Прошлое наше
прекрасно, настоящее
ужасно, будущее неясно.
(Из досужих рассуждений убежденного пессимиста).
Многие считают, что время массового патриотизма безвозвратно кануло в прошлое вместе с коммунистическими идеалами. Другие с этим не согласны и не мыслят возрождения и процветания России без должного патриотического подъема граждан страны. «Радио России» завело специальную рубрику «Что значит быть русским сегодня, в XXI веке», приглашая россиян к откровенному разговору о патриотизме. Но разговор этот очень непростой, ибо в силу произошедших в стране преобразований нарушилась связь времен и резко изменилась шкала жизненных ценностей. То, что вчера высоко ценилось и считалось благом, например, бескорыстное служение Отечеству, преданность своему народу, своей профессии, сегодня в глазах многих не имеет никакой цены. Сейчас модно быть богатым и успешным в делах, покупать роскошные дворцы, спортивные клубы и дорогие яхты, отправлять своих детей учиться в зарубежные вузы. Главным принципом жизни сегодняшних «героев нашего времени» стал принцип «после нас хоть потоп».
Как видим, река времени далеко нас унесла от берегов былого патриотизма. Означает ли это, что столь яркое и благороднейшее качество наших славных предков окончательно ушло из жизни новой России или это всего лишь вынужденная пауза в логике развития нашей страны? Чтобы лучше разобраться в этом, необходимо рассмотреть природу патриотизма вообще и природу русского патриотизма в частности.
Патриотизм происходит от слова патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его — и означает любовь к отчизне. Такую трактовку понятию дает патриарх отечественного языкознания Владимир Даль. Патриотизм относится к числу сакраментальных слов в языке, ибо в реальной жизни касается судьбоносных ценностей общества, объединяющих воедино его граждан. Эту свою социально-историческую функцию патриотизм осуществлял во все времена, мобилизовывал, поднимал, воодушевлял и спасал народы в часы великих исторических испытаний. Когда же патриотизм шел на убыль, начинались разброд и деградация общества и этнос оказывался на краю гибели.
В 1612 году во времена великой смуты и смертельной опасности он позволил русским людям объединиться, создать ополчение и очистить родную землю от оккупантов. Смогли бы мы, россияне, отстоять нашу независимость в войнах с Наполеоном и Гитлером без всеобщего патриотического подъема? Ответ однозначен. И тем не менее в мыслях выдающихся людей, да и в повседневной жизни эта однозначность в оценке феномена патриотизма отсутствует. Наряду с пониманием исключительной значимости патриотизма существует мнение, что патриотизм сродни национальному эгоизму, национализму, который из корыстных побуждений возвеличивает одни народы и принижает другие. И в этом есть свой резон.
Патриотизм патриотизму рознь. Патриотизм, доведенный до идиотизма, до человеконенавистничества («мы — нация господ, остальные должны быть нашими рабами») — это уже не патриотизм, а шовинизм, расизм, фашизм. Мало позитивного содержит в себе и так называемый квасной, или казенный патриотизм. В его основе лежит обыкновенная человеческая глупость и наивность, а чаще всего корысть. Широко распространенное во времена сталинского режима стукачество — вынюхивание «врагов народа» с целью угодить начальству и получить материальное вознаграждение — принадлежало как раз к этой разновидности патриотизма.
Так в чем же состоит истинный патриотизм, и чем он принципиально отличается от его суррогатных форм?
За минувшие десятилетия понятие «патриотизм» было настолько политизировано, что во многом потеряло первоначальный смысл. Патриотизм свелся в основном к любви и преданности тому политическому строю, который существовал в стране. Однако патриотизм не вмещается в прокрустово ложе политики, он гораздо шире и богаче ее и начинается не с обожания вождей и отцов нации, а с любви к Родине, и любовь эта закладывается с раннего детства. Есть прекрасная песня «С чего начинается Родина?». В ней называются конкретные атрибуты детства — картинка в букваре, старая отцовская буденовка, колыбельная песня матери — все то, что запоминается на всю жизнь и воспринимается не иначе как бесценная реликвия. Любовь к Родине определяется тем, что окружает человека — люди, природа, животные, отчий дом, улица детства, родное село или город. Все это называется малой родиной. Но как много заключено в ней! Целый мир, составляющий основу каждого отдельного человеческого бытия.
