Белгородский областной фестиваль науки
Кто станет вторым Шуховым
Второй год подряд Белгородчина присоединяется к Всероссийскому фестивалю науки – празднику, объединяющему всех, кто ценит интеллект, знания, научную и техническую мысль. По уже сложившейся хорошей традиции площадкой для проведения фестиваля становятся колыбели науки – высшие учебные заведения, в которых обучаются будущие и настоящие белгородские исследователи. И в этот раз выбор пал на БГТУ имени В. Г. Шухова, празднующий свое 60-летие. В отличие от прошлогоднего фестиваля этот праздник стал более масштабным и по количеству мероприятий, и по числу гостей и участников, в том числе из других регионов России. Синтезируя обучение, игру и зрелищность, он объединил свыше семи тысяч единомышленников. Хотя на самом деле их гораздо больше. «Царство науки не знает предела…», – писал Я. Полонский.
Торжественная церемония открытия фестиваля прошла в студенческом Дворце творчества университета. Напутственные слова произнесли почетные гости: первый заместитель губернатора – начальник департамента внутренней и кадровой политики области В. А. Сергачев, первый заместитель председателя областной Думы А. И. Скляров, ректор БГТУ имени В. Г. Шухова С. Н. Глаголев, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области О. А. Павлова, начальник регионального департамента образования И. В. Шаповалов.
– Сегодня наука и инновации уверенно входят в различные сферы социально-экономической жизни области, служат прочной основой их динамичного развития. Современные наукоемкие технологии успешно внедряются у нас в животноводстве и растениеводстве, строительном комплексе и производстве строительных материалов, медицине, фармацевтике и других важных отраслях. Проведение фестиваля науки, который призван популяризировать научную работу, демонстрировать ее колоссальную роль в современном мире, особенно значимо для нас, белгородцев. Ведь наша область является регионом с серьезным научным и инновационным потенциалом, – сказал В. А. Сергачев.
– Мы хотели бы приблизить науку к людям, к населению, ко всем категориям – от младшего возраста до старшего поколения. Если после фестиваля науки кто-нибудь из вас попытается что-то изобрести – это будет хорошо. Если процентов десять добьются успеха – это будет отлично. Ну а если кто-нибудь из вас станет вторым Шуховым, то будем считать, что сегодняшнее мероприятие полностью оправдало себя, – добавил С. Н. Глаголев.
А после торжественных речей победителям региональных конкурсов различных научных, исследовательских и творческих работ вручили их заслуженные награды. Более сотни талантливых юных жителей Белгородчины получили свои грамоты и дипломы. И это было лишь начало, всего же в рамках белгородского интеллектуального фестиваля прошло больше ста мероприятий: конкурсы, лекции, выставки, мастер-классы, турниры, концерты...
Повернуться лицом к практике
Любые открытия начинаются с самых смелых фантазий юного возраста. Логическим продолжением фестиваля под девизом «Прикоснись к науке» стала тематическая интерактивная выставка, на которой представители белгородских вузов презентовали свои уникальные экспонаты. Некоторые научные разработки молодых ученых можно было не только увидеть воочию, но и испытать на практике.
Тех, кто интересуется биологией и химией, медициной и глобальными научными процессами в этой области, особенно привлекали тематические стенды медицинского института БелГУ: здесь стало возможным познать всю силу генетики и сделать невидимое видимым. Аспиранты кафедры медико-биологических дисциплин факультета лечебного дела и педиатрии Мария Москаленко и Вероника Овчаренко предлагали всем желающим собрать собственную модель молекулы ДНК, попутно рассказывая о самых известных на сегодня разработках в данной отрасли.
– Проект «Виноват геном» предлагает обратить внимание каждого человека на собственный кариотип, отвечающий за многие наследственные признаки, – рассказывают девушки. – Число мутационных и других генетических заболеваний сегодня растет, а значит, растет и актуальность исследований, связанных с этой научной деятельностью. В настоящий момент мы подробно изучаем полиморфизм генов, получивший широкое распространение, ведь комбинаций генов может быть несколько миллионов.
