В Ракитянском районе дышится легче, чем у соседей, поскольку ракитянцы лучше умеют считать деньги. В этом утверждении нет никакого парадокса. «Дышится легче» – выражение, конечно, фигуральное, но при этом имеющее под собой реальную почву.
Все началось 10 лет назад, когда администрация области 22 февраля 2002 года приняла постановление № 106 «О переводе автотранспорта областной бюджетной сферы на газообразное топливо», которое предусматривало постепенный переход регионального и муниципального транспорта на сжиженный углеводородный газ (СУГ), а также метан. Ракитянские власти не стали ждать «третьего указа», а принялись это постановление выполнять, тем более что, по расчетам специалистов, районному бюджету переход на СУГ в перспективе сулил неплохую экономию.
Чтобы начать экономить, надо сначала потратиться
В рамках собственной районной программы с 2002 по 2006 год на газ было переведено 51 транспортное средство из 84, обслуживающих бюджетную сферу, к началу 2012 года это соотношение составило 78 из 96.
Диапазон «газифицированной» техники самый разнообразный. Это и «вазовские» модели (всего 26, из которых половина «семерки» и примерно треть – «нивы»), и «газельки», и «уазики», а также 15 школьных автобусов производства Курганского и Павловского автомобильных заводов. Любопытно, что газобаллонное оборудование (ГБО) было установлено и на «иномарки» (три «Киа-Спектра» и одна «Тойота-Камри»). Их перевод на газ стоил значительно дороже, однако и эти расходы себя оправдали.
Детальный анализ эффективности установки ГБО администрация района провела в прошлом году и убедилась, что силы и средства были потрачены не зря. Как показали расчеты, общая экономия (за счет разницы цен на бензин и пропан-бутановую смесь) за 2008–2010 годы с учетом стоимости газового оборудования составила 5,2 млн. рублей, или 24,6 процента. По 2011 году эта цифра составила 2,4 млн. рублей, или 25,7 процента. Словом, когда казенные автомобили перестали жечь бензин, топливные затраты для бюджетной сферы района снизились на четверть. Впрочем, не только жечь, но и сливать, чем грешат, как известно, некоторые водители.
Анализ также включал и расчеты по конкретным маркам транспортных средств. Выяснилось, что для представителей отечественного автопрома срок окупаемости составил от двух месяцев до одного года, для иномарок – от 15 до 23 месяцев.
Говорящие цифры
Подсчеты проводились следующим образом. В качестве исходных данных бралась годовая сумма затрат при работе автомобиля на бензине и на газовом топливе, исходя из среднегодового пробега автомобиля, расхода ГСМ на 100 км и стоимости бензина или газа. Экономией, соответственно, считалась разница между годовой суммой затрат при эксплуатации на бензине и пропан-бутане. Срок окупаемости рассчитывался как соотношение общей суммы затрат по переводу автомобиля на ГБО, умноженное на 36 месяцев и деленное на сумму экономии за три года.
Результаты расчетов настроили администрацию района на практически стопроцентную «газификацию» своего транспорта. Из оставшихся в бюджетной сфере 18 автомобилей 10 – с большим сроком эксплуатации, поэтому через 2–3 года они будут просто списаны. Другие восемь, наоборот, новые транспортные средства, которые пока находятся на гарантии, но к 2014 году они все будут оснащены ГБО. Это пять «вазовских» моделей и три иномарки. Общая сумма затрат составит около 200 тысяч рублей.
В итоге через пару лет Ракитянский район станет первым в области, а возможно, и в России, где весь автотранспорт бюджетной сферы будет ездить на экологически чистом топливе. Таким образом, ракитянские районные власти полностью и с опережением графика выполнят одну из статей принятого в 2009 году Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которая предписывает местным властям увеличить долю транспорта, работающего на газомоторном топливе (ГМТ).
Таких успехов район смог добиться лишь в тесном сотрудничестве с поставщиками топлива. Партнером администрации выступила компания «Газ-энергосеть Белгород» – дочернее общество ОАО «Газпром газэнергосеть» (оператор ОАО «Газпром» по реализации СУГ, нефтепродуктов и серы). Газовики предложили свои услуги по оснащению автотранспорта ГБО и обеспечили поставки газомоторного топлива.
«С заправками у нас проблем нет, – говорит глава администрации Ракитянского района В. Н. Перцев. – Раньше была одна передвижная АГЗС, теперь «Газпром газэнергосеть» строит в районе стационарную заправку. Это обусловлено тем, что к бюджетной сфере стали подтягиваться и частники».
