«То, что Семен Михайлович Лосев ставит у себя в театре такие спектакли, – это гражданский поступок, и профессиональный поступок, и художественный... Молодежи нужны хорошие стихи, хорошие мысли и чувства! И счастье, что в Белгородской области есть театр для детей и молодежи со своим специальным репертуаром», – сказала обозреватель «Литературной газеты», театральный критик А. А. Кузнецова после спектакля «Женя, а вы знаете...». Выступление Старооскольского театра для детей и молодежи на Щепкинском фестивале очень тепло было принято публикой и критиками, несмотря на то что постановка была не в «формате» фестиваля, где показывали спектакли исключительно драматические. Но «теплый, светлый, искренний и чистый» спектакль старооскольцев приняли на ура. Критики сетовали, что в стране практически забыт жанр поэтического театра, эпохой расцвета которого были как раз 60-е годы. «Верните нам поэтический театр! Ведь кто-то должен это сделать!» – прямо обратилась к С. М. Лосеву критик А. Ефремова, дочь выдающегося советского актера и режиссера.
Предысторию создания спектакля-концерта по песням на стихи Е. Евтушенко рассказал журналистам Семен Михайлович Лосев:
– В конце 50-х годов мы с друзьями-студентами ездили из Ленинграда, где я тогда жил, в Москву, на знаменитые поэтические вечера у памятника Маяковскому. Ловили выступления Евтушенко, ждали... И нам нередко говорили: «Вчера был, а сегодня нет!». И когда я это Евтушенко сказал, спустя годы, он мне говорит: «Так мы с тех пор дружим?» Он меня вел по жизни, это один из моих любимых людей – и как человек, и как поэт. Мне хотелось сделать спектакль-благодарность – за его жизнь и творчество. В сценическом портрете показана жизнь Евтушенко, ее разные периоды: какие он проходил преграды, где его «опускали», где не давали дышать... И сколько один человек может сделать за свою жизнь, что он может дать нам всем.
Первая версия спектакля – чисто поэтическая – была поставлена Семеном Михайловичем еще в Риге, где он был главным режиссером Русского драматического театра и вел свою молодежную студию. Евтушенко увидел и одобрил ее еще тогда. А когда узнал, что должна состояться премьера нового, уже музыкального спектакля Лосева, прилетел из США в Старый Оскол. Понравившийся спектакль по приглашению самого Евгения Александровича старооскольцы сыграли в июле этого года на вечере в Политехническом музее, посвященном юбилею поэта. Постановщика немного смущало, что некоторые известные песни на слова Евтушенко сыграны в спектакле пародийно. Как отнесется мэтр к тому, что девушка в кокошнике, поющая знаменитую «Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня», окружена грубоватыми ухажерами в ватниках, наперебой протягивающими ей кульки с семечками? «Я и сам человек с юмором», – добродушно улыбнулся поэт...
В спектакле-концерте, включающем хронику с разгромными выступлениями Никиты Сергеевича Хрущева в адрес «авангардистов», с лицами молодых поэтов-шестидесятников Евтушенко, Вознесенского, Бродского, звучат песни, ставшие дорогими и родными для многих поколений. Нежная «Ты спеши, ты спеши ко мне», незабываемо спетая Анной Герман, гражданственная «Хотят ли русские войны», «Чертово колесо», «Поздно, любить тебя поздно...», «Дай Бог всего-всего-всего, и сразу всем, чтоб не обидно...». Все замечательно пластически сыграны, артистично спеты молодыми артистами.
В Старооскольский театр для детей и молодежи сегодня часто приходит молодая публика, совершенно не знакомая с творчеством Евтушенко, и... после спектакля ребята восхищенно говорят: «Так вот какие стихи бывают!» – и становятся почитателями его поэзии.
– В традициях Старооскольского театра – музыкально-поэтические спектакли, это репертуарная линия театра. Мы вообще ставим то, чего не ставит никто: вот сейчас выпускаем «До третьих петухов» В. Шукшина, «Мою старшую сестру» А. Володина – о том, как талант прорывается из серости жизни, – говорит режиссер. – Мы два курса студентов Ярославского театрального института на базе театра уже выпустили, я тоже преподаю в этом вузе. И мы в первую очередь воспитали не актеров, а патриотов города. Мне очень нравится Старый Оскол, я люблю эту природу, эти улицы, сам воздух. И мне нравится, что наши актеры сконцентрированы на театре, у них нет халтуры. Что там – Москва, Петербург, Рига? Вот когда ты чувствуешь, что ты нужен, видишь полный зал, – лучше этого нет ничего!».
- Добавить комментарий
- 5186 просмотров
- Страница для печати