Экспозиция, привезенная из Тамбовской областной картинной галереи в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!», сразу увлекает зрителя разнообразием стилей, жанров, сюжетов, творческих индивидуальностей авторов полотен. 64 произведения русских и западноевропейских художников XVI–XX веков на месяц разместились в зале Белгородского государственного художественного музея. И, как отметил один из посетителей, «экспозиция отличается чувством гармонии, ритма и равновесия».
Богатства тамбовской галереи имеют, как и многие музеи нашей страны, происхождение «революционное»: конфискат из дворянских усадеб, живописные коллекции аристократов после 1917 года перешли в разряд народного достояния. Поэтому целые дворянские семьи представлены здесь портретами: Баратынские, Воронцовы... Выразительный, полный спокойной силы портрет красавицы графини Марии Алексеевны Воронцовой принадлежит кисти Николая Аргунова – представителя талантливой династии крепостных живописцев графов Шереметевых. Николай Иванович никогда не приукрашивал модель, стараясь постигнуть внутренний мир человека и запечатлеть его в живописи.
Схожее кредо было и у французского художника XIX века Луи Токке, специализировавшегося на портретах королевских особ и аристократов. Своим ученикам он советовал «не отходить никогда от внешности, какой бы она ни была неблагоприятной, красота самого письма может придать ей прелести». Оценить мастерство Токке зрители могут благодаря копиям его картин, сделанных неизвестным художником. «Рыбачка, останавливающая игру на скрипке» и «Семья рыбака» показывают людей в момент острого переживания, скорби. В них есть и сентиментальность, и драматизм.
Картины неизвестного фламандского художника XVII века «Продавец шелка» и «Продавец драгоценностей» погружают нас в быт зажиточных средневековых горожан. Жанровые сценки на фоне темных резных интерьеров тонко передают и красноречие торговца, расхваливающего товар, и замешательство хозяйки, прикидывающей, не слишком ли высока цена...
В экспозиции много дымчатых, словно тающих горных и морских пейзажей (также неизвестных художников французской, швейцарской, итальянской школ) – они всегда были в моде в качестве украшения аристократических гостиных. Так же, как и натюрморты с битой дичью, цветами и фруктами, словно изливающие на зрителя щедрый поток даров земли. Натюрморт с цветами художника немецкой школы XVIII века Вердига Доминикуса Готфрида в духе гиперреализма скрупулезно передает и капли росы, и тычинки цветов, и дырочки на листьях, оставленные гусеницей... Под стать ему и «Цветы и фрукты» Иоганна Батиста Дрехслера.
Не менее интересно представлено в экспозиции творчество русских художников-передвижников, как известно, поднявших в начале двадцатого века знамя общественного служения искусству. Здесь можно увидеть произведения В. Маковского, И. Прянишникова, С. Грибкова, весенние пейзажи В. Бялыницкого-Бируля, этюды
И. Репина и И. Левитана.
Картина Иллариона Прянишникова «У тихой пристани», например, почти гоголевское по любви к «маленькому человеку» произведение. Художник взял скромный сюжет приготовления ко сну в семье мелкого служащего: хозяин читает в постели газету, его жена переодевается. Тихая идиллия, атмосфера прочного семейного очага и многолетнего взаимопонимания супругов...
Кроме того, на выставке можно увидеть пейзажи Льва Лагорио, Макса Шлихтинга, пуантилиста (направление импрессионизма, «точечная» живопись) Берта Шрадера. Если хотите познакомиться с искусством, которое словно мягко берет за руку и приглашает в свой мир, сходите на выставку, насладитесь.
- Добавить комментарий
- 7900 просмотров
- Страница для печати