24 мая – День славянской письменности и культуры
День славянской письменности и культуры – единственный ежегодный государственно-церковный праздник – был возрожден в 1986 году (праздноваться начал в 1863 году, но в советское время был забыт). А с 1991 года имеет статус государственного праздника. Истоки берет в далеком прошлом, когда православные монахи-проповедники Кирилл и Мефодий создали для славян славянский алфавит – «кириллицу», перевели для православных Псалтырь, Евангелие и другие тексты для богослужений. Их духовный подвиг дал импульс развитию славянской культуры, созданию летописей, литературных и иных произведений.
2015-й год – Год литературы, прекрасный повод взглянуть на День славянской письменности и культуры с точки зрения того, как мы, современники, используем величайший потенциал письменного наследия, который оставили нам предки.
Сегодня много говорится о цивилизационном прогрессе, о новом витке развития России. Вместе с тем невооруженным взглядом видно, какой колоссальный откат назад совершило российское общество в духовной и морально-нравственной работе по воспитанию новых поколений. Примером может служить бесконечное топтание на месте в создании современной целостной картины истории, отсутствие интересных увлекательных исторических произведений, и в первую очередь – учебников истории, созданных на основе научной методологии. Сколько было учреждено государственных комиссий и авторских коллективов, а воз и ныне на том же месте.
Один из умнейших людей России второй половины XIX века Н. Г. Чернышевский говорил: «…Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно…».
Следует честно признать, что на протяжении XIX века в России были созданы величайшие исторические произведения, и поколениям российской империи было что любить… Любить не краткие параграфы-этюды, а целостные пласты русской истории. Конечно, нам сегодня было бы значительно легче в деле исторического воспитания людей, если бы на государственном уровне были приняты программы хотя бы переиздания трудов крупнейших историков прошлого. Но таких общегосударственных, народных программ нет, да и нынче модно в домах иметь не библиотеки с полезной литературой, а всякого рода безделушки, которые тешат души жертв общества потребления.
Исследования последних лет показывают, что умы молодых мало беспокоит задача разыскать и приобрести интересную книгу и ее прочитать. Мощь молодой энергии сосредоточивается на мнимых ценностях, ошибочных целях жизни. Во имя обманных задач в жертву приносятся здоровье, талант, любовь. Все меньше полноценных семей, а в них один, редко два ребенка.
Интересуюсь у будущих кандидатов и докторов наук (не говорю о студентах), что это за книги такие – «Азбуковники» и «Словесницы», пользовавшиеся огромным спросом у образованных русских людей прошлого. В ответ глубокомысленное молчание. Нынешним ученым и невдомек, что в «Азбуковниках» содержалось до пяти с половиной тысяч статей по всем направлениям отечест-венного мышления, а «Словесницы» помогали «философство твердо разумно держати, и словеса и речи украсити и составляти».
Ну ладно – ученые. А вот творцы новой рыночной экономики, ворочающие миллионами и миллиардами в евро и долларах, какими словами чаще всего украшают они свои мысли? Кто добросовестно изучает и берет на вооружение передовую мысль или, как говаривали предки, «аще кто что и от внешних мудрецов приобрести может…»?
Уроки истории в школах и вузах учат тому, что большинство тех, кто их посещал, так ничему и не научились. Вот яркий и актуальный пример истории.
В Первую мировую войну за интересы Франции и Англии царское правительство положило десять миллионов русских душ. Как отблагодарили Россию? Франция и Англия сделали все, чтобы развалить Россию, сорвать развитие нашей Родины! Во Вторую мировую войну, Великую Отечественную войну русские и другие народы СССР добили фашистов в Европе, потеряв в три раза больше –
30 миллионов человек. Спасли и Англию и Францию. Какая благодарность? Делают все, чтобы сорвать развитие современной России, развалить страну, как это сделали в 1917 году. Подталкивают малые государства Европы, а те не прочь «полаять на слона». А ведь живут и существуют благодаря нашему великому солдату!
Какие извлечены уроки из истории? Да почти никаких. Чего стоит одна лишь «загогулина» с французскими «Мистралями». Пока ни кораблей, ни народных денег!