Факультет металлургических и машиностроительных технологий Старооскольского филиала МИСиС в лице Анастасии Елиной и Светланы Черных представил свой стимулятор роста для растений и грибов. Этот же аппарат со сложным названием «Реактор функционализации углеродных фуллеренов» способен улучшать технические характеристики некоторых веществ, например, резины. Первые заказы на работу с аппаратом уже поступили.
Студенты факультета ветеринарной медицины Белгородского аграрного университета имени В. Я. Горина Елена Шамина и Артемий Шаршнев, кроме новинок, представили и уже зарекомендовавшие себя на практике таблетпресс и аппарат для извлечения лекарственного растительного сырья. Эти, как и многие другие фармацевтические разработки, акцентируют внимание на импортозамещении: любые исследования, позволяющие создать если не оригинальное, то аналогичное зарубежному лекарство, призваны поберечь наши нервы и кошельки.
Список разнообразных научных достижений, представленных на выставке, можно было бы продолжать еще долго. Объединяло их одно: в разговоре с журналистами молодые ученые всячески старались подчеркнуть высокую «практическую ценность» своих достижений, видимо, хорошо усвоив наказ президента о том, что «наука должна повернуться лицом к практике».
Технологии будущего – своими руками
Благодаря прогрессу уже сегодня у белгородских школьников появилась такая возможность реализовать себя в научно-техническом творчестве, о которой их родители и мечтать не могли. Что и говорить, современные 3D-кинотехнологии еще десять лет назад сами казались не более чем сюжетом фантастического фильма. Не говоря уже о принтерах, способных превращать различные компьютерные модели во вполне осязаемые физические объекты. Технология 3D-печати с каждым годом становится все доступнее, и, если пару лет назад это были громоздкие коробки за сотни тысяч долларов, то сегодня хотя бы один небольшой агрегат может позволить себе рядовая школа.
Основатель первого в России частного технопарка Василь Закиев, специально приехавший на наш фестиваль науки из Казани, чтобы расширить представления белгородцев о 3D-принтерах, уверил всех присутствующих, что на деле устройство такого агрегата не сложнее, чем у отечественного конструктора. Собрать его может даже школьник – всего лишь за шесть часов.
– Появление 3D-принтеров поможет приблизить ребенка к современным методам производства, – считает Василь. – Сама конструкция такого сооружения дает возможность школьнику понять принцип работы цифрового станка, который работает под управлением компьютера. Эта идея воодушевляет детей и направляет их на инженерную стезю. А, как известно, инженеров стране не хватает, вместо этого молодежь сегодня предпочитает профессии экономиста и юриста…
На мастер-классе, который провели в стенах «Технолога», гость из Казани подробно рассказал о собственных образовательных проектах для школьников. Одна из новейших форм работы с детьми – так называемый мейкертон, или, как именуют его сами авторы проекта, «марафон очумелых ручек». Во время этого марафона предварительно обученные школьники под руководством специалистов технопарка и педагогов своими руками собирают принтер из уже готовых запчастей (порядка 200 деталей). А после – забирают его с собой. По мнению Василя, такие занятия позволяют открыть в детях научно-технические способности.
О важности творческой самореализации говорил и гость из Зеленограда Николай Бобров, представляющий компанию по производству полупрофессиональных 3D-принтеров.
– Современные технологии дарят подрастающему поколению уникальную возможность создавать авторские вещи своими руками, не используя для этого сложные сооружения, – уверен Николай.
Судя по всему, такое чудо техники в ближайшее время появится во всех школах Белгородской области. По словам начальника регионального департамента образования И. В. Шаповалова, в настоящее время 3D-принтеры работают уже в 30 наших образовательных учреждениях. Как прозвучало в недавнем выступлении губернатора Е. С. Савченко, делается это для того, «чтобы белгородские школьники во взрослой жизни чувствовали себя конкурентоспособными и стали успешными участниками инновационных производственных процессов в регионе».
