Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Послала… за орденом

Два года назад наша семья переселилась в Белгород…
Когда меня спрашивают, откуда я приехала, я говорю, что родилась на БАМе, в Тынде. А мне с недоумением: «Где это? И что такое БАМ?».
Жаль, что наше поколение, мои сверстники, не интересуются историей Родины. А ведь когда-то о БАМе, строительстве Байкало-Амурской магистрали, знала вся страна от мала до велика. Об этом изо дня в день вещали телевидение, радио, писали газеты.
Мой дедушка, Виталий Иванович Васильченко, родился в Луганске. В 70-м поехал работать на Дальний Восток, в Шимановск. Друзья туда раньше отправились и его звали.
Вместе с дедушкой попутчица ехала, старенькая такая женщина, лет восьмидесяти. Дед мой, тогда молодой, то кипяточку ей принесет, то чаю заварит.
– Куда ты, сыночек, едешь-то? – спросила она.
– В Шимановск, к друзьям на заработки.
– Да зачем тебе в Шимановск?! Недалеко тут поселок есть, Тында называется. Собираются там какую-то стройку открывать. Поезжай, сынок, туда лучше. Только запомни: не Тыгда, а Тында.
Приехал дедушка к друзьям своим, а у них дела не клеятся. Вспомнил тогда он слова соседки по вагону и вместе с друзьями в Тынду поехал. Это был маленький поселок, четыре тысячи жителей. Товарищам его там не понравилось, собрались в Луганск возвращаться. А денег не то что на билет, даже на еду нет. Дедушка отдал им свои последние, посадил друзей на поезд, а сам остался.
Тут из Москвы новость: начинается строительство Байкало-Амурской магистрали, объявленное Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И Тында стала столицей БАМа!
– Топор в руках держать приходилось? – спросили у дедушки в организации, куда он пришел устраиваться. – Будешь плотником второго разряда.
Сначала он строил щитовые и временные домики для молодежи, которая со всей страны ехала на стройку. Потом вы­учился на водителя, стал развозить продукты питания в труднодоступные места. Дорог часто не было, их тут же укладывали.
А один путь дедушке особенно запомнился. Недалеко от Тынды гора была, километра три вверх. Ехал дедушка, ехал и – в облаках оказался. А внизу во всю ширь тайга раскинулась.
В другой раз их с напарником на дороге медведь встретил.
Время было тяжелое. В любой день могли поднять в пять утра и отправить на долгую и трудную вахту. Был случай, послали дедушку в дальний поселок за хлебом для рабочих. А ехать почти тысячу километров! И все бы ничего, но по пути вдруг лопнула шина. Потом вторая. Третья. И вот стоит он зимой на дороге, думает, что делать. Холодно. Разжег костер, чтобы согреться, минус пятьдесят градусов все-таки.
Едут навстречу парни из Якутска. Остановились, спрашивают, в чем дело. И говорят: «Езжай потихоньку, а мы с обеих сторон тебя подстрахуем».
Повернули они назад, хоть и самим было ехать далеко. Но тогда было неписаным законом: человек попал в беду – надо помочь. Не то что сейчас: умирать на улице будешь – никто не подойдет.
– Много историй было, – говорит дедушка, – да сразу все и не вспомнишь. Но одно скажу: делали всегда все на совесть.
Дедушка награды мне свои показывал за работу на БАМе. Две медали и один орден. А вручал его, как сказал дедушка, первый и последний президент СССР.

Автор: 
А. ВОРОБЬЕВА, девятиклассница средней школы № 34. г. Белгород
№: 
173
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла