О методе М. Монтессори «Белгородская правда» уже писала в статье «Мода или путь к успеху?» 23 ноября 2013 года. Данная публикация была попыткой разобраться, чего же стоит ожидать белгородским родителям от Монтессори-педагогики.
Сегодня мы продолжаем тему, рассказывая также об одном из энтузиастов этого метода.
ПО ПЕРВОМУ образованию она медик, по второму психолог, по третьему – педагог.
Позднее все знания и практики переплелись, а вернее – связались в один крепкий узел, и сегодня Наталия Владимировна Полянца в статусе директора Центра развития ребенка «Мария Монтессори» встретилась со мной.
…С юности очень нравилась Наталии медицина. В процессе профессиональной медицинской деятельности захотелось научиться понимать людей глубже. Потому что болезни и многие проблемы человека, по ее мнению, это лишь результат внутренних психологических изменений, личностно-духовных переживаний, кризисов. Чтобы по-настоящему помочь человеку, мало вылечить болезнь, надо помочь ему измениться на более глубоком уровне. Для этого потребовались знания психологии. Поступила в Российский университет инноваций (г. Москва) на факультет психологии и психотерапии на специальность «Психолог. Психотерапевтическая помощь при работе с клиентами». На лекции, где говорили о системе Марии Монтессори, она отчетливо поняла, что с этим именем будет связано нечто важное в ее жизни. Чутье будущего монтессори-педагога не подвело. Именно отсюда начался ее истинный, полный научных поисков путь.
О методе М. Монтессори «Белгородская правда» уже писала в статье «Мода или путь к успеху?» 23 ноября 2013 года. Данная публикация была попыткой разобраться, чего же стоит ожидать белгородским родителям от Монтессори-педагогики.
Сегодня мы продолжаем тему, рассказывая также об одном из энтузиастов этого метода.
ПО ПЕРВОМУ образованию она медик, по второму психолог, по третьему – педагог.
Позднее все знания и практики переплелись, а вернее – связались в один крепкий узел, и сегодня Наталия Владимировна Полянца в статусе директора Центра развития ребенка «Мария Монтессори» встретилась со мной.
…С юности очень нравилась Наталии медицина. В процессе профессиональной медицинской деятельности захотелось научиться понимать людей глубже. Потому что болезни и многие проблемы человека, по ее мнению, это лишь результат внутренних психологических изменений, личностно-духовных переживаний, кризисов. Чтобы по-настоящему помочь человеку, мало вылечить болезнь, надо помочь ему измениться на более глубоком уровне. Для этого потребовались знания психологии. Поступила в Российский университет инноваций (г. Москва) на факультет психологии и психотерапии на специальность «Психолог. Психотерапевтическая помощь при работе с клиентами». На лекции, где говорили о системе Марии Монтессори, она отчетливо поняла, что с этим именем будет связано нечто важное в ее жизни. Чутье будущего монтессори-педагога не подвело. Именно отсюда начался ее истинный, полный научных поисков путь. Тему дипломной работы выбрала, связанную с методом М. Монтессори.
В Белгороде ее радушно приняли два детских сада – 35 й и 79-й. Работая с детьми группы Монтессори и занимающимися по традиционной программе, увидела разницу по многим показателям с преимуществом метода Монтессори. «Дети-монтессори» более уверены в себе, внимательны, сосредоточены на выполнении заданий. Они быстро включались в работу, без напряжения и страха общались с незнакомыми людьми. Результаты своей работы Наталия продемонстрировала на международном конгрессе.
Далее началась частная практика с желанием максимальное время посвящать пациентам, оказывать помощь в решении их проблем. Старалась работать максимально эффективно, создавая индивидуальные программы для каждого подопечного и каждой семейной пары. К подросткам, находящимся в критическом состоянии, находила подходы, проводила тренинги личного роста. Выявляя причины неурядиц и тяжких проблем – попыток суицидов, депрессий, поняла, что основы проблем лежат в детстве. Результаты плодотворной работы сказались быстро. Она собралась было ехать в Италию, на родину М. Монтессори, на повышение квалификации психотерапевта, но человек предполагает, а Бог располагает. Выяснилось, что у нее в семье должен появиться третий ребенок. Он и появился. К сожалению, с вывихом тазобедренного сустава. Два года дочь находилась в гипсе. Нелегкое испытание для семьи, а для материнского сердца – огромное. Но судьба дает трудные задания только сильным людям. Девочка подросла, встала на ноги, но чтобы преодолеть психологическую травму ее непростого детства, нужно было больше, чем просто научиться ходить. Наталия Владимировна как профессиональный психолог понимала, что с раннего детства закладывается глубинная часть личности со всеми будущими проблемами. Вся психология с множеством школ и методик пытается решить лишь видимую часть «айсберга». А ведь многих проблем в детстве можно избежать.
Наталия вновь собирается в Москву, в Центр педагогики Монтессори. Получив диплом монтессори-педагога, открыла детский сад. Сегодня это успешный Центр развития ребенка «М. Монтессори». В детском саду две группы (младшая и старшая), куда не так просто попасть, нет мест. В планах у Наталии есть идея расширения, но пока идет оттачивание мастерства педагогов, обучение в Москве, сотрудничество с белгородскими и иностранными институтами.
