История… на колёсах
Сегодня исполняется 70 лет с того дня, как И. В. Сталину был представлен легендарный автомобиль ГАЗ – М-20 «Победа».
Примечательно, что еще в феврале 1943 года, когда страна только-только начинала готовиться к генеральному сражению на Курской дуге, Горьковский автозавод уже получил правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля. Это говорит о том, что вера в победу была незыблема.
Работу по проектированию вел главный конструктор завода А. А. Липгарт. Окончательный облик автомобиля сделан по рисункам художника Вениамина Самойлова.
На начальном этапе горьковские конструкторы воспользовались опытом иностранных производителей, но впоследствии сумели создать не только самобытную, но и передовую для своего времени конструкцию.
Изначально машину ГАЗ М-20 хотели назвать «Родина», но Сталин, узнав об этом, иронически спросил: «Почем Родину продавать будете?». И вопрос решился сам собой.
Для своего времени кузов «Победы» отличался великолепной отделкой и оборудованием, что отмечали даже иностранные специалисты. Многие из примененных в «Победе» элементов оборудования отсутствовали на аналогах того времени в других странах. Бескрылая форма кузова позволяла максимально расширить внутреннее пространство, сделать салон просторным и уютным. Независимая подвеска и гидравлические амортизаторы двойного действия позволили повысить комфортабельность автомобиля при движении по плохим дорогам. Да и были ли тогда хорошие?
Серийный выпуск автомобиля начался 28 июня 1946 года. Всего было выпущено 235999 машин. Так и осталось непонятным, что помешало выпустить еще одну для ровного счета.
В потоке современных машин редко, но еще можно увидеть старушку «Победу». В Белгороде их всего две, и обе на ходу. Токарь станков с ЧПУ Игорь Андреевич Мельник и его сын студент Елизар как раз и являются владельцами такого раритета. Машину они приобрели семь лет назад. Если это можно было назвать машиной. «Победа» выпуска 1954 года находилась в самом незавидном состоянии. Четверть века на ней ездил ветеран войны, потом его дочь. Затем машина почти 30 лет ржавела в старом гараже, пока ее не выкупил Мельник, любитель автостарины. У Игоря Андреевича свой дом в Сосновке, а рядом с гаражом стоят восстановленные «Москвич-401», мотоциклы «Ява-350» и «КА-750».
Все свободное время отец и сын отдают своей страсти. В частности, на «Победу» искали оригинальные крылья и капот, пескоструили от ржавчины кузов, подваривали электросваркой старые дыры. В машине все свое, даже резина на колесах родная. А после покраски она выглядит совсем как новая.
На спидометре их «Победы» 80 тысяч километров пробега. Может, это и немного по современным меркам, но машина стареет главным образом, когда стоит, а не ездит. Так говорят знатоки.
Сегодня без «Победы» Игоря Мельника и его сына Елизара не обходится ни один автопробег, который организовывает АСК «Вираж»: ретроавтомобиль можно видеть на празднике в Прохоровке и в городе воинской славы Белгороде.
Однажды, когда Игорь Андреевич спокойно ехал по улицам родного города, их с сиреной обогнал автомобиль воинской автоинспекции. На вопрос водителя, за что его остановили, автоинспекторы, извинившись, попросили сфотографироваться рядом с их «Победой». И это не единичный случай.
Дед Игоря Мельника Афанасий Михайлович Приходько погиб под Смоленском. Там же, под Смоленском, лежит и дед его жены. Два других деда (а для Елизара, естественно, прадеда) тоже фронтовики. Им повезло больше – они вернулись с той войны. Так что слово «победа» для Мельников самое что ни на есть близкое по духу.
На капоте ретроавтомобиля Мельника написаны слова: «Спасибо деду за Победу».
И в данном случае не читается никакого другого подтекста. Автомобиль «Победа», где написаны эти слова, – лишь усиливает интонацию.
- Добавить комментарий
- 4958 просмотров
- Страница для печати