На газ переходят сельхозпроизводители
Насчет частников – совершенно справедливо. Ракитянцы оказались весьма восприимчивы к новациям в сфере экологичного и экономически эффективного топлива. Речь идет не только о владельцах машин, но и о коммерческих компаниях. Агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» – одна из крупнейших многоотраслевых, вертикально интегрированных компаний российского сельскохозяйственного сектора. Головной офис и большая часть производственной базы холдинга расположены в Ракитянском районе. На этом предприятии решили отдать предпочтение пропан-бутану. Инициатором перехода на газ выступил председатель совета директоров холдинга А. В. Орлов, по указанию которого в компании с 2006 года начался перевод транспортных средств на СУГ.
За последние пять лет были «газифицированы» 140 машин, или порядка 90 процентов всего автопарка, расположенного в Ракитянском районе и Крестецком районе Новгородской области (где работает подразделение холдинга). В их числе 37 «жигулей» разных модификаций, 35 «газелей», 19 «уазиков» и 27 автобусов ПАЗ. Дешевле всего обходилась установка ГБО на «вазовские» машины (в среднем – 18,2 тыс. руб./автомобиль). Самая высокая цена – оснащение газовым оборудованием «пазиков» (в среднем – 26,7 тыс. руб./автобус). Но все расходы оказались оправданны и, что любопытно, затраты на ПАЗы «отбились» гораздо быстрее, чем на «жигули», – всего за 2 месяца против 11. Связано это с тем, что среднемесячный пробег автобусов примерно вдвое превосходит такой же показатель у легковушек на фоне более высокого расхода топлива.
Переход на СУГ позволяет холдингу ежемесячно экономить 671 тысячу рублей, ежегодно – более 8 млн. рублей.
Кроме того, удалось изжить одно неприятное явление, о котором рассказывает генеральный директор ООО «Белгранкорм» (ключевое производственное подразделение холдинга). «Мы с вами понимаем, что у русского человека всегда имеется интерес к тому, что в баке, – а там голубое топливо, его не поимеешь, – поясняет И. П. Решетняк. – Некоторые водители, которые просятся к нам на работу, как узнают, что придется ездить на газе, сразу же отказываются от места».
Он также обращает внимание на экологический аспект перехода на СУГ. «Мы меньше будем засорять атмосферу всякими выбросами от использования топлива, это тоже важно для нас», – говорит гендиректор ООО «Белгранкорм». Кстати, этот факт отметили и эксперты Евросоюза, проводившие в 2011 году аудит компании. «Они все рассматривают – не только условия выращивания птицы, состояние убойного цеха, но и проверяют, в каких условиях производится перевозка продукции, какой вид топлива для этого используется», – объясняет Решетняк.
Эстафету принимают нижегородцы
Массовый перевод своих транспортных средств на СУГ позволил администрации Ракитянского района и «БЭЗРК-Белгранкорм» опытным путем опровергнуть утверждение некоторых автолюбителей о том, что газомоторное топливо плохо влияет на работу двигателя. «Сколько мы работаем, абсолютно никаких проблем, – говорит первый заместитель главы администрации Ракитянского района по стратегическому развитию В. И. Воробьев. – При правильной эксплуатации автомобиля и соблюдении всех рекомендаций завода-производителя газобаллонного оборудования износ двигателя такой же, как и при использовании бензина». «Если машина обслуживается несвоевременно, то на топливо грешить не надо», – вторит ему И. П. Решетняк.
Они далеко не единственные в Белгородской области, кто видит многочисленные преимущества газомоторного топлива. Уже упоминавшееся постановление областного правительства, подписанное в 2002 году, позволило к 2012 году довести количество автотранспорта на газомоторном топливе, находящегося в ведении областных и районных властей, а также их структурных подразделений, до 1500 единиц. Достигнутый эффект высоко оценили в правительстве Белгородской области и приняли решение в 2012 году перевести на газ еще около 1000 автомобилей бюджетной сферы.
С оглядкой на белгородский опыт и благодаря поддержке федеральной власти процесс перевода служебного транспорта на газ пошел и в других регионах. В рамках подписанного 29 марта соглашения между правительством Нижегородской области, ЗАО «СИБУР Холдинг» и ОАО «Газпром газ-энергосеть» в области реализуется пилотный проект по переводу общественного транспорта на сжиженный углеводородный газ. В начале апреля здесь закончили установку газобаллонного оборудования на 100 муниципальных автобусах ПАЗ в 10 автотранспортных предприятиях Нижегородской области. В результате ожидаемая экономия бюджета должна составить более 8 млн. рублей в год. Ракитянский опыт показывает, что такие ожидания и расчеты вполне оправданны.
- Добавить комментарий
- 7287 просмотров
- Страница для печати