Как сообщила первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области О. А. Павлова, базовыми учебными центрами по обучению преподавательского состава технологиям 3D-моделирования станут опять же «Технолог» и филиал МИСиС в Старом Осколе. Благодаря таким мерам поколение, в жизни которого принтеры могут стать обыденной вещью, освоит принципы работы такого устройства еще в школе.
Мысли со «вкусом»
«Пять минут созерцания фотографии Анатолия Вассермана увеличивают IQ на 3 пункта», – так шутят на просторах глобальной сети Интернет про одного из самых запоминающихся участников интеллектуальных игр российского телевидения. Что-то в этой фразе определенно есть. Ведь когда наблюдаешь за игрой Вассермана, создается впечатление, что этот человек знает обо всем на свете. Даже непонятно, как такой объем разнообразной информации может уместиться в человеческой голове. Уникальная возможность пообщаться со своим кумиром появилась у молодых белгородцев, опробовавших свои интеллектуальные способности в турнире по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?», который прошел в ЦМИ во второй день фестиваля.
Игра выдалась на удивление горячей. Сборные школьников и студентов из разных уголков Белгородчины сражались за право называться лучшей командой. В качестве председателя турнира выступил беспристрастный Вассерман. После игры он поделился секретами любимой миллионами людей игры:
– За неделю до игр не употребляю спиртное. И даже конфеты с ликером не ем, это подавляет умственную активность, – рассказывает «икона» российских интеллектуалов. – В наших играх вопросы задаются не на знание, а на размышление. Как правило, внутри каждого вопроса кроется зацепка. Поэтому лучшая подготовка к игре – это не перечитывание энциклопедий, а интеллектуальная работа, при которой думать приходится постоянно. Нельзя забывать, что в командной работе главное – взаимодействие. Есть несколько типов мышления, и в хорошей команде должны быть представлены все эти типы. И еще: обязательная разминка перед игрой – для восстановления навыков коллективного мышления.
Саму идею проведения фестивалей науки в регионах Анатолий Вассерман горячо одобрил. По его мнению, именно с помощью таких «несерьезных» методик возможно привлечь детей к научной деятельности.
– Если мы будем относиться к науке, как к очень серьезному занятию, то попросту отпугнем от нее детей. Думать – это вообще одно из главных удовольствий, доступных человеку. Основная цель подобных фестивалей – дать людям почувствовать сладкий вкус самостоятельного мышления и дать им понять, что научные занятия могут быть очень интересными, а когда они этот вкус распробуют, они сами будут искать пути в науку, – сказал Анатолий Вассерман.
Собрать робот? Это элементарно
Человеку несведущему, случайно заглянувшему в этот день в выставочный зал музейно-выставочного комплекса БГТУ имени В. Г. Шухова, могло показаться, что полсотни школьников просто собрались вместе, чтобы поиграть с конструктором. Вот только очень уж ребята сосредоточены, а взрослые – педагоги, родители – с волнением наблюдают в сторонке за своими юными техниками. Да и в руках у детей не просто конструктор, а образовательная робототехническая платформа Lego Mindstorms. Стало быть, это не просто игра. Это – областной конкурс по робототехнике, точнее – первая его номинация «Собери свой робот».
Проводился конкурс во второй раз, и в нынешнем году подтвердил статус областного: заявки на участие подали 24 команды (почти в два раза больше, чем в прошлом году) из десяти районов Белгородчины. Организовали его Совет молодых ученых и специалистов при губернаторе Белгородской области (СМУС), кафедра технической кибернетики БГТУ имени В. Г. Шухова при поддержке областного департамента внутренней и кадровой политики.
Как рассказал председатель СМУС Д. А. Юдин, на старт команды вышли с одинаковыми возможностями: практически все ребята занимаются в кружках по робототехнике – в школах, в стенах университета (на базе БГТУ работает Центр молодежного инновационного творчества «Метаморфоза»). Определяющим качеством на пути к победе стало умение команды работать слаженно и четко. Ведь за час участникам нужно было собрать робот, умеющий двигаться, сбивать мелкие препятствия.
Самые быстрые техники собрали свой экспонат за считанные минуты. Скорость сборки – важный показатель, но отнюдь не главный. Члены жюри испытывали каждый робот на способность выполнять поставленные задачи. И тут начался отсчет штрафных баллов: за неправильное подключение датчиков и двигателей, за непрочность конструкции... После тщательного тестирования определились победители. Первое место – у сборной «R2-D2» г. Белгорода (лицей № 9 и СОШ № 49, руководитель команды В. А. Бережной); второе – у ребят из Майской гимназии (команда «Lalki», руководитель Е. П. Добринский). «Бронза» за сборку робота – у мальчишек из СОШ № 45 Белгорода («Техники», руководитель В. Б. Бабаев).
Победители номинации «Собери свой робот» получили ценные призы от спонсоров – планшеты и сертификаты на получение переносного жесткого диска.
Вторая номинация конкурса по робототехнике – «Программирование» – была сложнее: участникам предлагалось запрограммировать робота так, чтобы он мог самостоятельно проехать по траектории специальной трассы-биатлона, сдвинуть или собрать мишени и удачно финишировать. С заданием попытались справиться лишь девять команд. Из этой поистине замечательной девятки жюри выбрало победителей, и все они – из областного центра: «Китайские пехотинцы» (средняя школа № 4, руководитель Д. П. Попов); вторыми стали ребята из «R2-D2»; на третьем месте – «Киберги» из лицея № 9 (руководитель Е. П. Маркушева). Победители также получили ценные призы: сертификат на робототехнический конструктор, планшет и переносной жесткий диск.
Четыре полёта за мечтой
В программе фестиваля не значилось такое направление – «Наука мечтать». Однако именно мечте как двигателю прогресса, можно сказать, была посвящена встреча студентов с летчиком-космонавтом Героем Советского Союза Виктором Михайловичем Афанасьевым.
«Возможно, среди вас есть будущие королёвы и циолковские, – обратился к молодым людям гость. – Главное – не бойтесь мечтать!»
Сам Виктор Михайлович в детстве, как и все мальчишки, родившиеся в первые годы после Великой Отечественной войны, мечтал стать защитником Родины, вернее – защитником мирного неба. И шел к цели с юных лет – школьником занимался в аэроклубе, затем поступил в знаменитое Качинское авиаучилище, служил летчиком-истребителем в составе Группы советских войск в Германии. Затем была учеба в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина и в 1990 году – первый полет в космос в качестве командира экипажа космического корабля «Союз ТМ-11». Всего же за четыре рейса полковник Афанасьев провел в космосе 555 суток – более полутора лет! Семь раз выходил в открытый космос.
Казалось бы, столько вопросов можно задать человеку, видевшему нашу Землю с высоты 340 километров! И вопросы были, но не сразу: поначалу студенты немного оробели. Потому диалог начал космонавт: «А помните ли вы, кто запустил первый искусственный спутник Земли?». И выяснилось, что аудитория собралась эрудированная: конечно же, первый спутник запустил СССР в октябре 1957 года...
Потом уже «атаковать» вопросами стала молодежь. Про открытый космос, про вероятность полета на Марс, про полеты американцев на Луну, про нештатные ситуации. Чувствовалось, что космонавту нравится общаться с молодым поколением. Он с удовольствием вспоминал, что во время первого выхода в открытый космос космический корабль пролетал над Африкой и потому наблюдал лишь желтые пески пустыни Сахара. А нештатных ситуаций, по мнению В. М. Афанасьева, на Земле случается больше, чем в космосе. И одна из общих бед – конечно же, война. Из космоса ему пришлось видеть бомбардировки Багдада в 1991 году во время Персидского кризиса. Дым от горящей нефти поднимался так высоко, что даже облака стали серыми. Время третьего полета, в 1999 году, совпало с военным конфликтом в Югославии. «Война и из космоса выглядит очень страшно», – сказал Виктор Михайлович.
