Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Друзья, прекрасен наш союз!

Прекрасно осознавал всю силу и мощь казачьей вольницы Лев Троцкий, когда утверждал, что «казачество – единственная часть русского народа, способная к самоорганизации, поэтому подлежит поголовному уничтожению», и, по сути, лично возглавил движение по «расказачиванию».
Русское казачество – уникальное явление в истории нашей страны, не имеющее прямых аналогов в мире, а его зарождение своими корнями уходит в далекое прошлое. Казачество участвовало во всех войнах, которые вело наше Отечество, и одновременно столетиями несло службу по охране государственных границ. Кроме того, казаки-землепроходцы (Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров, Москвитин и другие) в результате своих открытий присоединили к России огромные территории Сибири и Дальнего Востока. В 1916 году казачье население составляло около 4,5 миллиона человек.

Друзья, прекрасен наш союз!
Более 20 лет в России продолжается процесс возрождения казачества после многих десятилетий репрессий и целенаправленной ликвидации этой специфической социальной группы. В 1990 году в Москве на Учредительном Большом Круге была создана первая общесоюзная общественная казачья организация «Союз казаков России» (СКР). Появились казаки и в Белгороде. Сначала это были разрозненные общественные организации, которые затем объединились в Белгородский казачий отдел СКР.
Новый импульс процессу возрождения и дальнейшего развития казачества придал Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», принятый в 2005 году. Были созданы реестровые казачьи формирования, входящие в Центральное казачье войско, и в нашем крае – в Белгороде, Алексеевке, Ровеньках, красногвардейской Ливенке и в других населенных пунктах.
Откуда на Белгородчине казаки? «Оскольские казаки» в нашем крае поселились в середине XVI века, еще до основания первых городов – Белгорода, Оскола и Валуек. Казачье прошлое Белгородчины сохранилось в названиях населенных пунктов: Казацкая Степь, Казацкое, Казачек, Казачья Лисица), Верхнеатаманское и Нижнеатаманское и др.
В живописном месте, на берегу реки Оскол, там, где, по преданию, отдыхали войска князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед походом на половцев в 1185 году, воспетым в «Слове о полку Игореве», разбили свой палаточный лагерь современные казаки. Все они съехались на Первый международный фестиваль казачьей культуры «Холкинский сполох». (Сполох – тревожный колокольный звон, собирающий народ).
Не случайно именно это место выбрали организаторы фестиваля. Еще в 1620 году патриарх Московский и всея Руси Филарет благословил Никольского горного священника Геласия воздвигнуть на Холковском городище для съезжающих с Дону донских казаков и всяких людей Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, а для защиты от татар в 1637 году здесь, на самом высоком холме находящегося поблизости от пещер монастыря, было со-оружено караульное помещение для наблюдения за степью. Умели наши предки выбирать места для строительства и храмов, и оборонительных сооружений!
Сегодня в долине около монастыря выстроена сторожевая вышка, повсюду казаки – донские, кубанские, запорожские в своей традиционной форме, увесистый колокол на деревянной треноге, в палатке – большая икона Донской Божьей Матери – покровительницы донских казаков. Так выглядит лагерь участников фестиваля.
Запах свежей травы и костра, ослепительная синь высокого неба и давно забытое ощущение прохладной росы на босых ступнях, щемящее чувство беззаботного и счастливого детства. В 7 утра подъем, утренний туалет, завтрак и общее построение казачьих обществ.