Но наша малая родина — это всего лишь частица великой страны. Любовь к родному очагу не может ограничиваться только ближайшими региональными ценностями, она должна распространяться на всю нашу родную землю, называемую Отечеством, Россией. В чем это должно проявляться? В том конкретном личном вкладе, который каждый гражданин должен внести в общество. Это означает, что каждый должен добросовестно трудиться, вести здоровый образ жизни, уважать и ценить проверенные веками человеческие добродетели — честность и справедливость, верность данному слову, доброту и милосердие к слабым и беззащитным и по возможности развивать в себе эти добродетели.
Достойный образ жизни позволит индивиду решить главную задачу его жизни — самореализоваться как личности, максимально развить свои природные задатки и способности. Только тогда человек может принести максимальную пользу себе и своей Родине. В экстремальных случаях, самоотверженно выполняя свой воинский и служебный долг, человек может совершить подвиг, становясь героем и объектом гордости сограждан.
В диалектике взаимоотношений личности и общества должно существовать определенное равновесие. Любовь к Отечеству должна подкрепляться заботой общества о человеке. Родине надлежить быть заботливой матерью, а не мачехой для своих детей. Ей негоже бросать их на произвол судьбы. Ее священный долг — помнить и заботиться о всех своих гражданах. Эта ответственная прерогатива, естественно, лежит на плечах государственных мужей — избранников народа, и об этом они никогда не должны забывать.
Все познается в сравнении. Сегодня в условиях глобализации, активного взаимопроникновения экономик и культур четко высвечиваются достоинства и недостатки отдельных государств и их конкретных представителей. Если сравнивать образ русского человека и иностранца, то очень часто сравнение это оказывается не в пользу нашего соотечественника. В свое время еще Тургенев признавался, что ему не очень приятно встречать русского человека за рубежом. На чужбине его соотечественник проявляет скованность и неуверенность, теряется в общении, боясь показаться неловким и глупым, часто пасует перед иностранцем. Другими словами, выглядит закомплексованным. Эта тенденция во многом сохранилась до наших дней. И это объяснимо.
Столетия крепостного права и десятилетия тоталитарного режима сделали свое дело. Когда платой человека за право жить на белом свете является политическая лояльность, а любовь к Родине измеряется беззаветной преданностью вождям и идеологическим догмам, о каком подлинном патриотизме может идти речь? Его проявлением в нашем недавнем прошлом были бесконечные прославления всепобеждающих идей марксизма-ленинизма и вождей страны, а также неустанные поиски и обличения «врагов народа». Дети отказывались от своих родителей, и это считалось патриотичным. Были, конечно, и благородные человеческие поступки, трудовой энтузиазм, бескорыстное служение своему народу, но все-таки преобладали политические ориентиры.
В полной мере патриотизм русского человека проявился, когда грянула война. Тогда любовь к Родине воплотилась не столько в преданности партии и вождю, сколько в защите самого дорогого — русской земли, родных сел и городов, где остались жены, старые родители и малые дети ушедших воевать.
Конец ХХ века подверг страну новым испытаниям. Началась перестройка. Сколько радужных надежд было связано с нею, но она их не оправдала. Вместо желанной политической свободы и разумной организации общества перестройка привела к развалу великой страны и массовому обнищанию населения, что еще более углубило комплекс неполноценности наших соотечественников. Уж слишком часто, забывая о достоинстве, мы занимаемся самобичеванием, смакованием и выворачиванием наизнанку всех мнимых и подлинных недостатков своей страны. Это унизительно, непатриотично и очень вредит нашему национальному самосознанию.