Разумеется, задали космонавту вопрос и про неопознанные летающие объекты. В ответ гость пошутил: «Меня очень часто спрашивают: правда ли, что вы видели НЛО, но вам запрещено об этом говорить?». К разочарованию некоторых молодых участников встречи, летающих тарелок космонавту Афанасьеву встречать не доводилось.
По-особому прозвучали на встрече слова о притяжении Земли. Виктор Михайлович признался, что именно вид нашей планеты из космоса не дает покоя после приземления, вновь зовет в полет...
В завершение встречи студентам показали два документальных фильма о работе В. М. Афанасьева и членов его экипажей на орбитальной станции. Эти фильмы останутся в фонде БГТУ имени В. Г. Шухова и, возможно, еще не одно поколение они научат мечтать и верить в свои силы.
Где водится африканский сом?
Что общего между ячеистым бетоном и бисквитным кексом? Сколько витамина С содержится в ягоде с непривычным для белгородцев названием ирга?
Одиннадцать участников первых областных научных боев «Шуховские баталии» пытались дать ответы не только на эти вопросы, но и объясняли, как оценить качество муки, доказывали коммерческую привлекательность выращивания африканского клариевого сома, предлагали использование новых строительных материалов взамен цемента и бетонных блоков.
Организовали эти научные состязания при поддержке областного департамента внутренней и кадровой политики Совет молодых ученых и специалистов при губернаторе Белгородской области, СМУС БГТУ имени В. Г. Шухова, университетский клуб «Дебаты».
Одиннадцать участников-первопроходцев – это студенты практически всех белгородских вузов. Круг их научных интересов – от создания нового лекарства для лечения конъюнктивита до улучшения качества мелкозернистого бетона.
Каждому претенденту нужно было за пять минут убедить строгое жюри в том, что именно их разработка – самая инновационная и перспективная. Причем рассказать о своих исследованиях так, чтобы было понятно каждому из полутора сотен зрителей.
Жюри, возглавляемое доктором экономических наук, проректором по вопросам культурно-воспитательной работы БГТУ имени В. Г. Шухова, председателем комитета областной Думы по законодательству и вопросам инновационной деятельности Ю. И. Селиверстовым, поблажек не давало никому, несмотря на то, что для многих ребят это был первый опыт выступления на столь серьезном уровне. Ученые, преподаватели вузов делали конкурсантам справедливые замечания, задавали непростые вопросы, давали советы – все это, безусловно, поможет студентам в будущем готовиться к защите своих проектов.
И жюри, и зрителей очень заинтересовал аквариум, который с самого начала стоял в аудитории. Привезла его с собой студентка Белгородского государственного аграрного университета имени В. Я. Горина Анна Хорхордина. Как оказалось, шевелящие длинными усами рыбки – это африканские клариевые сомы, успешно выращиваемые в лаборатории вуза.
Все участники научных состязаний волновались, как переживали и их руководители и сокурсники, пришедшие поболеть за друзей. Но, несмотря на все треволнения, для начинающих ученых «Шуховские баталии» – важный и нужный опыт в дальнейшем профессиональном становлении.
Формат баталий подразумевает победителей. Приятно отметить, что в первых научных боях отличились юные представительницы прекрасной половины человечества. Впрочем, и в целом в числе участников они составляли подавляющее большинство.
Итак, вот они, боевые (с точки зрения науки) девушки, победительницы «Шуховских баталий». Наталья Осипенко из БГТУ имени В. Г. Шухова, изучающая фотокаталитические свойства композиционных материалов. Наталья также получила приз зрительских симпатий. На втором месте – Дарья Степанова из НИУ «БелГУ», занимающаяся разработкой технологии переработки ирги. В тройке лидеров – Анна Хорхордина из БелГАУ имени В. Я. Горина, удивившая жюри и зрителей африканскими сомами. Все победители получили ценные призы.
- Добавить комментарий
- 6304 просмотра
- Страница для печати