Закончился год, нареченный в России Годом культуры. В год Барана, или Козы, как автор многих глиняных сосудов-баранов, хочу замолвить слово о «наших баранах» – старооскольской глиняной игрушке.
Изготовление глиняных игрушек массово производится в МУКах – муниципальных учреждениях культуры) Старого Оскола с 1980–1990-х годов. Там усердно трудятся не мастера из народа, а «народные мастера» – профессиональные художники, учителя черчения и рисования. Все игрушки из МУКов тоже как бы со «званиями» – традиционные. Но как человека, причастного к глиняным делам, «одолевают меня смутные сомнения…». Где то мерило, по которому определяется принадлежность изделия к разряду традиционных? Какой традиции, кто это решает и что за «народные», если «из народа» нет ни одного – все интеллигенты?
В создавшейся ситуации было бы справедливо учредить два звания: для дипломированных художников – «мастер», а для талантливых самородков – «народный мастер». Подобная градация мастерства позволит разрешить недоразумения и называть «вещи» своими именами. А пока не все, что производится «народными мастерами», достойно быть в традиции, а что достойно, случается, производят мастера из народа, не имеющие званий.
Существует два, совершенно не схожих между собой вида глиняных игрушек. Одни – из запасников Старооскольского краеведческого музея и аналогичные им из коллекции Б. А. Шевченко, найденные в Казацкой слободе. Изготовление других предпринято из прагматических соображений в коммерческие 1980–1990-е годы по инициативе коллекционера из Москвы М. Никитина группой художников из Старого Оскола по образцам и мотивам авторских работ сестер Гончаровых.
Этот коммерческий проект возглавил тогдашний директор Старооскольского художественного музея А. Ф. Иост, который одним из первых стал «народным мастером» старооскольской традиционной глиняной игрушки. С его подачи эта игрушка появилась в 1987 году на выставке «Народное гончарство России». Он же искал и находил возможности сбыта этих игрушек, в том числе и за границей. Его имя, в этой связи, сейчас не упоминается мастерами и руководителями МУК.
Воистину, «тот, кто делает революцию, не пользуется ее плодами». Но Иост сыграл важную роль в деле возрождения семейной глиняной игрушки сестер Гончаровых. Многие семьи с Казацких бугров в былые времена лепили игрушки – каждая семья по-своему. И могло быть в Старом Осколе много творческих ответвлений – продолжателей различных семейных традиций. Но выбор времени пал на долгожителей – сестер Гончаровых. Другим гончарным семьям повезло меньше. Благодаря хорошо организованной А. Ф. Иостом работе по массовому производству игрушки сейчас она, слегка окультуренная за прошедшие годы учениками-художниками, представляет Старый Оскол в музеях страны, коллекциях любителей, на городских, областных, региональных и международных фестивалях и выставках под видом традиционной народной старооскольской глиняной игрушки.
Однако различия между игрушками – традиционной народной и в традиции семьи сестер Гончаровых – очевидны. Ископаемая «барыня» (фото внизу справа) – уникальное изделие не только из-за сочетания отработанной годами ручной технологии переработки состава местной глины с виртуозной техникой мастера, но и стилевого отличия экспрессивной, динамичной, основательной пластики игрушки от всех известных форм «барынь» в российских игрушечных промыслах. Что-то таинственное, даже инопланетное есть во внешности и гармоничных сочетаниях высокого лба, округлых щек, прорезей глаз и губ, длинной шеи и чудесного головного убора игрушки. Это игрушечная старооскольская Джоконда. Очевидна глубокая народная традиция и высокий профессионализм мастеров. Об этой игрушке научный сотрудник Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения И. А. Колобкова сказала: «У старооскольской игрушки совершенно неповторимый образ, может любой музей позавидовать собранию, которое здесь есть…».
