2015-й – Год литературы
К 90-летию со дня рождения писателя Николая Степановича Краснова Белгородский государственный литературный музей подготовил выставку «Ни единой строкой не солгу…». Выставка сформирована на основе материалов из личного архива писателя, хранящихся в фондах литературного музея и предоставленных сыном Н. С. Краснова – Владимиром Николаевичем Красновым. Самые ранние документы датированы 1937 годом. Эта выставка в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке вызвала большой интерес земляков.
Родился Н. С. Краснов 30 декабря 1924 года в Ульяновске. Писать стихи начал в школьные годы. После окончания школы в 1942 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, но уже в следующем году его призвали в армию. Воевал на Ленинградском фронте. Был награжден боевыми медалями. В 1944-м после тяжелого ранения попал в госпиталь. В 1945 году, после демобилизации, вернулся в Ульяновск, работал литературным сотрудником газеты «Ульяновская правда», в областном радиокомитете.
В Ульяновске вышли в свет первые три сборника стихов Н. С. Краснова. В 1949 году он был принят кандидатом в члены Союза писателей СССР, в 1953 м снова стал студентом Литературного института. В период учебы подготовил к изданию первый сборник в московском издательстве «Советский писатель». В 1956 году стал членом Союза писателей СССР. С 1956 по 1959 годы Николай Краснов жил в Саратове, а затем переехал в Белгород. Работал в газете «Белгородская правда», был редактором Белгородского книжного издательства, принимал активное участие в литературной жизни Центрального Черноземья. Он один из тех, кто стоял у истоков Белгородской писательской организации, созданной полвека назад, представлял этот творческий союз на II Всероссийском съезде писателей в 1965 году.
В 1969-м писатель переехал в Краснодар, где многие годы плодотворно работал и в поэзии, и в прозе, издал книги повестей и рассказов для детей и юношества. Скончался он в Краснодаре 15 октября 2010 года, похоронен в Белгороде на городском кладбище. В творческом наследии Н. С. Краснова около тридцати книг.
В биографии писателя немало вех, которые он считал важными в своей писательской судьбе. К таким относятся и годы жизни на Белгородчине. В автобиографии Н. С. Краснов отмечал: «…Десятилетие нашей белгородской жизни – для меня в творческом плане самое благоприятное время. Здесь написана моя первая проза. Белгородчина стала поистине моей второй родиной, и я с нею никогда не расставался и не расстаюсь, а лишь, по стечению неблагоприятных обстоятельств, поменял прописку».
Будучи автором двенадцати поэтических сборников, изданных в Ульяновске, Самаре, Куйбышеве, Москве и Белгороде, здесь Н. С. Краснов впервые обратился к прозе. В 1965 и 1966 годах в Воронеже отдельными книгами вышли его первые повести «Двое у реки Грань» и «Рус Марья», в 1966 году в издательстве «Советская Россия» повесть «Двое у реки Грань» была переиздана.
Как рождалась первая повесть «Двое у реки Грань» и о чем эта книга? Вот что рассказал архив.
В конце 1964-го и в начале 1965 года областные газеты «Белгородская правда» и «Ленинская смена» стали публиковать главы из будущей книги Н. Краснова «Двое у реки Грань». Эти публикации сопровождались аннотациями. В «БП» от 10 января 1965 года читаем: «Центрально-Черноземное книжное издательство выпускает в свет повесть белгородского писателя Николая Краснова «Двое у реки Грань». Повесть о людях нашей деревни, о борьбе за подъем артельного хозяйства, об острых конфликтах, возникающих между положительными героями книги и теми, кто цепляется за старое, кто является носителем чуждой нам морали. Повесть лирична, рожденные в народе напевы сопровождают героев книги на всем их пути».
В обзоре книжных новинок 1965 года, помещенном в «Белгородской правде», В. Пешков, заместитель главного редактора Центрально-Черноземного книжного издательства, комментирует повесть Н. Краснова так: «Книга посвящена колхозным будням, борьбе нового и старого в сельской жизни».
В архиве писателя сохранились рецензии, которые он получил после предоставления рукописи в 1962 году в соответствии с договором в Белгородское книжное издательство, в 1965 году – в издательство «Советская Россия».
