тогдашний директор Борисовской киносети, заслуженный работник культуры РФ, мой давний друг И. Ф. Юнченко, к которому я заходил во время каждой командировки в Борисовку и узнавал что-то новое и интересное. Человек беспокойный и творческий, Иван Филиппович не ограничивался «пропагандой» произведений советского, российского и зарубежного киноискусства, но и знакомил земляков с известными борисовцами – художниками, писателями, поэтами, артистами.
Еще тогда мне очень понравились яркие и сочные картины Александра Иванова, выставленные в фойе кинотеатра «Юбилейный» и его витринах. Борисовцы, приходившие в кинотеатр или спешившие мимо больших окон «Юбилейного», замедляли шаг и надолго останавливались в молчаливой задумчивости перед картинами «К тебе, Русь», «Истина», «Путник из Назарета», «Пилигрим» и другими, узнавали знакомые уголки родной борисовской природы, запечатленные рукой мастера. И еще тогда я подумал о том, что необходимо познакомиться с художником и рассказать о нем читателям.
Но суетная жизнь часто вносит коррективы в наши планы. И только во время своей недавней командировки увидел в кабинете главы администрации района Н. И. Давыдова несколько картин художника Александра Иванова.
– Саша – потомственный художник, его прадед был иконописцем, а отец работал долгое время художником-оформителем, – сказал Николай Иванович и тут же по телефону организовал мне встречу с художником Ивановым.
Это оказался высокий, стройный русоволосый человек среднего возраста с приятным открытым русским лицом и неторопливыми, как бы раздумчивыми движениями. И такими же неспешными мыслями и грамотной речью. Прежде чем что-то сказать, он как бы уходил в себя, а потом начинал говорить, словно рисуя мне картины своего детства и юности.
– Рисовать я начал с тех пор, как помню себя, – говорит Александр, – мне нравилось этим заниматься. Я еще не думал о будущей профессии, просто любил рисовать. Уже тогда в Борисовке была детская художественная школа, в которую меня записал отец. В это время я учился в четвертом классе общеобразовательной школы и потом четыре года занимался в художественной.
Борисовская детская художественная школа возникла, так сказать, не на пустом месте. В Борисовке с давних пор существовали различные промыслы, о которых упоминал еще В. И. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России», особо отметив хорошо развитый иконописный промысел. У иконописцев были ученики одиннадцати–двенадцати лет, а в 1902 году появилась «учебная иконописная мастерская» – по сути, первая художественная школа в Борисовке.
Потому совсем не случайно любители изобразительного искусства И. Г. Охрименко,
М. И. Хвостенко, В. И. Попитченко стали инициаторами создания в 1959 году студии изобразительных искусств, которая в 1967-м была преобразована в детскую художественную школу, а ее первым директором стал Иван Григорьевич Охрименко.
Следует отметить и тот факт, что с 2006 года при Борисовском центре культуры и искусств существует детский иконописный класс, которым руководит выпускница Курской духовной семинарии Елена Анатольевна Кучинская, о чем «Белгородская правда» в свое время рассказывала.
…Мы несколько отвлеклись от повествования о художнике Иванове. Но это отступление может многое пояснить в судьбе Александра Эдуардовича, попавшего в детстве в умелые и добрые руки преподавателя детской художественной школы Владимира Анатольевича Палёхи.
– Это замечательный человек и педагог, страстно увлеченный своим делом и умеющий увлечь им детей, – вспоминает Александр. – А директором школы тогда был Владимир Викторович Хуторной, которого сегодня уже нет в живых. Он всячески нас поддерживал, подбадривал, вселял уверенность в своих силах. Велика его заслуга и в организации нашего участия в различных районных и областных выставках детского художественного творчества. Педагоги школы давали нам основы изобразительной грамотности, а участие в выставках повышало наше мастерство, давало возможность видеть и сравнивать работы других ребят. Ведь все начинается с простого – шара, куба и так далее. Ребенок может нарисовать круг, а шар уже нет – этому надо учиться.
Окончание восьмого класса общеобразовательной школы совпало с завершением учебы в детской художественной школе, и Александр поступил в Железногорское художественное училище Курской области.
