Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /var/www/home/hosting_denver09-35/projects/belpravda/htdocs/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Пятьдесят процентов ЗДОРОВЬЯ

Пятьдесят процентов ЗДОРОВЬЯ

В Белгороде состоялась II Международная научно-практическая конференция «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации». Событие довольно масштабное: в нем приняли участие ученые и практики из двенадцати регионов России, а также из Белоруссии, Казахстана, Украины, Турции, Словакии, Болгарии, Польши, Великобритании и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Однако, думается, масштабность здесь определена не только количеством участников, но и значимостью темы. Что может быть важнее здоровья, а тем более – здоровья подрастающего поколения?

Всем известная арифметика: 20 процентов здоровья человека зависит от наследственности, 10 процентов – от качества медицинского обслуживания, еще 20 – от экологических факторов и целых 50 процентов – от образа жизни. Образ жизни ребенка начиная с семи лет – это преимущественно школа: здесь он проводит большую и продуктивную часть времени.
И именно школа в последние годы воспринимается многими родителями как неминуемая каторга: место, где ребенок получает серьезные нагрузки, теряет здоровье – как физическое, так и психическое, становится объектом агрессии...
Недавно в центральной прессе были опубликованы данные исследований российских фи­зио­логов: в первый класс приходит лишь 4,3 процента абсолютно здоровых детей, чуть больше 40 процентов – это часто болеющие дети; более половины первоклассников уже имеют хронические заболевания. Следовательно, проблемы со здоровьем у большинства детей начинаются еще до школы. Но тем более актуальным становится вопрос: можно ли организовать учебный и воспитательный процесс так, чтобы дети не теряли остатки своего здоровья? На него, собственно, и пытались ответить участники конференции.
Школа может стать эффективным институтом культивирования здорового образа жизни – с этим мнением ректора Белгородского института развития образования Н. В. Кирий согласен начальник регионального департамента образования И. В. Шаповалов. «Школа должна быть не полем битвы за знания, а местом комфортного пребывания детей и педагогов», – считает Игорь Васильевич.
Исходные данные у нас вроде бы неплохие: директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (Москва) профессор В. Р. Кучма заметил, что Белгородская область довольно прилично выглядит на общероссийском фоне по состоянию здоровья школьников, по укомплектованности образовательных учреждений медработниками.
Понятно, что за такой, пусть сдержанной, но все же оптимистичной оценкой – многолетняя целенаправленная системная работа. Так, на протяжении нескольких лет в Белгородской области действуют программы по обеспечению школьников горячим питанием, медом, яблоками, молоком, качественной питьевой водой. Во многих школах внедряются здоровьесберегающие технологии по методу академика В. Ф. Базарного, школьные медицинские кабинеты оснащаются диагностическим оборудованием, создаются Центры здоровья.
Передовой опыт муниципалитетов региона был представлен на выставке, работавшей на протяжении всей конференции. Примечательно, что каждый район не просто действует в рамках областных программ, но и старается найти свои подходы к оздоровлению школьников: физкультурно-оздоровительные мероприятия, конкурсы «Школа – территория здоровья», уроки на свежем воздухе. В Шебекинском районе, например, дополнили программу «Школьный мед»: здесь с недавнего времени дети получают полезное лакомство с грецкими орехами, изюмом, семенами подсолнечника... Таких примеров можно привести немало. В рамках одной газетной публикации о белгородских школах, создающих здоровьесберегающую среду, рассказать, конечно же, невозможно. А значит, тема будет продолжена в последующих выпусках «Белгородской правды».
Профессор кафедры теории и методики физической культуры БелГУ В. Н. Ирхин признал, что многие белгородские образовательные учреждения пытаются работать в рамках Школы здоровья, то есть заботятся о внедрении здоровьеориентированных методик: Новотаволжанская и Дубовская средние школы Шебекинского и Белгородского районов, школа № 40 в Старом Осколе и другие. Однако для полноценного дальнейшего развития важно взаимодействие таких школ, постоянный обмен опытом и методической базой. Возможно ли это при постоянной занятости учителей? Вопрос остается открытым.
