Так считает Александр Иванович Артеменко, заслуженный химик РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук, лауреат РАЕН, автор более 20 учебников и учебных пособий для вузов, техникумов, средних школ, гимназий, кандидат химических наук, профессор. И это – не полный перечень его регалий...
Первая моя встреча с А. И. Артеменко, автором и подписчиком «Белгородской правды» с почти пятидесятилетним стажем, состоялась несколько лет назад, когда Александр Иванович принес в редакцию заметку, в которой с негодованием обрушивался на тех, кто безжалостно выбрасывал в мусорные контейнеры книги. Профессор возмущался… В цифрах приводил размеры материальных потерь, но более сокрушался о нравственных. Мы говорили о книгах, о том, что интерес к чтению, к книге катастрофически падает.
Запомнилось, что говорил он о чтении: «Убежден, только умеющий думать человек сможет полюбить книги. Если не умеет думать, никогда не найдет в чтении ничего полезного для себя. Аналитическая функция мозга, если будет активирована в любом возрасте, сама найдет себе пищу. Подобную функцию можно воспитать в мозговом пространстве точно так же, как привязанности и наклонности. А что нынче происходит? Школьники читают мало, потому что их в школе не учат думать. Оттого и восприятие жизни, и процесс аналитики экранные, поверхностные. Вместо экзаменов – тестирование. В вузах платное, а еще и дистанционное обучение. Острых вопросов – никаких, смысл жизни – за кадром».
Артеменко убежден: значительная часть учителей не может заставить учеников думать ни о себе, ни об окружающем мире. Да и просто думать… А в технический вуз, где он читает лекции и ведет разговоры на научные темы, приходят студенты-второкурсники, которые кое-что знают из школьного курса химии на уровне… семиклассников. Про литературу (человековедение!) и речи не идет. О чем с ними говорить, как наверстывать… не пробелы – пропасти в образовании?
С Александром Ивановичем мы подружились. Общались (в основном по телефону) по разным поводам, темы для разговоров подбрасывала жизнь.
И вот – новая встреча, на этот раз у него дома. Профессор покинул кафедру. Скоро 80-летний юбилей. Пора, как говорится, и на покой.
Итог своего пути он описал – недавно вышла в свет автобиографическая книга под названием «Хочу рассказать…».
Автор ведет в ней открытый, честный разговор о жизни, рассказывает о семье и детстве, о времени и о людях, которые формировали его характер, об отношении к Родине и избранному делу.
Книга и стала поводом для новой встречи.
…В «трешке-распашонке» разместилось все профессорское «богатство»: в крошечном кабинете на столе – пишущая машинка, на которой годами он создавал учебники по органической химии (по нескольку раз переизданные; по ним по сей день учатся школьники и студенты), тут же на столе (не поверите!) фарфоровая чернильница. Ученый пишет пером (не гусиным, понятное дело) особо важные послания и считает такое письмо классической формой изложения.
На противоположной от стола стене – мозаичный ковер из фотографий родных и близких, прадедов, детей и внуков, друзей.
В гостиной – полки с книгами, на отдельном стеллаже – его работы: учебники, методические пособия по органической химии. Их много.
На стенах комнаты, именуемой спальней, – своего рода малая Третьяковка. Подаренные, купленные и собственного творения картины. Недаром говорится: талантливый человек талантлив во всем. В каждом произведении ученого – развитый вкус и чувство меры: в выборе тонов и полутонов, в масштабе, в подаче философского ракурса сюжета. У каждого произведения своя история появления.
В квартире нет ни золота, ни позолоты. Здесь царствуют вдохновение и напряженный труд. Как тут не вспомнишь: кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги. Правда, есть на окнах (на пятом этаже!) металлические решетки. Какой-то проходимец, прознав, что квартира профессорская, решил, что богатство имеется. С крыши спустился на балкон, разбил стеклянную дверь, но… ничего ценного не нашел.
Короткая экскурсия по уютным квадратам квартирки вызвала у меня вопросы. Неужели такого уровня ученый, академик, имея семью, всю свою жизнь трудился на столь ограниченном пространстве? Когда появились дети (их в семье было двое), работал в основном по ночам. Святое время – от 24-00 до 2–3 часов ночи. В шесть ноль-ноль подъем. И такой режим не годами – десятилетиями.
Более просторную квартиру предлагали не однажды, но Александр Иванович твердо убежден: квартиры менять не следует. В родном гнезде живут отзвуки голосов родных людей. В народе такое жилье называют крепостью. При любых потрясениях стены помогают выстоять. А потрясений в его жизни было много.
Физическую форму помогал поддерживать спорт. Штанга и гантели, а еще ежедневные ранние (в семь утра) пешие походы в вуз. И по сей день он не знает, на каком транспорте можно доехать из центра Белгорода до технологического университета имени В. Г. Шухова. Машины никогда не было.
В заключение – слово о новой книге профессора Артеменко. Пересказывать или вырывать из пройденного пути эпизоды и цитаты, то, что связало жизнь и судьбу, – дело неблагодарное. Книга исповедальная. Можно лишь констатировать: эта жизнь была дарована ему не зря. Александр Иванович, «нищий профессор советского периода», как он в шутку себя именует, вправе считать себя счастливым человеком.
- Добавить комментарий
- 4939 просмотров
- Страница для печати