Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /var/www/home/hosting_denver09-35/projects/belpravda/htdocs/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Ахиллесова пята гуманитарного образования

В последнее время раздаются тревожные голоса о том, что наши вузы выпускают слишком много экономистов и юристов, которые не могут устроиться на работу, что необходимо сокращать количество специализированных вузов, а также ликвидировать в ряде университетов экономические и юридические факультеты. Зачем их столько?
Действительно ли в стране возникла проблема перепроизводства юристов и экономистов и нужны ли для ее решения какие-то радикальные меры? Попробуем разобраться.

В том, что страна в новом столетии достигла стабилизации и сумела преодолеть последствия мирового кризиса, во многом заслуга высшего руководства России. И наш президент, и премьер-министр имеют базовое юридическое образование и ценят научное знание, а потому не игнорируют прогнозы компетентных специалистов, демонстрируя в политических решениях знаменитый тезис английского философа Френсиса Бэкона «знание – сила». И наш белгородский край расцвел не в последнюю очередь благодаря тому, что им руководит дальновидный и опытный губернатор, вооруженный основательными экономическими знаниями.
Компетентность субъектов власти настоятельно необходима, но не только она решает успех дела. Определенную компетентность должны проявлять рядовые работники всех сфер жизни общества. Это как в армии: при талантливых и доблестных генералах и офицерах должны находиться обученные воинскому мастерству отважные и дисциплинированные солдаты, ибо именно они решают исход дела.
На что сегодня опирается трудовой фронт нашей страны? Конечно, прежде всего на профессиональные знания и опыт, полученные в процессе обучения в техникумах и вузах. Без этой подготовки не будет хорошего специалиста. Однако профессиональными знаниями подготовка специалиста не ограничивается. Каждый россиянин должен быть, прежде всего, гражданином своего Отечества, жить в своей стране и приносить пользу своему народу. Без основательной гуманитарной подготовки проблему воспитания активных гражданских позиций личности нам не решить. И здесь очень пригодятся ей знания по экономике и праву.
В какой бы области общественно полезной деятельности человек не был занят, его не может не интересовать мера востребованности его профессии, экономические аспекты его труда – производительность, эффективность, реализуемость создаваемой продукции. Одно дело, когда за всем этим следит экономист или целый отдел экономистов, и совсем другое, когда в этих вопросах хотя бы частично разбирается сам работник. У него в этом и свой личный интерес – приложить руку, а вернее – голову к тому, чтобы заработать больше за счет повышения качества своего труда.
Понимание экономических вопросов позволяет человеку и мыслить масштабнее – понимать, что только от собственных усилий каждого гражданина в его общественно полезной деятельности зависит не только его собственное благополучие, но и судьба всей страны. При таком понимании патриотизм человека носит уже не декларативный, а креативный характер, то есть содержит в себе не просто эмоцио­нально-словесное выражение преданности своему народу, своей Родине, а весомый практический резерв, которым он в состоянии подтвердить реальность и подлинность своих патриотических порывов.
Другой важной составной социальной активности личности является его правовая культура, которая определяется правосознанием человека. Здесь дело обстоит еще сложнее. Низкое правосознание с незапамятных времен всегда было ахиллесовой пятой российского общества. Как ни в каком другом цивилизованном государстве в русском обществе праву никогда не уделялось должного внимания. Широкая публика законов не знала да и не хотела знать, ибо на Руси всегда судили не по закону, а по справедливости. Да и законы на Руси носили преимущественно драконовский характер, были сверхсуровыми и заведомо неисполнимыми. Они вызывали у русского человека только страх и недоверие. Поэтому основной жизненной установкой в решении правовых вопросов был не закон, а справедливость. В одном из рассказов А. П. Чехова судья, положив руку на пухлый свод законов, говорит подсудимому: «Ну что, раб божий, как будем судить – по закону или по справедливости»? «По справедливости, ваше благородие», – был ответ.
Эта установка до сих пор жива в глубине сознания российского обывателя и проявляется не лучшим образом в возникающих общественных коллизиях. Сам факт, что наши законотворцы нередко при составлении законов придают им не однозначный, а двойственный характер, позволяющий в дальнейшем вольно их толковать, говорит или о недостаточной компетентности творцов закона, или о преднамеренном лукавстве, приводящих к тому, что в судебных процессах законы уподобляются дышлу, которое, согласно известной народной поговорке, можно повернуть в любую сторону.
Если уж профессиональные юристы не всегда способны разобраться в том, что они творят, то для широких масс населения страны правовая форма общественного сознания – вообще темный лес. О ней подавляющее большинство людей не имеет ни малейшего представления. И это порой трагично отражается на судьбах людей. Полное отсутствие представлений о своих правах и обязанностях в состоянии превратить человека в игрушку жизненных обстоятельств. Человек легко становится жертвой самодурства чиновника, объектом обмана при составлении различного рода деловых бумаг, например, при оформлении кредита. Правовая безграмотность – одна из главных причин всех видов преступлений.
Все это говорит о необходимости менять положение дел. Без развития экономической и правовой культуры россиян нам не сформировать у них ни активной жизненной позиции, не ограничивающейся только жаждой добывания денег, ни способности нашей страны адекватно отвечать на вызовы времени и стать по-настоящему демократическим, гражданским обществом.
Думается, что начинать это нужно со школьной скамьи. Пока что школьники получают крохи экономических и правовых знаний на уроках обществознания. Но этого, конечно, недостаточно. Когда-то у нас делалась попытка приобщить поколение будущих строителей коммунизма к основам политических и правовых знаний, введя в разряд школьных дисциплин предмет «Государство и право». Но такого предмета в нашей общеобразовательной школе давно уже нет.
Настоящим благом для нашего общества является подготовка квалифицированных экономистов и юристов в специализированных вузах и создание факультетов экономики и права в университетах страны. Чем больше у нас будет таких специалистов, тем крепче и дееспособнее будет наше общество.
Так что, думается, слухи о том, что у нас развелось слишком много экономистов и юристов, преувеличены. Покуда наш народ не постигнет основы разумной и рачительной экономики и правовой культуры, мы не сможем решить многих общественных проблем, да и каждый наш соотечественник не будет чувствовать себя по-настоящему социально защищенным. Еще долго при экономической и правовой безграмотности населения страны этих профессий будет не много, а мало.
Так что экономическое и особенно правовое просвещение молодого поколения страны просто необходимо. И не нужно нам сетовать на перепроизводство этих общественно важных профессий. Но если даже это перепроизводство где-то и имеет место, оно не во вред нашему государству. По существу это перепроизводство даже необходимо. Оно позволяет развиваться здоровой конкуренции, в которой должны побеждать наиболее способные и одаренные специалисты. И потом выпускники любой профессии никогда не могли стопроцентно устроиться на работу. Это всегда было в порядке вещей и никогда не вызывало какой-либо тревоги. Те, кто оказывался за пределами реализации своих профессиональных знаний по назначению, в том числе и выпускники экономических и юридических факультетов, всегда находили и находят себе работу.
Более того, именно экономические и правовые знания – очень важная и весомая визитная карточка выпускника, повышающая его социальную значимость. При приобретении новой профессии данные знания всегда будут при работнике и окажут серьезную поддержку не только ему, но и другим людям, когда в этом возникнет необходимость. Так что, в сущности, такой специалист окажется не только носителем, но и распространителем экономических и юридических знаний, за что ему общество должно быть только благодарно.
По большому счету, речь должна идти не о сокращении представителей данных профессий, а о совершенствовании качества их подготовки. В интересах страны нужен ликбез по экономике и праву. Есть смысл подумать о введении обязательных факультативов по экономике и праву на других специальностях в российских вузах. Тогда, может быть, скорее возрастет эффективность нашего труда, повысится гуманитарная культура общества, уменьшится преступность, а жизнь россиян станет богаче и содержательнее.

Автор: 
Е. ЛАРИН, кандидат философских наук, доцент БУКЭП
№: 
037
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла