Любая деятельность рассчитана на результат. Результат работы предприятий и ИП – прибыль, а у налоговых органов – это поступления в бюджет. И самой важной составной частью работы налоговиков был и остается контроль. Как он ведется, каковы перспективы дальнейшей работы налоговой службы в этом направлении – за «круглым столом» обсуждали сотрудники областного управления, представители вузов, крупных предприятий области, а также журналисты пресс-клуба УФНС России по Белгородской области.
Открыл заседание заместитель руководителя УФНС России по Белгородской области А. В. Козлов. Прозвучали цифры – в общем впечатляющие, причем в сравнении с показателями соседних областей весьма положительные. Так за 9 месяцев этого года в консолидированный бюджет поступило более 34 миллиардов рублей налогов и сборов, что составляет в пересчете на душу населения 31 тысячу рублей, в то время как в Курской области этот показатель равен 24 тысячам, в Орловской – 17 тысячам, в Липецкой – 14 тысячам рублей.
Красноречива и такая цифра: за 9 месяцев проведено 293000 камеральных (их проводят в налоговых органах на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиками) и 325 выездных (проводят на территории предприятия) налоговых проверок, по которым дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней более двух миллиардов рублей.
Особое внимание налоговики обращают на тех, кто использует «подставные» фирмы. В нынешнем году в результате выездных проверок были выявлены схемы с участием 165 фирм-«однодневок». По их результатам начисления составили 285 миллионов рублей. Распознать и пресечь деятельность таких фирм только своими силами налоговикам не то что трудно, порой просто невозможно, тут необходимы совместные действия с правоохранительными, следственными органами и Центральным банком России.
А что же добросовестные налогоплательщики, как они реагируют на проверки налоговой службы?
– Безусловно, проверки стимулируют, мобилизуют и, что называется, не дают расслабиться, причем сотрудники ФНС часто помогают исправить ошибки в отчетности, но все же любая проверка – это стресс, – откровенно сказала приглашенная на заседание «круглого стола» представитель кондитерской фабрики «Белогорье» Н. Н. Слюсарева.
Сотрудники УФНС, признав справедливость замечания, рассказали, что в последние годы налоговая служба уходит от тотального контроля налогоплательщиков. Если раньше проверялся каждый десятый, то теперь только один из ста налогоплательщиков. И вообще, как показала практика, нет нужды проводить так много проверок, как раньше. Теперь преимущество за аналитической работой налоговых органов.
Федеральная налоговая служба изменила систему отбора налогоплательщиков для мероприятий налогового контроля, утвердив Концепцию планирования выездных проверок. Также были разработаны и утверждены критерии оценки рисков для налогоплательщиков. Каждый налогоплательщик может самостоятельно «вычислить», ожидать ли ему посещения налоговой службы, ведь эти критерии отнюдь не секретные.
Если на предприятии налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого значения по данному виду деятельности, если в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражены убытки, средняя зарплата работников ниже средней по этому виду экономической деятельности в субъекте РФ и так далее (всего 12 критериев, которые можно изучить на сайте ФНС), жди проверки.
На вопрос представителей прессы о перспективах развития налоговой системы и целесообразности сокращения ее сотрудников высказался доцент кафедры финансов и кредита БелГУ Ю. Л. Аулов. Он отметил, что в настоящее время в области на одного налогового служащего приходится 814 человек населения, что примерно равно показателям Франции, там на одного служащего приходится 800 человек. Так что исходя из мировой практики, особой нужды в сокращении в рядах налоговиков, пожалуй, нет, а если все же сокращение произойдет, то лучше направить освободившийся резерв, к примеру, в так необходимую сейчас сеть пунктов информации по налогам.
Электронный документооборот, к которому переходит налоговая служба, решит многие сегодняшние проблемы – экономию бумаги, возможность при необходимости еще раз изучить предоставленные документы, удобство и комфорт в общении с налогоплательщиками и так далее. В перспективе – проведение бесконтактных камеральных проверок, не только предоставление документов в электронном виде, но и хранение их в электронных архивах. Налоговая система должна и дальше совершенствоваться – по мнению ученых-экономистов, это необходимое условие поступательного развития общества и роста экономики страны.
Подводя итоги заседания «круглого стола», А. В. Козлов подчеркнул, что основными задачами налоговой службы области являются не только контроль и качественное администрирование, но и то, насколько ее сотрудники преуспели в повышении налоговой грамотности населения, развитии его доверия, а также в донесении до людей нужной информации, в том числе и через СМИ. Именно из этих параметров складывается эффективность работы налоговой службы.
- Добавить комментарий
- 5120 просмотров
- Страница для печати