За многолетний и безупречный труд машинист экскаватора рудоуправления Лебединского ГОКа Александр Зеленчуков удостоен множества наград. Однако асом себя не считает. Полагает: чем дольше работаешь, тем больше узнаешь.
По дну карьера ползет груженый БелАЗ. На его кабине – три большие звезды. Вспоминаются наши самолеты времен Великой Отечественной со звездами на борту – по числу сбитой вражеской техники. Но сейчас мирное время, и самосвал – не самолет. Что тогда означают эти пятиконечные лучи? «Пробег, – поясняют журналистам работники рудоуправления. – За каждой звездой – тысячи километров по дорогам карьера».
Пытаемся прикинуть: сколько в этих километрах «спряталось» кубометров. То есть перевезенной породы. Теряемся в подсчетах. Ясно только, что много, очень много. Говорим, что, по идее, аналогичную символику нужно рисовать не только на БелАЗах, но и на технике, которая обеспечивает их работой. Экскаваторщикам тоже есть чем гордиться.
– У Александра Зеленчукова персональный рекорд – 115 груженых машин за смену. Он лучший машинист экскаватора не только на нашем участке, но и во всем рудоуправлении, – подсказывают коллеги Александра Николаевича. – 30 лет в карьере, столько всего видел, столько знает – поговорите с ним. Он расскажет, легок ли хлеб экскаваторщика.
Поговорить на месте не получается: производство все-таки! И мы напрашиваемся в гости. Светлые брюки, рубашка в тон – нас встречает элегантный мужчина. Без привычных жилета и каски не сразу узнаем нашего героя. Представительный, импозантный. И только руки выдают рабочего человека: им явно привычнее держать джойстики экскаватора, чем канцелярские принадлежности. Александр с юности к труду приучен. Сначала баранку крутил, а как в начале восьмидесятых устроился на Лебединский ГОК, так с рычагами управления не расстается.
– Впервые в карьер попал еще в 1975 году, работая водителем одного из губкинских предприятий, – вспоминает Александр Николаевич. – Машины – «сорокачи» ходили, а «Komatsu» грузоподъемностью более ста тонн позже появились. При мне на 140 метров карьер углубился!
Экскаваторщик Зеленчуков «наработал» множество грамот, включая министерскую. Последнее, чем его поощрили, – звание «Заслуженный работник Лебединского ГОКа». Награду лучшему труженику предприятия вручал лично управляющий директор Лебединского горно-обогатительного комбината Олег Михайлов.
– Не так давно возродили звание Героя труда. Как думаете, это нужно? Звания, медали, грамоты – все это для вас важно? – задаем вопрос.
– Не знаю, как молодежи, а нам, старикам, приятно, что руководство ценит наш труд, – слово «старикам» от моложавого экскаваторщика слышать странно. Александр Николаевич продолжает: – Жена хранит все мои благодарности. Вот фото, где я с губернатором. Его сделали в 2002 году, когда Евгений Степанович Савченко вручал мне удостоверение о присвоении звания «Заслуженный шахтер» III степени.
– А ведь он не просто экскаваторщик, но и бригадир! – подсказывает супруга.
– Да чего там! – машет рукой Александр Николаевич. – Бригадирствую и бригадирствую. Ничего особенного.
Так же сурово отмахивается, когда спрашиваем о личном рекорде – тех самых 115 машинах за смену.
«Баловство все это, – уверен заслуженный шахтер. – Главное – не разовые рекорды, а стабильная работа. И нам, и предприятию хорошо, когда план выполняется постоянно, когда все работают ровно».
Зеленчуков себя к асам не причисляет. Полагает: чем больше работаешь, тем большему учишься. К примеру, та же техника за 30 лет сильно изменилась. Начинал Александр помощником машиниста на 8-кубовом экскаваторе, а сегодня на ЭКГ-10 трудится.
Говорит, это небо и земля! Сейчас условия для комфортной работы хорошие. А вообще, очень одобряет, что рабочие профессии опять в цене. Снова пошел возврат к ним, как в советское время. Значит, будем развиваться дальше: и мы, и карьер вместе с Лебединским ГОКом, и «Металлоинвест» в целом.
- Добавить комментарий
- 3687 просмотров
- Страница для печати