Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Акварель его любит

Увидев акварели художника Геннадия Кудрявцева, можно легко догадаться, что родом автор из северных краев. Только природа русского Севера, рассеянный свет волглого пасмурного неба могли одарить художника этой неяркой и благородной красочной палитрой... Он и в самом деле родился в Сибири, в селе Троицком на берегу Ангары. Еще 90 километров севернее – уже вечная мерзлота.
Когда-то в Троицком был свой солевой завод. Местные жители делали скважины, пробивая небольшую прослойку земли над тысячелетними залежами соли, заливали туда воду – и выкачивали «рассол». Потом рассол выпаривали, получая конечный продукт. Неподалеку от села в лесу была медвежья берлога, но ее хозяина не тревожили, – словно понимая принцип мирного сосуществования, охотиться зверь отправлялся куда-нибудь подальше…

Акварель его любит
Отец Геннадия Андреевича по местным меркам считался образованным – полтора года отучился в церковно-приходской школе. Был он мужиком мастеровитым, рубил дома без всякого проекта, ставил ворота, выполнял плотницкую работу. Сына нередко брал себе в помощь, так что с выбором будущей профессии Геннадий определился рано – архитектура, строительство жилья. Однако на архитектурном отделении в Новосибирском вузе Кудрявцев проучился всего год – перспектива заниматься разработкой типовых проектов зданий, знаменитых тогда «хрущевок», быстро разочаровала молодого человека.
Зато на занятиях в художественной студии в Новосибирске, готовясь к экзаменам, он познакомился с будущей женой Маргаритой. Так вместе и поступили в Иркутское училище искусств. «Гена, ты акварель не бросай! Она тебя любит», – как-то сказал студенту наставник. И как в воду глядел: среди белгородских коллег Кудрявцева сегодня мало найдется художников, подобно ему преданных акварели.
– Богатая техника, – объясняет Геннадий Андреевич, – можно всю жизнь открывать и открывать ее секреты!
Но и занятия архитектурой, несмотря на их непродолжительность, на всю жизнь оставили в творчестве Кудрявцева неизгладимый след. Излюбленными мотивами произведений художника стали даже не столько архитектурные памятники – церкви, старинные дома, но в первую очередь детали – двери и окна, как своеобразное обрамление жизни, таинственно протекающей за этими рамками где-то в глубине. Кудрявцева манит внутренний мир человеческих жилищ, жизнь поколений, «застывшая музыка» архитектуры:
– Человек так устроен, что всегда ему нужен какой-то «ковчег» – дом, шалаш, палатка, и везде он особым образом устраивает себе гнездо. Детали живут с человеком, и ничего «мертвого» в мире нет. Например, когда я пишу натюрморт со старым самоваром, представляю себе, сколько поколений собиралось вокруг него, отражалось в сверкающих начищенных боках.
Кудрявцев любит старину – старые дома, старинные свитки и карты, книги ручной работы, любовно украшенные рисунками и виньетками. Несколько лет делал наброски ветхих заборов, калиток, оград. В конце концов «сложились» «Ограды прошедших времен» – этакий «портрет» минувшей человеческой жизни...

Акварель его любит
– Русь – сказочная страна, – считает художник. – В русском народе всегда было и есть стремление к рукотворной выразительности, в пику технической штамповке, давно победившей Запад. Взять, например, древнеславянское искусство – оно все связано с орнаментами, которыми украшены крестьянская утварь, печи, интерьеры...
Один из творческих проектов Кудрявцева называется «Страницы рукописной книги». Художник показывает историю Руси через славянскую культуру, святых просветителей Мефодия и Кирилла. На «страницах» (в книгу они еще не сложились) он представляет старинные шрифты, блестки народной мудрости – пословицы и поговорки, предметы крестьянского быта – конскую упряжь, утварь, узоры священнических облачений.
На совместной выставке супругов Кудрявцевых в галерее БОСХ «Родина», посвященной 70-летию Геннадия Андреевича, в двух залах разместились произведения юбиляра – акварельная летопись исторического и современного Белгорода; пейзажи Сибири, средней России и Черноземья; картины, в буквальном смысле пришедшие из снов мастера. А один зал занимает творчество его преданной спутницы Маргариты Петровны – живописные, народные по своему духу лоскутные панно.
– Мы с Маргаритой по сути участвуем в возрождении Руси, ее древней истории, традиций славянства, – говорит Геннадий Андреевич.
Зрители сполна оценили творческий дуэт супругов, оставив в книге отзывов выставки «Родные узоры» свои отзывы: «В обыденном вы видите и показываете всем остальным любовь, радость, поэзию окружающего. Спасибо вам. Из были вы делаете удивительное кружево жизни. А. Бондаренко». «Хочется утащить домой и каждый день любоваться. Л. Магнитская, Волгоград».
Геннадий Кудрявцев – художник-философ, исследователь, мыслитель. Но не только «кружево жизни», красота родных пейзажей и загадки древних артефактов волнуют его душу.
– Я эту выставку сделал, желая призвать зрителя к диалогу, – признается художник. – Диалогу с историей, человека – с человеком.
Творческим и социальным манифестом художника показались мне открывающие экспозицию графические работы «Кич в формате». Здесь Кудрявцев не оставил места недосказанности, прямо обратившись к своей аудитории не только художественными образами, но и словесно: «Художнику необходимо умение видеть явления окружающего мира и многое великое должно пройти через его душу и его ум. Тем самым оградить людей от лжеискусства, духовной пустоты и каламбура, своими произведениями открывать мир прекрасного».
Геннадий Кудрявцев болеет душой о том добром, что было уничтожено после развала Советского Союза, о том, что духовный и художественный мусор занял освободившееся место, окружил человека. Этот мусор в сатирических, похожих на плакаты, работах художника, как воздух, окружает пустые внутри человеческие фигуры с крошечными головами. «Вы видели эти скульптуры на улицах? – спрашивает художник. – Вяжущую слепоглазую «бабушку» и других? А вообще видели когда-нибудь лица женщин, занимающихся рукоделием, – вязальщиц, кружевниц – какие они светлые, красивые, умиротворенные? И где эта красота?!». Неприятие кича, ставшего популярным украшением жизненной среды, Кудрявцев окончательно закрепил в сардонически насмешливых «Памятниках» – в качестве достойного артефакта художник предложил … унитаз. Сатиры художника удостоились и современная художественная «Эклектика», не признающая никакой гармонии, и сомнительные «Наносказания», и «Бесовщина» массового искусства и человеческого быта – водка, девки, провода от плеера в ушах. И дракон, пожирающий человеческую душу.
– Вы представляете, я недавно увидел книгу о жизни Шуберта. На помойке! Жизнь Шуберта – на помойку?! Что стало с людьми? – ужасается художник. – Я, конечно, ее поднял, забрал домой.
…Слава богу, есть еще люди, которых тревожит сегодняшняя стремительная смена культурных и духовных ценностей, нравственное одичание человека. И хорошо, что среди них есть художники, обладающие даром ретранслировать свою боль через художественные произведения – обществу, народу.

P. S. Позавчера в торжест­венной обстановке губернатор Е. С. Савченко вручил члену Сою­за художников России, заслуженному художнику Российской Федерации Г. А. Кудрявцеву медаль «За заслуги перед Землей Белгородской» I степени.

На снимке: 
мастер и его Маргарита; одна из акварелей Г. А. Кудрявцева.
Автор: 
Н. КУТКОВАЯ
№: 
082
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла