Наверное, нет в нашей области человека, который бы не ел корочанских яблок и не знает о существовании здешнего плодопитомника, который создал уроженец этого района Виктор Иванович Городов.
Корочанскую антоновку в свое время отведала Екатерина II, учредившая после этого герб города Корочи с тремя яблоками.
Нелишне будет помянуть в связи с этим знаменитых корочанских дореволюционных садоводов и садовладельцев П. П. Алферова, И. Н. Гангарда, А. А. Тремля, М. Н. Арнольди, братьев Балабановых, продолжателем дела которых стал в наше время В. И. Городов.
Сады, заложенные этими обрусевшими иностранными и нашими русскими садоводами, сохранились в тяжелую годину Великой Отечественной и первые послевоенные годы. Они тянулись по взгорью от Корочи до самого хутора Никольский, где жили мои дедушка с бабушкой, у которых я проводил каждое лето.
То было трудное послевоенное время, когда деревенских жителей, особенно детвору босоногую, спасали сады, лес, речка. В конце дедова огорода стояла высокая «пирамидальная» вишня с крупными, сочными, сладкими ягодами.
Выпросив у бабушки краюху хлеба, который она пекла в русской печке, я забирался на ту вишнину и наедался вдоволь. Правда, через два–три часа вновь тянуло к вишне, яблоням или грушам. Лес давал людям грибы, ягоды и дрова. Речка – рыбу и раков.
Сады, идущие от Корочи по горе, за которой начинался лес, продолжались и на взгорье за нашим и другими огородами. Они носили причудливые названия, неизвестно когда и кем данные, – Манин сад, Пролычев сад и другие.
Как же было приятно смотреть весной с выгона на цветущую в садах гору, дышать ее ароматом!.. А потом в садах, расположенных за хутором, начинала первой поспевать шпанка. И только заалеет ее какая-то щечка, пацаны, что скворцы, налетали на нее, несмотря на сторожей, которые покрикивали на нас больше для острастки, чем всерьез. А мы убегали, чтобы зайти с другой стороны. Но и сторожа знали, куда мы побежали.
Простите, что отвлекся от непосредственного повествования, но я очень благодарен садам детства за спасение не только моей жизни. А уже в 50–60 годах прошлого столетия те сады совсем устарели, от них кое-где остались стволы высохших яблонь. Сады, что были посажены когда-то слева от дороги в низине, вообще распахали – от них ничего не осталось. Поэтому я очень благодарен сегодня Виктору Ивановичу Городову за то, что он и его коллектив возрождают славу корочанских садов, приумножают ее. Благодарен я и руководителю корочанского СПК «Мичуринский» Ивану Романовичу Нессонову за сохранение садов, а также другим корочанским фермерам, продолжающим заниматься садоводством параллельно с производством другой сельхозпродукции.
Поскольку наши читатели, как я уже говорил, знают продукцию корочанского плодопитомника, я скажу только несколько слов о его сегодняшнем дне, а основное внимание сосредоточу на тех проблемах, которые серьезно беспокоят его основателя и хозяина В. И. Городова. Возможно, они озаботят и тех, кто обязан и способен помочь в их решении.
– Нынешний год мы завершаем хорошо, поскольку он оказался урожайным не только для наших садов, в которых мы надеемся собрать около восьми тысяч тонн яблок, – сказал Виктор Иванович в начале беседы. – Такой урожай впервые. С каждым годом мы увеличиваем на 10–15 процентов наши плодоносящие сады. Ежегодно сажаем 150–200 гектаров молодых садов и довели их площади до 700 гектаров. Из них плодоносят пока менее половины. Но уже сегодня потенциальные возможности наших садов рассчитаны на получение 20–25 тысяч тонн яблок.
В соответствии с областной программой развития садоводства перед Корочанским плодопитомником поставлена задача производить к 2020 году 50 тысяч тонн яблок и поставлять области ежегодно три миллиона саженцев. Уже сегодня здесь имеется самый крупный питомник-маточник в Центральном федеральном округе площадью 100 гектаров, который производит более одного миллиона саженцев.
Заложен 20-гектарный маточник клоновых подвоев.
Но для успешного выполнения областной программы развития садоводства этого явно недостаточно.
– Нам необходимо заложить маточник для выращивания подвоев на 30 гектарах, – продолжает перечислять Виктор Иванович, – увеличить площади питомника саженцев до 200–250 гектаров, продолжать посадку молодых садов для ведения расширенного воспроизводства. Для всего этого необходимы оборотные средства, государственные кредиты, которые нам не дают, хотя у нас положительный баланс и залоговая база. В прошлом году пытался взять кредит в Сбербанке, но нам отказали. В этом году в течение четырех месяцев тоже не могу взять кредит в Сбербанке.
– Из-за этого областная программа развития садоводства рубится на корню, – категорично заявляет председатель совета Ассоциации садоводов России В. И. Городов.
– Это единственная проблема, мешающая дальнейшему развитию вашего хозяйства и садоводства области в целом? – спрашиваю я.
– Есть и другие, – говорит Виктор Иванович. – К примеру, с начальником областной налоговой инспекции Игорем Николаевичем Панкратовым. Пока он уже трижды принимает меня доброжелательно, но проблему не решает.
– А в чем проблема?
– По закону налоговая инспекция обязана возмещать нам налог на добавленную стоимость, а она этого не делает уже полтора года.
– Поясните для меня и наших читателей подробнее сложившуюся ситуацию.
– Заложили мы новый сад на 100 гектарах, затратили деньги на покупку посадочного материала, столбов, проволоки, организацию капельного орошения и прочее. После этих наших расходов налоговая инспекция обязана провести камеральную проверку в течение трех месяцев и дать нам положительный или отрицательный ответ. Ни того, ни другого нет полтора года. Как дальше сажать сады, если государство – такое создается мнение – меня обманывает?
Несмотря на эти и другие трудности коллектив закрытого акционерного общества «Корочанский плодопитомник» в составе 136 человек продолжает настойчиво и успешно трудиться, прирастая новыми садами.
В общий успех дела весомый вклад вносят главный инженер С. В. Шайдоров, механизаторы А. П. Бочарников, М. Ф. Воронкин, Л. Г. Колосов, бригадиры Наталья Руссу, Вера Архирий и другие.
В конце беседы спросил Виктора Ивановича о том, сумеет ли он и его коллектив полностью заместить польские яблоки, на завоз которых наложены санкции.
Собеседник твердо ответил:
– Белгородцы не останутся без вкусных и экологически чистых корочанских яблок – мы в состоянии обеспечить ими все население района и области, поскольку продолжаем наращивать их производство. Но пока через границы и таможни польские яблоки просачиваются – они до сих пор встречаются в торговых сетях Белгородчины.
- Добавить комментарий
- 4443 просмотра
- Страница для печати