С наступлением нового тысячелетия обстановка в стране как будто стала меняться к лучшему, но не так быстро, как хотелось бы. Однако есть добрая примета — родилось новое поколение, утратившее генетическое чувство страха перед властью. И это вселяет надежду на будущее, хотя комплекс неполноценности, чувство человеческой второсортности современное российское общество, в основном люди старшего поколения, еще не утратило. Суть этого синдрома — заниженная самооценка. Если в советский период все это как-то компенсировалось идеологической защитой, партийной пропагандой («мы — советские люди, мы строим коммунизм и являемся маяком для всего мира»), то сейчас и этого нет.
Что же сегодня может служить лекарством от заниженной самооценки россиянина? Пожалуй, наиболее действенным средством является знание своей истории, правильная оценка того ценного и полезного, что было создано нашими предками. Исторический опыт своего Отечества нужно знать и ценить, а наиболее полезное из него — возрождать с поправкой на современность. Без этого мы окажемся в состоянии иванов, родства не помнящих, что грозит деградацией нации.
Наша отечественная история учит многому. Она помогает правильно оценить прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее. Какому еще другому народу выпало столько страданий и испытаний! Но они его не сломили, а только укрепили и закалили. И, может быть, прежде всего потому, что главными ориентирами во всех исторических испытаниях были высокие духовные цели и помыслы. «Бог не в силе, а в правде», — сказал когда-то отважный новгородский князь Александр Невский перед решающим сражением.
И эта историческая заповедь не раз поднимала россиян на защиту своего Отечества и на поддержку других народов, попавших в беду. Это и наши братья-славяне, которым русский народ помог избавиться от турецкого ига, и народы Закавказья, которым грозило порабощение со стороны алчных соседей. Да и народам средневековой Западной Европы было бы несдобровать, если бы Русь не остановила полчища татар, сыграв роль исторического щита. А спустя много веков Россия послужила главной силой в разгроме фашизма.
Все это нужно знать с детских лет и этим надо гордиться. Для подрастающего поколения уже и Великая Отечественная война — «дела давно минувших дней». В отличие от своих дедов и отцов, оно не знает ее героев, не в состоянии понять, через какую страшную опасность пришлось пройти нашей Родине. Без патриотизма и самоотверженного героизма воинов Красной Армии и тружеников тыла не жить бы нам сейчас на белом свете и не ходить по нашей прекрасной земле. Каждый должен знать, какую цену пришлось заплатить за победу и с благодарностью помнить о тех, кто нас защитил. Это же должно быть и стимулом роста самоуважения россиянина как представителя нации героев, имеющей славное историческое прошлое и, несомненно, великое будущее.
Каждого россиянина должна окрылять мысль о том, что он живет в самой большой, самой прекрасной и потенциально самой богатой стране мира. У нас есть все — и моря, и реки, и леса, и плодородные нивы. Наши природные богатства гарантируют нам полную экономическую независимость от других стран. Только вот рачительно и по-хозяйски следует подходить к этим богатствам. Не жить сиюминутными интересами, а видеть перспективу своих действий. Из того, что наши природные богатства несметные, вовсе не следует, что их бездумно и хищнически следует изымать, по дешевке продавать, а затем в одночасье проедать и пропивать. Такие действия иначе как преступными не назовешь. Нужно подумать и о том, что мы оставим потомкам.
Предметом нашей национальной гордости является и родной язык. Сколько прекрасных слов сказано о русском языке, на котором создавали свои бессмертные шедевры наши великие писатели и на котором мы с вами говорим! Он — бесценное национальное достояние. С языка начинается культурная, духовная автономия народа, нации. С потерей языка она исчезает. Но, к сожалению, и к этому богатству мы относимся по-варварски и бездумно. Об этом уже много говорили и писали, и нет смысла повторяться. Хочется только заметить, что наш родной язык в последние годы существенно изменился в худшую сторону. В нем стало больше бранной и нецензурной лексики, слов-паразитов, он переполнен массой неоправданных заимствований из иностранных языков. Особенно это заметно в молодежных кругах. То, что сегодня происходит с нашим родным языком, означает не что иное, как разрушение фундамента русской культуры, девальвацию того духовного богатства нации, которое важнее любых материальных благ. Кто этого не понимает, тот оказывает медвежью услугу своей Родине. С этими людьми настоящим патриотам России не по пути.