Друзья, прекрасен наш союз!
Колокольный звон сегодня не звучит набатом, он собирает народ на молебен. Божественную литургию в честь праздника служит сам архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. По традиции в храме накануне Троицы много зелени и цветов. Церковная служба и освящение храма князя Владимира Свято-Троицкого Холковского монастыря завершаются крестным ходом к месту проведения фестиваля.
К слову, Святитель Иоасаф – небесный покровитель земли Белгородской и Белгородского казачества, в честь 100-летия канонизации которого проводится этот фестиваль, сам был выходцем из полтавского казачьего рода.
Ровными шеренгами в парадной форме, бородатые и усатые, молодые и в летах, для торжественной встречи губернатора Е. С. Савченко и почетных гостей фестиваля выстроились казаки Белгородского отдела «Союза казаков России» во главе со своим атаманом.
Отрадно, что руководство нашего края прекрасно понимает важность процессов становления и возрождения казачьего движения в деле укрепления православно-патриотических настроений в обществе и грамотно выстраивает политику, привлекая казаков к государственной службе.
Губернатор Е. С. Савченко, открывая фестиваль, произнес: «Сегодня, в праздник Святой Троицы, который промыслительно совпал с Днем России, в этом живописном месте у подножия красивейшего памятника зодчества и православной культуры – Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря собрались люди близких и дорогих нам регионов. Нам незачем искать, создавать или заимствовать какую-то эфемерную идеологию. Мы – наследники богатейшего культурного пласта в мировой истории. Мы владеем величайшими дарами наших предков и земли-матушки. Поэтому наш святой долг – сохранить эту бесценную вековую народную мудрость и традиции, передать их нашим детям и внукам. Убежден, что на этой благодатной культурной почве и впредь будут расти и множиться традиции дружбы, уважения и взаимовыручки казачества».
Обжигаясь ароматным кулешом, наспех обедаем. В послеобеденное время нужно успеть посмотреть выставки «Сельское подворье» и «Казачий курень», оценить работы ремесленников и умельцев, полюбоваться на выступления приехавших из соседних и дальних станиц казаков.
Какой казак без коня и шашки? Жгучий запах полыни и пыли, цокот копыт и свист шашки – все спешат увидеть театрализованное выступление Луганского областного казачьего конного театра станицы Меловская.
Кому повезло занять место в первом ряду, смогли полюбоваться на удаль молодецкую – джигитовку и вольтижировку, мастерское владение шашкой и пикой, которые продемонстрировали наши братья с Украины. Одним точным ударом кнута была сбита чарка с головы руководителя администрации Чернянского района П. В. Гапотченко – не каждый рискнет подвергнуться такому испытанию да еще с завязанными глазами. Любо, Петр Викторович! Честно заслужили штоф с горилкой из рук запорожского казака!
На сегодняшний день казачество – это единственный слой населения, который живет по общинным принципам, поэтому вступают в казачьи организации не поодиночке, как в партию, а целыми семьями, с женами и детьми. И на фестиваль в Холки казаки приехали со своими семьями. Оттого повсюду слышны птичьим гомоном детские голоса. Те, кто помладше, взобрались на крепкие плечи родителей, чтобы не пропустить самое интересное. А посмотреть было на что!
Простые и понятные, душевные и заводные, русские и украинские, известные и уже позабытые, но одинаково проникновенно исполненные профессиональными артистами и любителями, звучат со сцены казачьи песни. Фольклорные коллективы Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Орловской, а также Сумской и Луганской областей не оставили равнодушными зрителей творческой части фестиваля.
Казаки-характерники с Волыни восхитили эффектными постановками и приемами бое-вого гопака, поразили воображение использованием скрытых возможностей человеческого тела. Воспитанники школы рукопашного боя «Казачий Спас» продемонстрировали приемы борьбы безоружного против вооруженных автоматом и ножом противников. Уже не в первый раз своей боевой подготовкой радуют казачата клубов «Ратоборцы» и «Шквал» из Старого Оскола, «Русь» Новооскольской и «Патриот» Алексеевской общин Белгородского казачьего отдела СКР, а также хутора Ливенский Белгородского отдельского казачьего общества ЦКВ. Это ли не лучшие примеры активного военно-патриотического воспитания современной молодежи?!
Казаки – это феноменальное этническое образование, аналогов которому нет нигде в мире. Самобытный уклад, традиции и обычаи, нравы и культура делают этот субэтнос поистине уникальным. Казаком можно быть по рождению или стать после принятия присяги, можно хранить в сердце казачьи заповеди, будучи членом «Союза казаков России», а можно вступить в ряды реестровых казаков и нести государственную службу. Суть и смысл казачьих устоев от этого не меняется! Результаты Всероссийской переписи населения должны подтвердить наметившиеся тенденции возрождения самосознания казаков по всей России. Может, кто-то и называется «эльфом» или «гоблином», но настоящий казак точно знает, кто он, несмотря на отсутствие графы «национальность» в российском паспорте.
…Есть у слова «сполох» и другое значение – «сияние, вспышка, отблеск, зарница». И посему отблеск костра Холковского фестиваля должен укрепить надежду и веру в православных душах всех казаков, что история нашего Отечества еще обогатится славными делами и начинаниями, достойными строк в казачьих песнях! А еще I Международный фестиваль казачьего творчества и культуры наглядно продемонстрировал единство славянских народов и казачества, потому что казак казаку всегда брат, будь он донским, запорожским, кубанским или сибирским, реестровым или «общественником».
…Почему мы всей семьей здесь? Просто хочется верить, что трое наших сыновей на вопрос, какого они роду-племени, всегда смогут с гордостью ответить: «Слава Богу, мы казаки!».

Автор: 
Т. ТРИШИНА, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью БелГУ. Фото автора
№: 
084
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

гама

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла