ПОСТОЯННОМУ подорожанию бензина с соляркой, природного газа да почти всех других энергоносителей вряд ли кто рад (разве что небольшое число людей, все это продающих). Не рад и я. Возмущен даже. Но наверняка накличу на себя читательский гнев, вспомнив применительно к этой ситуации общеизвестное: худа без добра не бывает.
Люди включились в активный поиск дешевых источников энергии – в качестве альтернативы дорожающим и к тому же невосполнимым богатствам недр.
В Валуйках я давно, с начала семидесятых. На тогдашнем маслоэкстракционном заводе (нынче это комбинат растительных масел) возгорание скоплений подсолнечной лузги случалось весьма часто, что держало в постоянном напряжении городские противопожарные службы. Чтобы не случилось большой беды, лузгу стали было вывозить за пределы города в пустующие места у села Храпово, где самовозгоревшиеся или умышленно зажженные залежи ее густо покрывались дымами, подобными тем, что укрывали Бородинское поле в дни решающих сражений армии Кутузова с наполеоновскими войсками.
Ныне сопартнерствующие ООО «Реал-Инвест» и «Агро-Инвест», самостоятельно занявшись переработкой в масло выращенного подсолнечника, возвели подсолнечную лузгу в немалую честь, специально выделив для ее складирования большой крытый ангар. Грузовики постоянно подвозят лузгу сюда от маслоперерабатывающей линии (ее, линию, соорудили, чтобы не продавать выращенные маслосемена сырыми). Лузга, заменяя природный газ, используется в качестве топлива для смонтированных тут трех мощных сушилок.
Прошлой аномально сырой осенью сушилки на лузге сыграли для хозяйственников роль поистине неоценимую. В них по ходу дела пересушено пять тысяч тонн подсолнечника (гектар подсолнечных посевов дал по 30 центнеров маслосемян, правда, едва не абсолютно сырых).
Они, сухие, под крышей и спокойно вывозятся в линейную переработку.
Для зернокукурузы сушилки и вовсе оказались спасительными. Ее, «не зная броду» в едва не абсолютно мокрой осени, «инвестовцы» посеяли аж на трех тысячах гектарах (в прежние времена на такую площадь отваживался не всякий район). Тому «посодействовал» полный отказ «инвестовцев» размещать в севообороте традиционную тысячу гектаров сахарной свеклы (главным образом из-за известного несовершенства приемки корней на соседствующем с полями Валуйском сахарном заводе). Отдали ту тысячу гектаров под зернокукурузу. Она на всех трех тысячах гектаров поднялась неплохая. Гектар ее дал в среднем по 67 центнеров зерна. Но обмолоченная, она представляла «кутью» 25-процентной влажности. Беспрерывная работа «лузговых» сушилок и темпов обмолота не снизила (рассчитывали молотить и зимой), и помогла с окончанием осени заложить под крышу рекордные 20000 тонн сухого кукурузного зерна, которое ждет сейчас момента быть выгодно использованным и реализованным в продажу и комбикормовую переработку.
«Подзаработали» сушилки и на досушке так называемого «давальческого» подсолнечника – от фермеров, увидевших в «инвестовцах» порядочных партнеров. Высушенное зерно они, как правило, продают потом «инвестовцам» же в переработку. Судя по всему, «инвестовская» «крыша» примет от частников почти столько же, сколько намолотили «инвестовцы» сами, – под пять тысяч тонн. Расчет по маслу, лузга – подарок в лузгохранилище.
В «Реал-Инвесте» и «Агро-Инвесте» хорошо считают. Лузга в сушилках позволяет нынче сэкономить на газе около 11 миллионов рублей. На эти одиннадцать миллионов можно, к примеру, купить современнейший «Джон Дир» со спутниковой навигацией и массой других совершенств. Вот тебе и лузга – мусор по старым понятиям.
Недавно мы сообщали, как в новооскольском ЗАО «Приосколье» стали получать технологический пар на сжигании не природного газа, а того, что в буквальном смысле под ногами в птицекомплексах. Резервных энергоносителей вокруг нас, похоже, больше, чем можно подозревать. Просто искать их по-настоящему мы еще не научились. Но – начинаем.
Сейчас в «Инвестах» активно верстается севооборот на предстоящий сельхозсезон. При этом о сахарной свекле речь не заходит. По всей вероятности, тут вновь обойдутся без нее, и все по уже названной причине – из-за несогласованности с приемкой выращенного. Хотя отказ этот дело совсем не простое, не без последствий, как говорится. Хозяйство, ежегодно растившее сахарную свеклу на тысяче, а то и большем количестве гектаров, брало весьма приличные урожаи корней. И вдруг теперь – «по тормозам»!
Тут полный набор техники для выращивания и уборки сахаросодержащей культуры. Сейчас она законсервирована. Сложнее со сформировавшимися кадрами свекловодов. Чем занимать их?
Решение, кажется, нашли. Эти механизаторы ведут сейчас поверхностное разбрасывание органических удобрений, накапливаемых при местном крупном птицекомплексе. Польза подобного занятия уже доказана. С таким образом удобренных полей урожай на двадцать процентов выше.
«Агроинвестовцы», однако, никак не противники сахарной свеклы. Культура и урожайна, и высокоприбыльна. При положительном изменении порядков приемки корней «Агро-Инвест» готов вернуть в севооборот сахарную свеклу.
Хотя и достойное противоядие непорядку, как говорится, в руках. Если уж в такой экстремально неблагополучной обстановке (особенно на уборке) удалось вырастить и обмолотить три тысячи гектаров кукурузы, то почему вновь не расширить посевы высокоурожайной культуры? Неужто с погодой «пуля попадет в пулю»?
Некоторые коррективы вносятся в севообороте на подсолнечное поле. В прошлом году на двух сотнях гектаров наряду с гибридами «инвестовцы» выращивали кондитерский подсолнечник. В этом году площадь «кондитерского» увеличена до 600 гектаров. Почему нет, если закупочная его цена почти вдвое выше, и спрос немалый?
2014 год должен стать для «инвестовцев» в некотором роде этапным. Они берутся возвести семзавод. Он недешев – около миллиона долларов. Но и прок от него предвидится отнюдь не малый. Большинство выращенного – не сырьем, а семенами. Продажа выращенного сырьем – далеко не всегда гарантия успеха. Но «инвестовцы», похоже, заряжены на него постоянно.
- Добавить комментарий
- 4694 просмотра
- Страница для печати