Идее – 520 лет
Попробуйте спросить у своих знакомых, хотели бы они совершить прыжок с парашютом. Вероятнее всего, большинство из них ответят: «Конечно, наверное, это здорово».
Когда прыжок – абстрактное понятие в далеком будущем, он вовсе не кажется страшным. Другое дело, когда принимается окончательное решение. Откуда-то из глубины сознания поднимаются все страхи и сомнения, и лишь единицы в конечном итоге решаются в заветный день приехать на аэродром.
Прыжки с парашютом не просто один из самых экстремальных видов спорта – это вызов себе и законам природы, исполнение давней мечты человека о свободном полете. Само слово «parashute» произошло от греческого «para» (против) и французского «chute» (падать). Историки свидетельствуют, что впервые идея прыгнуть с парашютом пришла легендарному Леонардо да Винчи. И первое упоминание о безопасной возможности «спуститься с небес» отмечается в его рукописи, датированной аж 1495 годом: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».
В футболе травмы чаще
Сегодня у нас больше нет необходимости бросаться с неба на землю с палаткой, а есть возможность, взвесив все за и против, решиться на прыжок под руководством надежных инструкторов.
Получить свою порцию небесного адреналина в Белгородской области можно двумя способами.
Самый безопасный и быстрый – так называемый тандем. Прыжок осуществляется с инструктором на специальном парашюте для двух человек. Плюс такого способа – процесс управления «полетом вниз» целиком берет на себя опытный парашютист. Минус – стоимость, за комфорт и безопасность приходится платить. Впрочем, первый же прыжок вполне может стать самостоятельным. Все будет зависеть только от вашей подготовки.
Первое, что посоветуют бывалые парашютисты «перворазнику», решившемуся на монолог с небом, – никаких безрассудных поступков, все по инструкции и только после команды. На обучении, которое в любом случае придется пройти перед самостоятельным прыжком, с вами подробно рассмотрят все возможные «непредвиденные» случаи: от зацепления за самолет до приземления на крышу дома. Запоминать придется все, дабы не стать блином на земле.
На самом деле случаи нераскрытия парашюта в мировой практике очень редки. Да и травмы, например, в том же футболе получают куда чаще. В Белгородском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ России, куда пригласили для совершения первого прыжка автора этих строк, таких случаев и вовсе не припомнят.
К слову, в свое время Белгородский АСК, справивший в прошлом году 50-летие, стал одним из первых в СССР планерно-парашютным клубом. За полвека он воспитал настоящих чемпионов, добившихся значительных результатов в классическом парашютизме, парашютном многоборье и планерном спорте. Среди известных имен наших земляков – чемпион России по планерному спорту Геннадий Дорофеев и чемпионка России в парашютном многоборье Ольга Адрианова. Только за последние пять лет на базе Белгородского АСК выполнили первый прыжок с парашютом больше 3000 юношей и девушек. А общее количество совершенных прыжков доходит порой до 6 тысяч в год!
Здесь не отрицают: да, у парашютиста может случиться в несколько раз больше неприятностей, чем у тела, лежащего на диване. Но при соблюдении основных правил «перворазник» гарантированно сохранит себе здоровье. Чтобы усвоить их, на тренировках придется упорно отрабатывать свое поведение после выхода из самолета, имитируя полет в воздухе.
Можно приводниться и… прилеситься
«521, 522, 523… кольцо, 524, 525… купол, запаска, круговой осмотр». Такую незатейливую считалочку учили наизусть все, кто хотел впервые совершить прыжок с парашютом.
– Трехзначное число, произнесенное вслух, – это секунда в воздухе. Считалка особенно помогает начинающему парашютисту избежать паники. Как только он начинает считать, то вспоминает все и действует так, как его научили, – поясняет специалист-инструктор по военно-патриотическому воспитанию регионального отделения ДОСААФ России Михаил Вайнгольц.
Нештатные ситуации, к сожалению, случаются. И нужно знать, как из них выйти достойно. Не допустить оных еще проще. Первое и самое главное правило: не стоит «для храбрости» перед полетом употреблять алкоголь. Второе: ни о каком прыжке с парашютом не может идти и речи, если вы страдаете серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями. После любых недавних переломов в течение года прыжки также противопоказаны. Третье: из ряда вон плохое зрение тоже не есть хорошо. Очки могут повредить глаза, а линзы – выбиты сильным потоком воздуха. И последнее: немаловажную роль здесь играет и вес: парашютные прыжки разрешены людям от 45 до 95 кг.
Больше всего внимания при обучении уделяется приземлению в экстремальных условиях. Самое опасное – это приводнение. Здесь нужно суметь, молниеносно освободившись от снаряжения, нырнуть и уплыть, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой. Попадая в лес, важно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь. В случае если купол запутался в ветвях и самостоятельно освободиться не получается, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
Самолёт идёт на взлёт
Дотошный инструктор заставит не только проговорить все услышанное от него, но и отработать до автоматизма свои действия при прыжке в подвесной системе. Лично мне больше всего запомнился другой тренажер для «первопрыгов» – знаменитая «тумбочка» высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление.
И вот наконец долгожданный день. Гул самолетов в небе аэродрома «Томаровка», где каждый выходной можно увидеть толпы жаждущих «свершить безумство храбрых», слышен издалека. Среди мужского коллектива много юных девичьих лиц, полных храбрости и решимости. Кстати, по статистике почему-то именно «слабая» половина человечества мечтает хоть раз в жизни совершить этот, по мнению некоторых, безрассудный поступок.
Отличить в аэродромовской толпе профессионального спортсмена от начинающего парашютиста можно невооруженным глазом: первые, как правило, одеты в специальный комбинезон, вторые – во что придется. Главное, чтобы одежда максимально закрывала тело. Неважно, лето на улице или зима, плотная и удобная одежда с длинными рукавами и штанами, заправленными в высокие берцы, – лучшее спасение от любых нештатных ситуаций.
Огромные зрачки и каменная физиономия – еще одна отличительная внешняя характеристика «перворазника». На помощь самым трясущимся приходят все те же инструкторы – в арсенале каждого уважающего себя специалиста по парашютной подготовке имеется с десяток тематических анекдотов. Да и вообще, их юмор и уверенность (еще бы, у каждого больше сотни прыжков), наверное, склонили бы на личный подвиг любого, кто оказался в радиусе досягаемости.
Тем временем воздушная карета разведала обстановку в воздухе и совершает «пристрелку» (пробный запуск). Как правило, прыжок осуществляется с самолета Ан-2. Всех парашютистов еще на земле расставят согласно их весовой категории – самые тяжелые идут «в бой» первыми. Мне «посчастливилось» быть последней. То есть крайней. По негласным правилам небесных покорителей вместе с первым прыжком из лексикона парашютиста автоматически исчезает слово «последний».
И основной, и запасной парашют, гарантирующий безопасность прыжка, на вас наденут опытные сотрудники аэродрома и десять раз все перепроверят. У парашютной системы «Юниор», которую обычно примеряют «первопрыги», есть одно соблазняющее преимущество, отличающее ее от других: она не требует принудительного раскрытия, то есть выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для начинающих это существенное психологическое преимущество. Перед прыжком, когда будете сдавать экзамен в ДОСААФ, вас заверят, что «Юниор» – это надежная армейская техника, а отказы круглых куполов крайне редки.
Для того чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом надевается на плечи и фиксируется лямками на груди и ногах. Впереди – сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки закрепляется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем. Весят «доспехи» в общей сложности порядка 20 кг. Передвигаться по земле в таком наряде довольно затруднительно, но не для этого он и надевается.
Что говорят про «волшебный пинок»
Когда попадаешь в самолет, который стремительно набирает высоту до 800 метров, унося все дальше от земли, в висках стучит всего одна мысль: «Как меня сюда занесло?». Шутки шутками, но мало кто способен сохранять хладнокровие перед первым прыжком. Даже если вы изучите сотни страниц восторженных отзывов об этом, оказавшись в тесном фюзеляже «кукурузника», забудете обо всем напрочь. Это шаг через себя и для себя. Для многих этот шаг становится началом настоящей любви к небу, и впоследствии новички стремятся испытать это пьянящее чувство свободного падения снова и снова.
Двигатель рычит, в кровь поступает мощный приток адреналина и понимание того, что на земле теперь можно оказаться только одним способом – совершить прыжок. Сейчас главное – следить за сигналами выпускающего инструктора. Как только раздается двойной сигнал зуммера, у пассажиров самолета будет всего минута, чтобы «высыпаться» в полном составе, иначе «собирать» потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Скорость самолета при выброске составляет 160 км/час.! На взгляд оставшихся в кабине, люди в момент прыжка исчезают попросту «в никуда», поскольку их мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше быть готовым к такому моменту заранее.
