«Не надо нам художественной самодеятельности! Терпеть не могу это слово!» – сразу же ошеломила собравшихся к ней на мастер-класс народная артистка России Александра Андреевна Пермякова. И тут же пояснила самодеятельным артистам – участникам корпоративного фестиваля «Факел» ОАО «Газпром» – свою мысль и творческое кредо: «Будьте мастерами!».
Четверть века, начиная с 1989 года, Александра Андреевна руководит знаменитым коллективом, созданным в 1911 году собирателем русского фольклора Митрофаном Пятницким. Пережив с хором самые трудные перестроечные годы, руководительница сумела сломать сложившиеся стереотипы художественной «подачи» народной песни, превратив каждое выступление хора в красочное и динамичное шоу. И при этом один из знаменитейших брендов культуры России не потерял своей самобытности.
– Вы не представляете себе, какой сейчас интерес к народному пению! – говорит А. А. Пермякова. – В Министерстве культуры создали отдельный департамент народного творчества – такого не было никогда! Ради эксперимента мы как-то дали три концерта подряд в московском концертном зале имени Чайковского. И что же? Зрителям не хватило билетов. Приехал народный коллектив из Молдавии – я думала, концертный зал снесут! Люди во многих городах России перестали ходить на «попсу», потянулись к родной русской песне.
К сожалению, немногие коллективы и исполнители, занимающиеся народной песней, находят гармоничное сочетание подлинной народности с современностью. Кто-то застрял в эстетике «а-ля рюс» времен СССР, кто-то ушел в аутентичный фольклор...
«Мы уходим от самого главного в народной песне – от содержательности. В формате трехминутной песни мы должны сыграть спектакль, заставить зрителя слушать себя, чтобы он почувствовал эмоцию, заплакал или засмеялся. Народная песня – это художественная пьеса, у нее есть зачин, кульминация, развязка», – говорит певица.
...И потому во время сорокаминутного мастер-класса в малом зале Белгородской государственной филармонии не прозвучало ни одной (!) музыкальной ноты. Александра Андреевна выводила на импровизированную сцену молодых исполнительниц, требуя рассказать своими словами, о чем песня, выразить настроение пластикой выхода, учила дышать и «напрягать лопатки».
Лопатки у народных исполнителей должны быть, как у самой Пермяковой – сталь и железо! А речевой аппарат натренирован так, чтобы звук в любом положении тела не менялся.
Певцам-народникам Александра Андреевна настоятельно советовала брать уроки актерского мастерства и учиться правильно говорить.
«Вспомните: «В начале было Слово!».
А руководителей Пермякова просила не ломать индивидуальность детей, выбирать для них репертуар, соответствующий возрасту и жизненному опыту, учить сценической культуре, достоинству. Чтобы никто и никогда не смог сказать свысока – «самодеятельность!».
Даже своему звездному коллективу Александра Андреевна «проповедует» эти принципы каждый день: «Учу их, учу...».
Ей очень нравится звучание хора Пятницкого времен 30-х годов, и сейчас коллектив к нему вернулся. Сохранились не только записи этого времени, но и крестьянских артистов Митрофана Пятницкого начала века, сделанные на валиковых фонографах, весь архив хора, драгоценные письма с фронта, в которых солдаты благодарят артистов за песни, поддерживающие в них боевой дух.
– Мы все у себя храним, ничего не разбазарили. Я в эту комнату даже никого не пускаю, стеллажи под такими замками! Наследство бесценное! – рассказывала Александра Андреевна. Впрочем, письма хористам пишут и сейчас, притом весьма активно. Поздравляют с праздниками, благодарят, просят ноты и тексты песен, афиши для музея народной песни... Слава богу, многие в России понимают, какое сокровище русская песня, и хранят ее. Есть дома народного творчества, учебные заведения культуры, музеи, библиотеки. Вот только в главном народном хоре страны совсем нет москвичей. Чем-то иным живет сегодня Москва...
- Добавить комментарий
- 4721 просмотр
- Страница для печати