И еще хотелось бы сказать об одной непреходящей ценности нашего Отечества — загадочной русской душе. Русский философ Серебряного века Николай Бердяев, исследуя загадку русской души, генетически связывал ее с необъятными просторами России: «Широк русский человек, широк, как русская земля, как русские поля. Славянский хаос бушует в нем». Именно всем этим русский человек, по мнению Бердяева, в корне отличается от европейца.
Но у россиян, как и у всех народов, помимо ярких положительных качеств и достоинств, есть немало недостатков, столь же ярких и выразительных. Мы зачастую бываем резкими и невоздержанными, не знаем чувства меры, многое себе прощаем, терпимо относимся к вредным привычкам и наплевательски — к своему здоровью. Наши действия нередко выглядят спонтанными и нелогичными, а порой и просто неразумными. Как часто мы сначала что-то сделаем и только потом подумаем, о чем впоследствии горько сожалеем. Так, в один из самых напряженных и судьбоносных периодов жизни нашей страны, даже не попытавшись хорошенько пораскинуть мозгами и не взвесив масштаба возможных трагических последствий, безответственные «отцы» перестройки взяли да и развалили великую державу, которую наши рачительные пращуры собирали веками.
Истинный патриотизм и любовь к Родине должны вырастать не из спонтанных эмоциональных порывов и мимолетных настроений, а из высоких общественных целей и идеалов. Ответственные же политические решения должны опираться на мудрость, компетентность и порядочность государственных деятелей. «Как легко испортить всякое хорошее дело и сколько высоких идеалов люди успели уронить и захватить неумелыми или неопрятными руками», — писал русский историк В. О. Ключевский.
Мы хотим быть похожими на европейцев и пытаемся перенимать ценности жизни и некоторые человеческие качества. И это похвально. Только и здесь следует поступать осмотрительно, без подмены наших основных родовых качеств. Покуда эти качества в нас и с нами, мы остаемся русскими, достойными сынами своего Отечества. То, чем наградили природа и судьба, характеризует нас как неповторимую, самобытную историческую общность, имя которой — Россия. И не дай нам бог утратить наши исконные национальные качества! Ими нужно гордиться, а не чувствовать себя историческими аутсайдерами.
Парадоксально и удивительно следующее: то, что нужно русскому человеку, порой лучше понимает его сосед-иностранец, чем он сам. Может быть, потому что со стороны виднее. Вот что порой говорят о нас наши европейские соседи: «Цените вашу самобытность. По крупному счету не вы, а мы должны с вас, русских, брать пример, учиться у вас. Вы не знаете себе цену, и в этом ваша беда. Ваша страна полна талантов. Вы ими снабжаете весь мир. У вас необыкновенный язык и добрая душа, у вас удивительная литература, ваш театр покорил миллионы зрителей, вы первыми отправились в космос. Но самое ценное, что в вас есть, — это редкая душевная щедрость и сердечная теплота, ваша открытость и бескорыстие. Если в погоне за материальными благами и душевным комфортом вы вдруг потеряете все это, перестанете быть самими собой, вы превратитесь в таких же педантичных, скучных, расчетливых и неинтересных обывателей, как мы, европейцы. Цените то, что имеете, и идите своей дорогой».
Итак, отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, нуждается ли в патриотизме своих граждан современная Россия, можно смело утверждать: нуждается, и, быть может, как никогда прежде. Ибо на карту поставлена судьба страны. Без этого высокого гражданского качества немыслимо возрождение России, завоевание ею авангардных позиций в современном мире. Без национальной гордости и достоинства россиянин никогда не почувствует себя равным и достойным уважения в сообществе цивилизованных народов.
- Добавить комментарий
- 10832 просмотра
- Страница для печати