В «барыне» по мотивам работ сестер Гончаровых (фото вверху) можно увидеть черты изделий известных народных промыслов с примесью черт модных в послевоенные годы трофейных игрушек из папье-маше, целлулоида и фарфора и вкусовых предпочтений тех, кто учил бабушек «правильно» лепить. Рисованные губки бантиком, бровки домиком, выпученные глазки и сглаженные, подобные литьевым фабричным, формы. В производстве глиняных игрушек в Старом Осколе случилось так, что учителя нынешних учителей стали учить тому, что сами умели делать не очень хорошо. А ведь игрушка, благодаря стараниям отдела культуры администрации округа, представляет наш город на достаточно высоком уровне.
Пусть утеряна связь поколений и многие профессиональные навыки, но мы не должны принимать за народное искусство одну из форм его вырождения. Неужели никому дела до этого нет? Дорогие мои, на таких незначительных мелочах, как малые формы, малые промыслы и малые помыслы, вырождаются понятия кровного, генетического родства, национальной гордости, традиций. И не только в промыслах. Плохи наши дела, если в этой малости нас перестанет тревожить чувство правды, справедливости, истины и нравственного долга.
Изготовление игрушек по музейным образцам пока не представляется возможным в силу технических, технологических и бытовых особенностей изготовления подобного рода изделий. Если для традиционной игрушки использовали только местные пластичные (жирные) глины, переработанные вручную с использованием в качестве добавок только гончару известных ингредиентов, то современную лепят из тощих глиняных составов неизвестной рецептуры, которые приобретаются на керамических заводах. Эти глины непластичны и предназначены для сухого прессования керамических плиток. И не глина это, а фаянс. Его формовочные свойства занижены по технологической необходимости, для лепки масса малопригодна, поэтому изделия, изготовленные из этих составов, рыхлые по виду и статичны по характеру пластики. Если традиционные игрушки обжигались в горне на дровах, то игрушки в МУК обжигаются в электрических муфельных печах в окислительной среде печного пространства. Традиционные расписывались растительными красками. Нынешние декорируются яркими акриловыми красками. О различиях в пластике говорилось выше. Так в чем же заключается народная традиция новой старооскольской игрушки?
К примеру, искусствовед А. В. Быков в своей книге «О традициях изготовления глиняной игрушки в деревне Хлуднево» описывает процессы добычи глины, ее переработки, обжига изделий в горне. О чем станет писать искусствовед, если попытается поведать «О традиции изготовления глиняной игрушки в городе Старый Оскол»? Традицию подделать невозможно, традицию нужно заслужить, ею нужно быть и жить, она давалась тем, кто не успел передать ее нам – мозолями, потом и кровью.
На горизонте научных исследований по вопросам традиционной старооскольской игрушки уже давно «маячит» одинокая фигура местного донкихота – кандидата технических наук, изобретателя Б. А. Шевченко. С 80-х годов прошлого столетия он сражается с «ветряными мельницами» МУК и МБУК. Его аргументы по вопросу традиционного промысла – как «глас вопиющего в пустыне». Для настоящего решения вопроса возрождения традиций изготовления глиняных игрушек-сувениров необходима заинтересованность властей. Рукопись книги о старооскольской традиционной игрушке Борис Андреевич подготовил. Осталось ее издать, и, возможно, содержание книги станет руководством к действию, и автору позволят возглавить практическую работу в этом направлении, тогда дело это будет обречено на удачу.
Останется набрать команду заинтересованных и убежденных соратников, наделенных профессиональными навыками в конкретных областях исследований, начиная с поиска и разработки залежей цветных и беложгущихся глин и заканчивая технологиями подготовки и переработки глинистого состава, изучения его пластических свойств, разработки рецептов, соответствующих традиционным.
Затем реконструировать, реставрировать и копировать традиционные формы игрушки. Разработать рецептуру глинистых составов для декорирования изделий. Если выполнить эти подготовительные работы, то нам вскоре предстоит стать свидетелями, а кому-то и участниками действительного возрождения промысла старооскольской традиционной глиняной игрушки. Задачи предстоят сложные. Но если это не сделать, будет надолго утеряна возможность возрождения в России еще одного уникального игрушечного промысла – промысла Белогорья.
- Добавить комментарий
- 5756 просмотров
- Страница для печати