Народный артист РФ Валерий Романович Белякович – один из лидеров студийного движения в российском театре. В 1977 году он основал студию «Театр на Юго-Западе», разместившуюся в цоколе обычной московской многоэтажки. Костяк его труппы составила студенческая и рабочая молодежь. Спектакли Беляковича отличаются оригинальной эстетикой, остротой и демократичностью. Он с успехом ставил спектакли на Западе – порядка 25 постановок шли в США, Японии, читал лекции в Иллинойском университете. С июля 2011 года В. Р. Белякович – художественный руководитель московского Театра имени Станиславского. В БГАДТ имени М. С. Щепкина Валерий Романович недавно поставил спектакль «Куклы» по мотивам пьесы Х. Грау «Сеньор Пигмалион», показанный в программе театрального фестиваля.
– Я здесь работал летом, жара была страшная, – вспоминает режиссер, – и ощущал полное счастье с вашими актерами. Вот вы своего директора Виктора Ивановича Слободчука называете то Герцогом, то Пигмалионом (герои спектакля «Куклы». – Н. К.), но этого мало. Создать в наше время живой и «дышащий» фестиваль – это большое дело! Наши «юго-западные» актеры говорят: «Да нас в Белгороде встретили как не знаю кого, носятся с нами, показывают город». И ваши постановки я смотрел, «Вишневый сад» по Чехову. Сначала я сказал: «Что-о? Чехов? Да пропади он пропадом, этот Чехов! Я не знаю, не понимаю... В Японии меня «закормили» Чеховым – как ни приеду, там «Три сестры» обязательно идут, очень японцы их любят. А тут смотрю ваш спектакль – и вдруг проняло! И комок в горле, и я даже попытался заплакать... Люди работают без главного режиссера, что дико само по себе, и успевают делать разные спектакли, берут эстетику любого «варяга», который сюда приезжает. Мою, например... А ведь это так сложно!
Спектакль «Куклы» для меня – очень личное. Я писал и плакал. Я как строитель театра рассказывал про себя – как сжигали мой театр, как я вешал на дверь замок... Прямое продолжение этой темы идет в спектакле, который я сейчас ставлю в театре Станиславского «Шесть персонажей в поисках автора». Какого автора? Бога? А мы разве не ищем Бога, когда каждый раз, проснувшись утром, перекрестились? Или НЕ перекрестились... В моих постановках ставятся вопросы, на которые мы не можем дать «коронные» ответы, потому что мы сами... куклы!
Я не делю театр на психологический и непсихологический. Я сам представитель этого театра! Я играл с В. Авиловым «Случай в зоопарке» – это крайний вид искусства театра, когда нет никаких подпорок, кроме глубочайшего внутреннего напряжения, жизни человеческого духа. Я люблю разные театры. Но для меня высшее проявление «психологического» театра – это когда он соединяется с «физикой», формой.
- Добавить комментарий
- 4713 просмотров
- Страница для печати