Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Нестандартные уроки нового стандарта

Сижу на уроке математики в 1 «б» классе Дубовской средней школы. Учительница Елена Николаевна Пономаренко нарисовала на доске таблицу, как для игры в «крестики-нолики», и предлагает малышам дать определение — что это такое? Над партами моментально возникает лес рук. «Клеточки!», «Строчки!», «Столбики!» — наперебой выпаливают первоклашки, и наконец кто-то неуверенно произносит: «Таблица!». — Верно, молодцы, это таблица, и она действительно состоит из строчек и столбцов, —ободряет детей учительница. И дает следующее задание: по сходным признакам расположить в таблице картинки — грибы, фрукты, животных.

 Нестандартные уроки нового стандарта

Поразмышляв, дети справляются и с этим заданием. ...Фрагмент другого урока на ту же тему, только в 1 «г». Учительница рассказывает детям, что такое таблица: «Запомнили? Она состоит из строчек и столбцов»... — Чувствуете разницу подходов? — шепчет мне соседка по парте — заместитель директора по учебно-воспитательной работе В. М. Бочарникова. — Сейчас учитель предлагает детям запомнить, заучить некую информацию, как всегда было в школе. Потом задает вопрос, чтобы проверить, усвоен ли урок. В «традиционной» педагогике все основано на памяти. Но дети есть дети, кто-то услышал, кто-то пропустил мимо ушей... А вот на предыдущем уроке все было направлено на развитие активного мышления. Обсуждая рисунок на доске, они сами подходили к правильному выводу. Добытая таким путем информация усваивается лучше и надежнее. В тридцать одной школе области приступили с 1 сентября к эксперименту по введению нового образовательного стандарта. Присоединилась к нему и Дубовская школа. Трое учителей начальных классов — Е. Н. Пономаренко, Н. А. Леготина, Н. Н. Русанова — участвуют в эксперименте. А кроме них, еще и педагог-психолог, учитель-логопед, тренер, социальный педагог. Педагоги возлагают на эксперимент большие надежды, особенно те, кто, как Валентина Михайловна Бочарникова, обладательница президентского гранта за программу по развитию навыков самообучения и самовоспитания школьников, занимается подобной работой не первый год. Смысл эксперимента в том, чтобы научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать информацию — и, может, наконец-то, дети полюбят учиться? Валентина Михайловна, улыбаясь, рассказывает, что была в некотором шоке, когда однажды ее маленький ученик придумал собственную гениально простую систему, как запомнить таблицу умножения. «Работая по новым федеральным стандартам, мы стремимся к тому, чтобы ребенок умел ставить цель в преодолении препятствий, планировал свои действия, находил способы добычи знаний, мог проанализировать свою деятельность», — говорит педагог. Дубовской средней школе предоставили честь одной из первых вступить в эксперимент неспроста. Здесь сложился хороший педагогический коллектив, учителя нередко побеждают в областных педагогических конкурсах, а в прошлом году учебное заведение стало лауреатом областного конкурса «Школа года» в номинации «Здоровьесберегающие технологии». Кстати, эти наработки отлично вписываются в новый федеральный стандарт, требующий создания комфортной среды для получения образования. Всего три года назад старый корпус школы был закрыт Роспотребнадзором из-за невозможности его эксплуатации. После серьезного капитального ремонта, утепления фасадов, замены окон на пластиковые сюда перевели начальную школу. Стало тепло, светло — учителя и родители не устают благодарить за помощь губернатора Е. С. Савченко и начальника департамента строительства, ЖКХ и транспорта Н. В. Калашникова, главу администрации Белгородского района С. И. Тютюнова.