– Я вполне счастлива от результатов работы, – сказала Наталия Владимировна, – получаю огромное удовольствие от общения с детьми, своих открытий, которые происходят каждый день. Здесь мы не учим в традиционном смысле этого слова, а лишь создаем специально организованную среду, в которой ребенок строит самого себя. Как говорил Галилео Галилей: «Мы никого и ничему не можем обучить – мы можем только помочь познать себя».
…Я прошлась по детскому саду. Озадачила атмосфера в группах. Малыши двух–трех лет сами накрывали столы перед завтраком, раскладывали салфетки, ровнехонько расставляли приборы. Аккуратно кушали. Благодарили воспитателя за завтрак и САМИ (!!!) мыли за собой посуду и столы. И все это со знанием дела. Старшие дети трех–пяти лет занимались в своей группе – кто на специальных ковриках, кто за столами, кто на диванчике. Несмотря на большое количество детей, в комнате было тихо, все занимались своим делом, не мешая другим. Педагоги незаметны в этом процессе, они лавировали между детьми, вовремя оказываясь там, где нужна помощь, наблюдая за каждым воспитанником, направляя в деятельности.
– В наших группах, – пояснила педагог-директор, – нет ничего лишнего. Мы создаем ту среду для ребенка, окружаем его только тем, что полезно для его развития в данный момент. Существуют сенситивные периоды в жизни ребенка до 6 лет, когда он с легкостью познает, вбирает в себя те знания, умения и навыки, которые, если их упустить, сложно даются в более старшем возрасте. Например, стремление к порядку, чистоте, к желанию быть самостоятельным. В группе работают дипломированный монтессори-педагог, ассистент монтессори-педагога, педагог английского языка, который говорит только на английском языке, воспитатель. У всех своя роль, четкие инструкции и распределены функции работы с каждым ребенком. Ничего лишнего даже в речи, в поведении. Для нас малыш в любом возрасте – личность, которую мы любим, уважаем, разговариваем на равных, без авторитарного стиля, но вовремя пресекаем баловство и нежелательные действия. И что очень важно – без наказания и крика, спокойно объясняя раз за разом, как он может делать, показывая правильный пример. Это приводит к результату – дети становятся спокойными, уравновешенными, быстро усваивают правила и порядок, с удовольствием трудятся и развиваются каждый в своем темпе.
– Но, выйдя из стен вашего дошкольного заведения, где отсутствует авторитарный нажим, ребенок попадает в обычную массовую школу, где все по-другому. Что произойдет? Ломка, потрясение, шок?
– Никакого шока не будет. Дети, прошедшие школу «Монтессори», самостоятельны, независимы от окружающих людей в бытовых вопросах, внутренне дисциплинированны, ответственны, трудолюбивы, любознательны, у них хорошо развиты волевые качества (а это – одно из главных качеств личности). Их интеллектуальное развитие выше, чем у сверстников, обучающихся по традиционной системе образования. Они легко адаптируются к любым условиям, обстоятельствам. Это дети с высокой степенью устойчивости к стрессам. Поэтому они легко принимают условия любой школы. Но в традиционной системе радость открытий, счастье в глазах наших воспитанников может погаснуть.
– Говорят, ваши воспитанники, выходя из стен детского сада, оперируют четырехзначными цифрами, легко и непринужденно работают с вычитанием и сложением, делением и умножением. Читают и пишут… Знакомы с частями речи, с падежами, числами… Умеют на бытовом уровне разговаривать на английском языке. Легко описывают картины. С такими знаниями уже не в первый класс поступать, а как минимум в третий. Для чего раннее развитие ребенка, если он не вписывается в традиционную систему?
– Да, это так, это формируется в особом периоде чувствительности к знаниям. У детей от 0–3, 3–6 лет существует особенность все впитывать, их разум Монтессори назвала впитывающим. Эти периоды универсальны, они есть у всех, но проходят за короткий период, а самый короткий – приучение к порядку длится до 3–3,5 года. На эти периоды невозможно повлиять извне (ускорить, подтолкнуть). Они проходят безвозвратно. Воспитанники-монтессори даже не догадываются, что на получение умений, знаний, навыков нужно приложить усилия. У них сохраняется энергия, которая приводит к психическому здоровью. О том, как нужно бережно относиться к психической гигиене, особенно маленького человека, многие взрослые не знают. Мы серьезно и обстоятельно подходим к этому вопросу, и дети, работая с материалами математики, языка, других предметов, не получают дополнительной психологической нагрузки. Метод Монтессори – метод научной педагогики.
Конечно, у наших детей уровень знаний, умений превышает требования готовности ребенка к первому классу традиционной системы, поэтому планируем открыть школу, где наши воспитанники продолжат обучение.
Регулярно проводим обучающие семинары для родителей как наших воспитанников, так и для всех желающих, которые хотят воспитать счастливого человека, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром.
- Добавить комментарий
- 7403 просмотра
- Страница для печати