В. Ковалко, рецензент Белгородского книжного издательства, утверждал: «Рецензируемая рукопись повести «Двое у реки Грань» посвящена одной из актуальных тем современной советской литературы – теме колхозной деревни. Ее автор поставил перед собой весьма важную задачу – в художественных образах воссоздать те новые преобразования, которые произошли за последние десятилетия в жизни колхозного села». Далее в рецензии на нескольких страницах приводится множество примеров тому, как автор не смог раскрыть в художественном плане поставленную задачу. Он обвинялся и в том, что «в произведении много внимания уделено описанию колхозного хора. Автор с большим подъемом рисует картины художественной самодеятельности, переживания девушек – участниц хора, их настоящую любовь к песне, народному искусству. Все это хорошо. Но и здесь автор теряет чувство меры: самодеятельность, песни, выступления, подготовка к ним как-то заслонили людей, их чувства, трудовую деятельность. Песни у нас действительно любят в народе, они помогают в жизни, труде. Но нельзя же это выдвигать на первый план в изображении колхозной деревни». Вердикт рецензента был таким: «Повесть надо коренным образом переделать». Издательство в лице директора Н. Кузнецова с ним согласилось и расторгло договор на издание книги.
Рецензия, полученная из «Советской России» (к этому времени книга вышла в Центрально-Черноземном издательстве), не была столь объемной. Ее автор В. Василевский на одном листе отметил хорошие стороны повести, перечислил недостатки, которые сводились в основном к многословию. По мнению В. Василевского, эта повесть о любви, песне и душевной красоте людей. «Я – за опубликование повести», – так он завершил свои размышления.
Листая пожелтевшие страницы книги Н. Краснова «Двое у реки Грань», ставшей библиографической редкостью, никак не соглашаешься с тем, что она о колхозной жизни и столкновении старого и нового. Это книга о народной песне, о народной жизни, о нашей Белгородчине. Именно так и представлял читателю вышедшую в свет «прозу поэта» В. Федотов в сентябрьском номере «Белгородской правды» 1965 года. «Кто же еще, как не поэт, может воспеть безбрежную песенную стихию, раскрыть песенную душу народа?
В повести мы впервые встречаем пейзажные зарисовки нашего степного края с его лесными полосами, полевыми станами, с его древним турецким валом и сторожевыми курганами. Автор восхищается местными народными обычаями, с любовью описывает традиционные одежды наших селян: бабьи поневы, узорчатые рубахи с монистами, подпоясками да завесками, девичьи цветные сарафаны, мужские косоворотки под ремень. «И еще. Нигде я не слыхал песен таких, как у нас. Заслушаешься! Ко всякому случаю есть своя песня: пой, если душа поет…
Песня, песня, песня – над Пушкарным, над Порубежным, над Казацким, над всей округой!..
Люди идут – каждый по своим делам, и на их лицах – песня!..».
Мысль о том, что писателя привлекала песенная традиция края, самодеятельные коллективы, в репертуаре которых были традиционные народные песни, интересовали судьбы селян, которые сохраняли традиционную народную музыкальную культуру, подтверждают и материалы из архива. В нем сохранились буклеты «Хор села Иловка», «Хор села Малобыково», «Нижнепенские дудари», записи народных песен, сделанные писателем в Шебекинском районе. А предвестником будущей повести стал очерк «Песни родной сторонки», опубликованный в «Белгородской правде» в 1961 году.
В своем первом прозаическом опыте Н. С. Краснов не избежал ошибок в создании художественного произведения, но по прошествии многих десятилетий он остается единственным писателем, который сделал главной героиней народную песню Белгородчины, который попытался понять и выразить в художественных образах такое явление, как тяга к песне. «Стоит ей услышать песню или самой запеть, так вся и преобразится: лицо горит, в глазах беспокойство, сама словно в ожидании необыкновенной радости. Поет Ленка – и словно выше становится, словно собирается взлететь, словно песня ее поднимает».
Писатель Н. С. Краснов, стоявший у истоков создания творческого объединения литераторов области, отметившего недавно полувековой юбилей, работал в «Белгородской правде», на страницах нашей газеты публиковались произведения Николая Степановича, десятилетие белгородской жизни было для него в творческом плане «самое благоприятное время».
- Добавить комментарий
- 5754 просмотра
- Страница для печати