 Нестандартные уроки нового стандарта

В отдельном здании у малышей теперь свой спортзал, столовая, туалеты, рекреации. Дети постарше не обижают маленьких, и режим учебы и отдыха сложился оптимальный, в полном согласии с требованиями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Однако новизна, которую несет школам эксперимент, не ограничивается переходом к качественно иным методам преподавания (образно говоря, учителя теперь предлагают школьникам не «рыбу», а «удочку» для ее поимки). Урочная деятельность отныне будет гармонично сочетаться со внеурочной в пропорции: двадцать плюс десять часов в неделю. В перспективе, рассказывает директор школы В. В. Шатило, возможна такая структура школьного дня, чтобы аудиторные занятия свободно перемежались внеаудиторными. Скажем, отзанимался ребенок математикой, потом идет на занятие по проектированию, научно-познавательной или художественно-эстетической деятельности. Потом опять урок, а после него занятия в кружках или спортивных секциях по выбору. Школа полного дня позволяет так составить расписание, чтобы дети не утомлялись от учебы, а умственная нагрузка чередовалась с физической, с развивающими играми и творчеством. А уже сейчас в начальных классах Дубовской средней школы практикуются на уроках динамические паузы, и школьные перемены увеличены на 5—10 минут. При той же учебной нагрузке на детей школа старается минимизировать риск для их здоровья... Сегодня Дубовская школа дает возможность для занятий борьбой и плаванием, художественной гимнастикой, стрелковым спортом. Специалисты дополнительного образования приезжают сюда из спортивного центра в Разумном, со станции юных натуралистов в Октябрьском, а станция юных техников располагается прямо в школе. Поспешу сразу успокоить родителей: десять дополнительных часов воспитательной работы не означают, что ребенок обязан отсиживать в школе полный световой день, всесторонне «развиваясь». Это лишь предлагаемое школой «меню», из которого они могут выбрать по своему желанию только то направление, какое необходимо и полезно их чаду. Кстати, им может оказаться даже не творческая деятельность, а, например, занятия с психологом, которые помогут закомплексованному или гиперактивному ребенку справиться с проблемами... Программы внеурочной деятельности учителя разрабатывают сами, консультируясь в институте повышения квалификации и переподготовки специалистов. Проводят их защиту на педсовете. Курирует эту работу вышеупомянутая Валентина Михайловна Бочарникова. Мне удалось побывать на занятии по проектированию у Е. Н. Пономаренко, где первоклашки «проектировали» аппликации на тему аквариума; понаблюдать, как играют в развивающие игры с применением английского языка ученики Н. Н. Кучеровой. Учитель-логопед Н. И. Беляева занималась с детьми «азбукой общения»; психолог Я. Вакушина проводила ролевые игры, направленные на социализацию личности... И все в беседе с ними настаивали на особой значимости своей программы. — Нарушения речи у детей, не всегда очевидные для родителей, в дальнейшем ведут к плохому письму и чтению, низкой успеваемости, — рассказывала мне Н. И. Беляева. Перед этим Наталья Ивановна не только тренировала с питомцами «волшебные» кончики пальцев, нервные окончания которых напрямую связаны с мозгом, но и учила правильной речи, умению излагать свои мысли. А психолог Вакушина, видя проблемы детского коллектива, в котором всегда есть свои лидеры и аутсайдеры, помогала малышам специфическими средствами — облегчающими знакомство и общение играми и беседами... С первоклашками, признаются учителя, трудно. Они, особенно не ходившие в садик, не привыкли к дисциплине, концентрации внимания, длительному неподвижному сидению за партой. С непривычки еще устают и капризничают: «Мне этот садик не нравится, пойдем завтра в другой». Но в то же время это «чистый лист», на котором опытный воспитатель может начертать самые главные в будущей жизни личности истины. Эти горящие интересом глаза, доверчивые мордашки, нетерпеливо тянущиеся вверх ладошки многого стоят... Новые образовательные стандарты решительно и окончательно вернули школе отобранную было у нее воспитательную функцию. В школе полного дня ребенок сможет при необходимости находиться под присмотром до глубокого вечера, занимаясь разными полезными делами. Что скрывать: для детей педагогически заброшенных, которые в своих семьях порой никому не нужны, это поистине спасение. Педагоги признаются: пока что им трудно представить себе, каким будет переход на новые ФГОСы в средних и тем более старших классах, где детей труднее контролировать. Но в необходимости такого рода перемен они уверены. И правильность курса, взятого отечественной педагогикой, покажет уже ближайшее будущее. Со следующего, 2011 года, новый федеральный стандарт вступит в силу во всех начальных классах школ Белгородчины.

Автор: 
Н. КУТКОВАЯ. Фото автора
№: 
134
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (4 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла