Рынок услуг операторов сотовой связи в России становится все шире. И многие абоненты неоднократно сталкивались с так называемым SMS-мошенничеством, когда со счета телефона незаметно для владельца, в том числе с помощью коротких номеров, списываются деньги. Это вызывало много жалоб на оказание дополнительных платных услуг связи без согласия абонента, без предупреждения о размере платы за подключенную услугу, а также на списание денежных средств за услуги, которые не были оказаны.
С первого мая вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который направлен на борьбу с SMS-мошенничеством при предоставлении услуг операторов сотовой связи. О том, что это за изменения и как они отразятся на абонентах подвижной радиотелефонной связи, мы попросили рассказать руководителя Управления Роскомнадзора по Белгородской области Михаила Юрьевича НЕГОДИНА.
– Начну с того, что в старой редакции закона «О связи» не было даже самого понятия «контентные услуги», хотя на деле они оказывались. Кто-то за дополнительную плату подписывался на получение на свой телефон или смартфон прогнозов погоды, кто-то – на получение анекдотов и так далее. И наверняка практически все получали SMS-сообщения с различными заманчивыми предложениями типа выигрыша автомобиля, турпоездки и тому подобное. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Направив сообщение на указанный короткий номер, абонент, как правило, лишался какой-то суммы денег, порой достаточно значительной.
Поэтому в статью 2 закона «О связи» внесено понятие «контентные услуги». Не буду пересказывать дополнение дословно, желающие могут прочитать закон. Скажу, что это вид услуг связи, позволяющий абонентам получать на свое оборудование (телефон, смартфон, компьютер, если передача данных на него идет через сеть подвижной радиотелефонной связи, и так далее) справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосованиях, играх, конкурсах и других мероприятиях. Стоимость оказания этих услуг оплачивается абонентом оператору связи. Подчеркиваю: оператору, с которым у абонента заключен договор.
– Но ведь короткие номера, на которые люди отправляют сообщения, а потом лишаются своих денег, мошенники арендуют у операторов связи, которые также получают свою долю от вырученных арендаторами средств…
– Это действительно было так. Заключив договор на аренду короткого номера, они платили оператору связи какой-то процент и спокойно обирали доверчивых людей.
Сейчас же статья 44 закона «О связи» дополнена пунктом 5, который однозначно говорит о том, что в случае привлечения оператором связи иных лиц к оказанию контентных услуг, за исключением оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг, оператор связи на основании обращения абонента обязан открыть для него отдельный лицевой счет для оплаты данных услуг связи в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете. То есть теперь человек при желании может иметь два счета. Один для оплаты непосредственно телефонных разговоров, другой – контентных услуг. И если он положил на второй счет, скажем, десять рублей, то только на эту сумму и получит контентные услуги. Снятие оператором средств с «разговорного» счета для их оплаты не допускается.
– Не сможет ли оператор связи каким-то образом после открытия второго лицевого счета «навязать» потребителю услугу без его согласия и взимать за это плату?
– По закону – нет. Оказание любых услуг осуществляется только с согласия абонента, как сказано в законе, «выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». А оператор должен предоставить абоненту информацию о тарифах на услуги, их кратком содержании, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и о лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
– А если эти требования не будут выполнены?
– В соответствии с пунктом 5, дополнившим статью 54 закона «О связи», контентные услуги, оказанные с нарушением требований, не подлежат оплате. А в пункте 8 статьи 68 указано, что операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 44 настоящего закона, при подключении иных услуг связи, в том числе контентных услуг.
– Каким образом открыть в случае необходимости второй лицевой счет?
– Нужно обратиться в офис вашего оператора с соответствующим заявлением.
Кстати, наши сотрудники попробовали открыть вторые лицевые счета у разных операторов. Чтобы не делать рекламы или антирекламы, не буду их называть. Некоторые операторы уже работают в соответствии с вступившими в законную силу поправками. Но есть и такие, в офисах продаж которых о нововведении, похоже, еще не слышали. Тем не менее граждане должны знать, что закон уже работает, и требовать его исполнения, защищая свои законные права.
- Добавить комментарий
- 6430 просмотров
- Страница для печати