Всегда считала чем-то вроде анекдота рассказы, когда инструктор начинает выпихивать парашютиста, которому неожиданно захотелось жить. Говорят, существует инструкция, по которой самолет должен вернуться на землю без пассажиров, и потому, если в последний момент кто-то отказывается прыгать, мягкое похлопывание выпускающего превращается в увесистый, придающий уверенности и задающий начальное ускорение толчок в спину.
Не уверена насчет «волшебного пинка», поскольку никому из нашей команды он не понадобился, зато четко усвоила: подходить к люку нужно только приставным шагом, за обрез выставляется лишь носок левой ноги, но пытаться высунуться дальше новичку строжайше запрещено. Кто-то из наших попробовал – говорит, что чуть не сдуло за борт. Впрочем, и со скамьи зрелище из люка просто завораживающее: перед тобой реальная обшивка реального самолета, реальные люди, но за вот этим дверным проемом – пустота и земля. Нет, не земля – просто нарисованная карта.
Я падаю – какое счастье!
«Пошел!». Мощный хлопок по рюкзаку – и я срываюсь в пропасть. Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает в какой-то воздушный водоворот. Пару секунд дух захватывает так, как на больших качелях, когда они опускаются вниз, только в тысячи раз сильнее. В момент, когда в полном обмундировании летишь булыжником вниз, так и хочется крикнуть: «Да какая еще считалочка?!». Но вместо этого спешно начинаешь бубнить зазубренную «молитву» парашютиста: 521, 522, 523… Резкий рывок, он же динамический удар, дергает за шкирку как котенка – купол раскрылся. Падение замедляется, а вместе с тем к мозгу возвращается способность мыслить адекватно. Хочется поднять голову и послать своему спасителю воздушный поцелуй, но не тут-то было – стропы перепутались спиралью. Страшно? Нет, брат, шалишь. Потихоньку раскручиваюсь, как учили. Убедившись, что с куполом и стропами все в порядке, «расчикую» запасной парашют, бережно вытянув красную стропичку. Теперь можно и оглядеться. Взору открывается незабываемая картина...
Первое, что поражает с момента открытия парашюта, – абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а на такой высоте звуки с земли практически не долетают. Вероятнее всего, позднее у вас вряд ли получится вспомнить красоту полета, так как самостоятельный прыжок – это сильное испытание для нервной системы. Зато точно останется в памяти воздушный поток, бьющий в лицо, беспорядочные чертежи земли и ощущение абсолютно пустой головы, из которой ветром выдуло все, кроме ощущения нереального счастья…
Запасной парашют издает холостой звук «трр-рр», а горизонт резко прыгает вверх – значит, пора готовиться к встрече с землей. Это самый серьезный этап в прыжке. Скорость падения составляет около пяти метров в секунду, и избежать перелома ноги поможет только правильная группировка. Самое время плотно сомкнуть свои драгоценные конечности. Болтающиеся ноги в небесном пространстве – гарантированный перелом. Сжимаюсь изо всех сил и готовлюсь к самому страшному…
Приземлилась, как на перину
Падение мягкое, как на пуховую перину. И вот уже стою на твердой, родной земле-матушке и радуюсь, как ребенок. Кстати, сразу после падения, чтобы 85 квадратных метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо «погасить» купол. Сделать это несложно – просто нужно с силой потянуть за нижние стропы.
Ну вот и все. Дрожащими руками выпутывая стропы из ромашек, связываем их в так называемую «бесконечку» и укладываем парашют. Говорят, что приземление – это самая трудная часть прыжка. Ничего подобного, самое трудное – это собрать парашют и тащить его на себе через бескрайнее поле аэродрома. Будете прыгать – постарайтесь не улетать далеко.
Вместо заключения скажу лишь одно: будь я медиком, то с удовольствием бы прописала прыжок с парашютом всем страдающим депрессией или считающим, что жить на свете плохо и скучно. Пожалуй, на сегодня это самый экономичный и быстрый способ почувствовать себя человеком «высокого полета».
- Добавить комментарий
- 4103 просмотра
- Страница для печати