В числе таких же открытых вопросов – введение в школах ставки врача по гигиене детей и подростков. Соответствующий приказ Минздрава РФ (№ 822н от 5 ноября 2013 года) вступил в силу год назад. Владислав Ремирович Кучма рассказал, что приказ этот выполняется с трудом, и сейчас на весь Центральный федеральный округ таких специалистов всего 12 или 14. Между тем они могут стать важным звеном в медицине профилактики. Именно врачи по гигиене детей и подростков будут следить за организацией рабочих мест учеников, качеством питания, оказывать помощь в составлении расписания уроков. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков выразил надежду, что и в решении этого вопроса Белгородчина покажет положительный пример другим регионам.
Двухдневная программа конференции была чрезвычайно насыщенной. Организаторы – департамент образования Белгородской области, региональный институт развития образования, НИУ «БелГУ» – постарались максимально наполнить ее практическим содержанием. В формате секций и публичных лекций обсуждались многие аспекты сохранения и укрепления здоровья детей. Очень интересной формой обмена опытом стали стендовые доклады – их представили несколько образовательных учреждений как Белгородчины, так и других российских регионов. Заинтересованный диалог на конференции шел постоянно.
Преподаватель университета Сакарья (Турция) Айсегул Роза Аксой рассказала о набирающем популярность в ее стране Шербургском развивающем движении. На первый взгляд, это похоже на веселую игру: вместе с гостьей участники ее мастер-класса водили замысловатые хороводы, «ручейки», надували воображаемые воздушные шары... Роза между тем через переводчика объясняла, что суть развивающего движения – на­учить ребенка чувствовать свое тело, управлять им. Методикой заинтересовались многие российские педагоги. Например, учитель физкультуры Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната Л. В. Ольховенко заметила, что некоторые элементы Шербургского развивающего движения попробует ввести на своих уроках.
У наших педагогов тоже есть чему поучиться, и это наглядно продемонстрировали на своих мастер-классах учитель физкультуры гимназии № 22 Белгорода В. А. Перелыгин, учитель математики Дубовской средней школы Э. Н. Щербакова и другие их коллеги.
Завершилась конференция подведением итогов Всероссийского конкурса «Образование – для здоровья, здоровье – для образования». Организовал его Научный центр здоровья детей совместно с Федеральным институтом развития образования. Из пятидесяти четырех участников были выбраны пятнадцать школ-победительниц. В номинации «Природная школа» лучшей признана Головчинская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов из Грайворонского района. О проводимом здесь эксперименте «Белгородская правда» уже писала: головчинские школьники большую часть образовательного процесса проводят на открытом воздухе (разумеется, с учетом погодных условий).
Награждение победителей состоялось в средней школе № 2 города Строитель. Почему именно здесь – стало ясно буквально на пороге школы. Удивить гостей есть чем: на базе школы работает медико-оздоровительный центр, где проводится диагностика состояния здоровья детей, доступны физиопроцедуры, бассейн, ароматерапия, кислородные коктейли; на уроках физкультуры ученики осваивают спортивную игру яджент. Владислав Ремирович Кучма заметил, что далеко не каждая столичная школа обладает такими ресурсами. К слову можно заметить, что и в нашем регионе образовательных учреждений, подобных школе № 2 города Строитель, тоже немного.
И все же не только материальными ресурсами и оборудованием создается здоровьесберегающая среда в школах. Доминирующей ее составляющей В. Р. Кучма считает психологический климат в образовательных учреждениях. Доброжелательное отношение к ребенку, создание условий для реализации его способностей, взаимопонимание с родителями – только в таких условиях здоровьесберегающие технологии дают ожидаемый эффект.

На снимке: 
стендовый доклад представляет учитель физкультуры Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната Л. В. ОЛЬХОВЕНКО, и в числе первых слушателей – директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (Москва) В. Р. КУЧМА; преподаватель университета Сакарья (Турция) Айсегул Роза АКСОЙ (в центре в черном костюме) сумела увлечь Шербургским развивающим движением участников конференции.
Автор: 
Н. КАЛИЕВА. Фото А. ЖИХОВА
№: 
055
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif