Иван Иванович? Отец Иоанн? Журналисты и не знали, как обратиться к внезапно нагрянувшему в Белгород Охлобыстину – парадоксально известному священнику и единому во всех лицах актеру, талантливому режиссеру, известному во всех слоях общества публицисту и… отцу шестерых детей.
Удивительный человек. Родился прямо посреди сеанса фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир» (маму из кинотеатра увезли в роддом). Еще в детстве решил стать волшебником и поэтому выбрал для себя кино и режиссуру. Хоть какое-то перевоплощение! Но в один прекрасный день рокер и бунтарь по духу Иван Охлобыстин остался в прошлом – его место занял священник Иоанн. Без Охлобыстина кинематограф начал сереть. Пока на экране не материализовался доктор Быков со своими интернами.
Казалось бы, более противоречивой, более вызывающей, имеющей на каждый счет свое мнение личности и быть не может. Но перед белгородской публикой экранный бунтарь предстал в непривычном облике: стеснительный, в простенькой одежде, немного охрипший и явно уставший с дороги. Улыбается, а глаза серьезны. Перед выходом на сцену МКЦ БелГУ с удовольствием соглашается раздать автографы поклонникам и между делом «поболтать по душам» с местными журналистами…
– Вы ведь не театральный актер, почему же к нам приехали с моноспектаклем? Да еще и название такое – «Духовные беседы»…
– Мне по жизни очень везет. Особенно на людей. Повезло и с продюсером нынешних «Духовных бесед». Человек хороший встретился. Я ему говорил, что это будет скукота. Я ведь ни петь, ни плясать не умею, да и не люблю. Точнее, люблю, но выглядит это отвратительно. Тогда мне предложили читать рассказы собственного сочинения. В конечном итоге я согласился с условием, что первый вечер пройдет в столичном академическом театре: делать – так масштабно! Дамы в бриллиантах, мужчины в смокингах – в общем, все прошло скучно и красиво. Следующее выступление было в МХАТе. Странно, но зал оказался полон. Так и прижились эти литературные вечера.
Но вскоре рассказы закончились, а «пичкать» публику старьем ради зарабатывания денег не хотелось. Тогда на смену литературным вечерам пришли духовные встречи, на которых любой из зрителей может задать актеру вопрос. Люди поняли, что веселить их не будут, но успокоят внутренне. Эта беседа – словно душевный разговор вечером на кухне, но не проповедь. Я вообще не могу прийти к людям и заявить: это истина, верьте в нее. Я могу лишь сказать, что я думаю так, задать вопрос: а как думаете вы? Объективность подразумевает некую проекцию на тех людей, которых уважаешь, потому что не существует единой правды как таковой. Правда – это не существительное, это глагол, некое действие. Потому что она всегда в движении.
Приведу в пример закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств. В России, как известно, закон что дышло: куда повернул, туда и вышло. С одной стороны – все сделано правильно, с другой – поди угадай, кто и как им воспользуется. Вот если вдруг сейчас Сирию бомбить будут, то уничтожат многие православные святыни. Теоретически я как гражданин имею право подать в суд на Америку – за то, что она, таким образом, оскорбляет мои религиозные чувства. И мне интересно, а встанет ли за меня моя страна – как Америка, когда с их гражданином что-нибудь случается?
– Вы так стремительно и кардинально меняете род своей деятельности. Какая последняя запись в вашей трудовой книжке?
– Честно говоря, даже не знаю, где в настоящий момент находится сей документ. Наверное, где-то в бухгалтерии «Интернов» затерялась. Главным направлением деятельности для меня остается церковь. Она усмиряет во мне родового «смутьяна». А вообще, у меня всегда были проблемы в аэропорту при заполнении графы «род деятельности». Понятно, что священник – в первую очередь, но ведь для контролеров этого понятия недостаточно, должна быть некая социализированная принадлежность. Поэтому иногда выбираю сценариста, иногда журналиста или публициста. Это ведь все пограничные профессии.
– А как со своими шестью детьми управляетесь? Вы ведь, наверное, и видитесь с ними нечасто.
– Об этом моя жена Оксана лучше расскажет. Мне с ней страшно повезло. Дети выросли в многодетной семье. Они ухаживают друг за другом, помогают по хозяйству с семи лет. Поэтому без проблем врастают в общественную нишу. В этом отношении нескольких детей воспитывать даже легче, чем одного. Моя педагогическая методика заключается в совместном чтении книг на ночь. Я это всем рекомендую. Оксанка читает им Библию, а я классику. Вот всего Карамзина перечитали, сейчас за Плутарха примемся.
– Существует ли какой-то беспроигрышный сценический образ? Этакий современный герой нашего времени?
– Далеко ходить не надо. При въезде в Белгород стоит памятник Павлу Гречихину. Вот это, я считаю, молодцы белгородцы, что его установили! Я этим персонажем еще в сувенирном магазине при гостинице заинтересовался. Там тарелочка такая с надписью «Добрая слава лучше всякого богатства» и милиционер... У меня в голове тут же ассоциативно закрутились все возможные шутки про «ментов», которые взятки не берут, но внутри стало так приятно, что такие люди существовали, да и сейчас существуют. Они ведь по сути своей самураи, высокого духа люди… Гречихин – определенно герой нашего времени! Я восхищаюсь им. Принципиальный, честный человек. Такие люди очень харизматичны, они собирают вокруг себя много других людей, которым становится спокойно, потому что есть на кого равняться.
Яркий пример такой харизмы Охлобыстин продемонстрировал на спектакле. За пару часов динамичного живого общения любимцу публики задали множество вопросов о политических и экономических событиях, происходящих в мире, о семье, жизни и вечных ценностях. Он, как и обещал, был предельно откровенен и беседовал на любую заданную зрителем тему. Отпустили его зрители уже когда на улице стемнело, да и то под честное слово вернуться в Белгород в ближайшее время…
Иван Охлобыстин (родился 22 июля 1966 года в Тульской области) – российский актер, режиссер, сценарист и журналист. Священник Русской православной церкви, временно отстраненный от службы по собственному желанию. Монархист по политическим убеждениям.
Его актерским дебютом стала картина «Нога» – он получил приз за лучшую роль на фестивале «Молодость-91». Первая же режиссерская работа Охлобыстина – «Арбитр» – получила награду «Кинотавра» в категории «Фильмы для избранных».
В качестве сценариста прославился фильмами «ДМБ» и «Даун Хаус» Качанова, а также «Мусорщик» Шенгелии. Наиболее известные фильмы с его участием – «Заговор», боевик «Пуля-дура» и историческая драма «Царь».
За свою кинематографическую деятельность Иван Охлобыстин получил 17 наград за лучшую режиссуру, 9 наград за лучшую актерскую роль, 21 награду за лучший сценарий, а также президентскую награду (золотые часы) за съемку пасхальных богослужений в Белграде в период американских бомбардировок Югославии. С 2010 года по настоящее время снимается в телесериале «Интерны» и ведет программу «Первый класс» на Первом канале.
- Добавить комментарий
- 5094 просмотра
- Страница для печати