Многое из путного приходит к нам, человекам, увы, задним числом. Да и то, когда об этом напоминают. Как делает это, к примеру, сама природа, еще только начиная нас засушивать, затапливать, замораживать, трясти… и чего там еще, о чем уже привычно говорится: «Неудача постигла».
Не постигла – настигает. Оказывается, по отношению к природе мы вели себя неправильно. И не один век. Любимый народом патриарх отечественного садоводства Иван Владимирович Мичурин высказал мысль, ставшую едва не хрестоматийной в бурном двадцатом веке: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». А поэт-трибун начала бурного подъема страны Владимир Владимирович Маяковский заметил: «Наша жизнь для счастья мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней».
Увы! Прозреваем теперь. Стремление только «взять», а тем более «вырвать» милость у природы мало совместимо не только с благополучием, но и просто с существованием оной. В отношении земледелия неправильное поведение наше выразилось таким удручающим результатом: из прежних 15 процентов гумуса в черноземах выпахано 10. Трясемся сейчас над тем, как бы не растерять оставшиеся 5. И что дальше? По миру с пустой котомкой?
Вкусив от нежданно-негаданного разрастания «протестных» проявлений окружающей среды, все большее число задумывающихся человеков приходит, похоже, к пониманию: необходимое для жизни у природы нужно не вырывать, а получать полюбовно. Почтенно преклоняясь перед прародительницей. Благонесущих материнских тайн у нее, надо полагать, куда больше, чем могут предположить не всегда разумно мыслящие сыны ее.
Вариант землехозяйствования, близкий к сосуществованию с природностепным циклом, вот уже два года обкатывается на 5686 гектарах земли в северной части Валуйского района. По одобренному областью, губернатором пилотному проекту это сельхознаукообразование именуется так: ООО ТКЗ (технологии консервирующего земледелия) «ПодшипникМаш». (Сугубо «промышленный» оттенок связан с названием шефствующей крупной машиностроительной компании «ПодшипникМаш», базирующейся в городе Усть-Лабинск Краснодарского края и имеющей свои торговые представительства более чем в полутора десятках регионов России).
Своей технологией землехозяйствование в «ПодшипникМаш» более чем «крамольно» по отношению к прежним многовековым земледельческим канонам. Землю не пахать и вообще не тревожить никакими обработками, сеять одним проходом сеялки, с обмолачиваемого поля категорически не убирать пожнивные остатки, а ровно и легко рассеивать их поверх почвы.
У «no-till» масса преимуществ. Экономится громадное количество горючего. Из длиннейшего шлейфа полевых машин остается всего-навсего три: сеялка – опрыскиватель – комбайн. Главное же не только в сокращении дорогостоящих трат. В неразрушаемой металлом почве, во всех ее горизонтах, идут нормальные микробиологические, созидательные процессы. Некосимая степь плодородный гумус не теряет, а накапливает.
Ну как не обкатать такую технологию? Тем более в условиях всестороннего наступления технического прогресса, то и дело исхитряющегося «брать» и «потреблять».
Научный руководитель проекта на валуйской земле, доктор технических наук профессор, заслуженный работник сельского хозяйства России Валерий Андреевич Небавский с каждым новым семинаром по внедрению «no-till» все больше сталкивается с дилеммой. На последнем семинаре она достигла апогея. Половина двухсотместного зала Тимоновского Дома культуры была ему хорошо знакома по прежним встречам. Эти агрономы, руководители сельхозпредприятий многие из технологических приемов «no-till» усвоили и интересовались уже тонкостями внедренческого процесса. Другая же половина агроспециалистов, съехавшаяся из дальних регионов страны, лишь искренне стремилась больше и подробнее узнать о технологии, что сулит прибыль казне и здоровье почвенному покрову.
Небавскому, привыкшему читать лекции не по писаному, пришлось искусно балансировать между двумя «полюсами», удачно оперируя слайдами из двухлетнего полевого опыта «ПодшипникМаш», с конкретной иллюстрацией сугубо «ноу-тилловских» позиций в посевную и уборочную. Некоторую полемику среди слушателей Небавский даже провоцировал. Благо, что в зале не было праздно любопытствующих (не затем преодолевались тысячи километров). Приезжие, в массе своей, еще не отрешившиеся от принципов многовекового классического (пахотного) земледелия, не стесняли себя острыми вопросами, чем Небавского не смущали. У него были ответы, причем не только из печатных трудов. Из конкретной практики убедительными «вещдоками» взял.
Услышать было полезно, еще больше – увидеть. Предзимье даже располагало к тому наилучшим образом. Каждое увиденное поле опытному глазу давало и картину сделанного за весь сельхозсезон. И чем больше новоприезжие в «ноу-тилловских» полях видели, тем, похоже, сильнее крепло у них желание отрешиться от привычного, старого.
Юго-восток Белгородчины всегда начинал посевную первым. Весной тут суховеи. Нужно ухватиться за остающуюся от зимы почвенную влагу. Последующая может запоздать, долго не являться. Сеять по сверхскоростным рабочим планам призывали, бывало, земледельцев первые полосы едва не всех газет. Успеть посеять в считанные часы – святое дело. Так было.
Но смотрите, как с «no-till». Нынешний сев озимых в «ПодшипникМаш» длился со 2 сентября по… 4 октября. Месяц! Каким же «мальчиком для битья» стало бы сельхозпредприятие при «классике». Сев занял месяц по двум причинам. Первая: из 1970 гектаров озимой пшеницы 1300 засевались по подсолнечнику, который, известное дело, созревает и обмолачивается поздно. Даже если сеялка «Берегиня» будет сеять прямым севом за комбайном, времени потребуется немало. Дело, однако, совсем не в этом.
При «no-till» паника «ухватиться за влагу» теряет смысл. Обмолоченное подсолнечное поле выходит из-под комбайна укрытым пожнивным одеялом. Оно надежно сохраняет влагу, необходимую для получения всходов зерновых значительно долгое время. Небавскому приходилось иногда даже притормаживать поспешающих с севом: пусть почва под пожнивным покрытием как следует созреет.
А что значит по старым понятиям сеять озимые по подсолнуху, да еще так масштабно? Да то значит, что многие, видя это, выразительно покрутили бы пальцем у виска. По-старому почву обмолоченного подсолнечного поля (сплошные будылья) сложно было скоро разработать под посев. Да и сколько, думалось, этим «лесом» забрано из почвы – как-никак интенсивная пропашная культура, изрядно иссасывает и иссушает почву как, пожалуй, никакая другая.
Технология «no-till» старые понятия разбивает в прах. Участники смотра «подшипникмашевских» полей специально стали на асфальтовой дороге, по одну сторону которой простиралось озимое поле, посеянное по гороховому предшественнику (по давнему пониманию, он почти идеален), по другую – озимые по подсолнечнику. Даже самые дотошные (надевали бахилы, чтобы заходить в глубь мокрого поля и лично убеждаться, хороша ли корневая система, действительно ли зернышко уже сегодня дает три–четыре стебелька), не нашли существенной разницы. Те и другие озимые ростки оказались подвитыми, налитыми изумрудно-зеленым цветом жизни.
Приезжие подивились полям горчицы. Полторы тысячи гектаров ее посеяли сразу после обмолота пшеницы. В последний день осени она цвела, поднявшись метра на два ввысь (в зарослях этого «леса» едва отыскалась забредшая туда хозяйская коровка). Это поле сидератов. Морозы уложат буйную массу на почву. Под ее покров будет прямым севом высеваться весной кукуруза. И от той удерживающей углерод перепревающей массы кукурузе достанется немало полезного и питательного.
Интересный момент: объявленная в нашей области биологизация с технологией «no-till» ладит стопроцентно. Одно проистекает из другого, взаимообогащаясь. Всего два года назад «ПодшипникМаш» собирал по возможности воедино оставшиеся после фермерского дележа отрезки и куски небогатой по составу серой лесной почвы. «Ноу-тилловский» массив нынче смотрится совершенно нехарактерным для этих мест. Ни единого «раздетого» поля. Одно щетинится всходами озими, поднявшейся из-под пожнивного покрова, другое укрыто сидератной массой, третье – кукурузным пожнивным «одеялом». Своеобразная, непаханая и плодородящая степь. Такой ее теперь будут удерживать тут впредь. Ни под каким предлогом не оставлять поле «раздетым». Это один из ведущих принципов нового «ноу-тилловского» завета. Полная противоположность завету старому.
Еще приветствуя гостей и открывая семинар, начальник Валуйского райсельхозуправления Николай Михайлович Наседкин назвал «ПодшипникМаш» в числе трех лучших по результативности хозяйств района. Поднялось оно до такого уровня за два года становления при сильном научном сопровождении.
В. А. Небавскому, кажется, звон литавр ни к чему. Ну и что, что взяли с этих серых лесных по 32 центнера зерна, едва не с руками, правда, оторванного экспортными конторами за невиданно высокий процент клейковины и других составляющих хлебопекарных качеств? Применяемые нынче «ПодшипникМаш» элитные сорта донских и кубанских селекционеров способны давать при «ноу-тилле» вдвое, а то и втрое лучший результат. Второй год «ноу-тилловского» эксперимента завершается получением вполне внушительной прибыли (окончательная цифра еще в подсчете). Тут постоянно идет снижение затрат на приобретение гербицидов. Нарастающий слой почвенной мульчи, использование в севосмене культур с противоборствующими свойствами с каждым годом заметно уменьшают шансы сорняков попадать на пир жизни. Естественные процессы почвообразования в неразрушаемых металлом пластах обнаруживают все меньшую нужду в химикатах вообще. Почвенный азот, калий и фосфор самообразуются в нужном сочетании.
Удержание двух арбузов в одной руке – дело, известно, непродуктивное. Кубанскому ученому пришлось отказаться от чтения цикла лекций в тамошнем университете. Частые выезды на «объект» мешают дни с ночами. Сплошное мобилизационно-командировочное состояние. Валуйки все больше забирают времени и помыслов. Приходится не только растить урожаи на абсолютно новой технологической основе, но и поднимать технологов поля ХХI века. Таковым суждено стать далеко не каждому. Инерция веков, ковавшаяся в поколениях землепашцев, крестьянская психология – реалии более чем серьезные. И каково тем, кто едва не всю сознательную жизнь служил плужной «классике»?
Что ж, перековываются наново и такие. Как, например, исполнительный директор «ПодшипникМаш» Вячеслав Михайлович Перов, в прошлом много лет работавший колхозным председателем. Как один из главных специалистов холдинга Иван Васильевич Ананьев. В уходящем году он, кстати сказать, успел поработать полпредом белгородского «ноу-тилла» на пензенской земле. В. А. Небавский благодарно отдает должное руководителям белгородских аграриев, в частности, референту начальника департамента АПК области Николаю Алексеевичу Суркову, сумевшему глубинно вникнуть и активнейшим образом посодействовать становлению нового дела в Валуйках.
Сблизившись с белгородцами в биологизации земледелия, В. А. Небавский определил свою меру участия в осуществлении этой идеи внедрением пилотного проекта «no-till» во вновь созданном сельхозпредприятии с господствующей технологией консервирующего земледелия. Обязался внедрить, последовательно провести и довести эту технологию до полного освоения. Теперь для него это, надо полагать, дело чести. Чести ученого и просто человека.
- Добавить комментарий
- 8006 просмотров
- Страница для печати