В стране откровенно поощряется пропасть между беднейшим большинством и богатеющим меньшинством. Одни копейки собирают на операцию, другие золотом украшают туалеты. И при этом думают, что не эту пропасть между богатыми и бедными как раз и будут использовать наши, мягко скажем, исторические недоброжелатели. Кому выгодно вызывать ненависть к власти, к руководителям, к депутатам и так далее? Почему вовремя не исправить явную глупость с окладами, зарплатами, доходами и налогами на них, ведущую к пропасти? Кто потирает руки за рубежом, видя, как мы сами закапываем в землю дух солидарности и взаимной терпимости?
В одной из рукописей XVII века, своего рода научном трактате, нам в назидание сказано: «…И се есть чюдный мудрец, иже кто свободиться от сетеи бесовских…». Но что до наших вершителей судеб народных, так они каждый раз в этих сетях запутываются. Куда годится, например, разрушение всей просветительской и научно-популяризаторской системы в стране. На первый взгляд, узкому слою богатых выгодно, чтобы народ был как можно безграмотнее и безропотнее. Но, по сути, именно такой народ наиболее жесток и беспощаден. Тому пример – гражданская война, порожденная 1917 годом.
Мудрость Руси – это бесценный культурно-исторический феномен. Сотни произведений с удивительными названиями, в которых уже сама по себе заложена мудрость нам в назидание. Например, московский мит-рополит Даниил в XVI веке назвал свое сочинение «О философии внимай разумно, да не погрешиши». Удивительно, но нами нынче предан забвению ключевой призыв умнейших людей прошлого поступать мудро. Кто сегодня употребляет такие слова, как «мудрозрительный», «мудролюбезно», «мудроправительство», «мудросуждение»?.. И понятно, у нас в последний век что ни десятилетие, то ошибки и просчеты. Еще недавно время, когда каждые пять лет строилось от трех до пяти тысяч заводов, именовалось застоем. Сегодня, когда миллионы людей в стране «бродят-ходят» без работы и смысла жизни, когда один кризис плавно перетекает в другой, когда одни публикуют миллионные и миллиардные декларации, а другие – большинство – обсуждают цифири из них на кухне, даже трудно найти иное определение современному периоду, нежели как «безвременье».
В знаменитом сборнике мудростей XVI – XVII веков «Пчела» была прописана такая мысль: «Делатель землю мягчит, а философ – душу». Где нынче современная русская философия и так называемые властители дум? Власти успокаивают: «Дайте время, вырастут и новые Демидовы, которые поддержат философию и литературу, книги и книгоиздательство». Но вот пролетела четверть века рыночных реформ. Огромные магазины забиты чтивом – книгосериалами убийств и душевной порнографии. Правда, есть в магазинах и русская классика. Но посмотрите на последних страницах книг тиражи. Чтиво – сотни тысяч, миллионы, а классика – едва-едва несколько тысяч. А ведь мудрые правители в России должны понимать, что надобно «мягчить» народную душу, чтобы ее до греха не довести.
Нам в России, как никогда, надо, чтобы народ, «ища» смысл жизни, не затерялся на задворках общества потребления, общества ненависти, зла, зависти, а власти постоянно обретали мудрость. Проще это сделать, обратив свой взор к великому духовному и материальному наследию России. В одном знаменитом труде – Изборнике 1076 года в разделе, который называется «Слово некоего калугера о чтении книг» читаем наставление: «… Из млада прилежааху святъх книг, то же и на добрая дела подвигнушася…».
В «Повести временных лет» рассказывается о моравской миссии в 898 году Кирилла и Мефодия – первоучителей славянских. Здесь же впервые в летописи встречается термин «философ», что означало
мудрый наставник, просветитель, проповедник христианского учения. С тех же времен русская сторона делится на «поганую» (языческую) и «хрестеяную» (христианскую) Русь.
Сегодня в нашей современной России наиболее отчетливо проявляются две тенденции развития: одна – языческая, другая – православная. Основа первой – общество потребления с обыдленным, бедным и безграмотным народом. Фундамент второй – православное наследие всего лучшего, что делалось во имя возвышения человека, во имя образования и просвещения народа. Какая Россия сегодня, судить читателю газеты. Но наши предки, носители великой славянской письменности и культуры, завещали нам: «Ищущи бо мудрости обрящють».
- Добавить комментарий
- 4339 просмотров
- Страница для печати