– Конкурс был большой, но я поступил сразу на живописно-художественное отделение, готовившее преподавателей изобразительного искусства и черчения общеобразовательных школ, – раздумчиво говорит Александр и добавляет: – Запомнилась атмосфера училища, где к нам относились не как к школярам, а как к равным себе, будущим коллегам.
К учебе и советам педагогов он относился серьезно, уже твердо определившись с будущей профессией, но не учителя, а художника. «Я поступал в училище, чтобы рисовать, а не быть учителем», – говорит Александр. Преддипломную практику проходил в Загорске (Сергиевом Посаде) и здесь же выполнил дипломную работу. Это в дальнейшем повлияло на его мировоззрение. Тесное общение с православной христианской культурой обратило его в сторону большей духовности, появились новые темы, сюжеты, воплотившиеся в полотнах «К тебе, Русь», «Путник из Назарета», «Пилигрим» и других. Дипломной работой стала картина «В Сергиевом Посаде».
По окончании училища Александр намеревался поступать в Харьковский художественно-промышленный институт. Но, наверное, как он говорит, еще в училище к нему присмотрелись военные, которым нужен был художник, и его сразу же призвали в армию.
– Я прослужил два года в Москве, имел много свободного времени, поскольку занимался в основном художественным творчеством, часто посещал музеи, Третьяковскую галерею, Центральный Дом художника. Все это позволило мне еще более утвердиться в избранном пути, укрепило в желании стать художником, – вспоминает с благодарностью свою армейскую службу бывший солдат Иванов.
Домой Александр возвратился в 1993 году, когда, по его словам, «все поменялось в стране». И хотя у него была специальность учителя, в школу он не пошел. Друзья втянули его в коммерцию.
– Мы с другом создали свою торговую точку, – вспоминает он. – Продавали различные товары, но это было, так сказать, вынужденное занятие, к которому у меня не лежала душа. Я хотел рисовать и продолжал это делать в свободное время. Я не собирался связывать свою жизнь с торговлей, а хотел быть художником.
Коммерция наша в конце концов сошла на нет, а работать надо. И я устроился в Борисовский агролицей руководителем художественного кружка – это все-таки ближе к тому, чего я хотел. А потом у нас открылась вторая средняя общеобразовательная школа, и я ушел туда учителем черчения. И тогда же заочно поступил на учебу в Курский педуниверситет на художественно-графическое отделение, которое окончил в 1999 году, – рассказывает Александр.
Все это время он продолжал рисовать, выставлять свои картины в кинотеатре «Юбилейный», парке культуры и отдыха, участвовать в различных выставках. Успел он поработать мастером иконописи в Борисовском центре культуры и искусств, а также индивидуальным предпринимателем-художником.
– Сегодня я свободный художник, – говорит Александр Эдуардович, – но рисую не только для своего удовольствия, а участвую в различных художественных выставках, районных и областных мероприятиях, Международном фестивале «Хотмыжская осень». Мои работы районная администрация дарит приезжающим к нам известным людям. И если раньше я, так сказать, варился в собственном соку, то теперь тесно связан с областным отделением Союза художников России и его председателем Станиславом Федоровичем Дымовым. Благодаря ему в нынешнем году вместе с белгородскими профессиональными художниками был в течение пяти дней на пленэре в Сергие-вом Посаде.
Результат той поездки – картина «Варфоломей», которая стала победителем областного конкурса, посвященного 700-летию Сергия Радонежского. Персональная выставка
А. Иванова прошла в Белгородской епархии, он дипломант смотра-конкурса «Прохоровское поле». А еще раньше, в 2000 году, Александр был лауреатом премии «Молодость Белгородчины».
– Какие планы на будущее? – спросил я его.
– Продолжать дело моей жизни и добиться успеха на этом поприще, – ответил он и добавил: – А еще мечтаю о создании своей художественной мастерской.
Ничуть не сомневаюсь в том, что задуманное он претворит в жизнь своим упорным трудом и данным ему Богом талантом.
- Добавить комментарий
- 5783 просмотра
- Страница для печати