Ветеран Великой Отечественной войны Николай Сергеевич Ступин живет в одном из живописнейших уголков поселка Борисовка. Практически вплотную к его добротному дому с двух сторон с небольших высоток подступают мощные дубравы «Леса на Ворскле» – составной части заповедника «Белогорье».
Красота неописуемая, достойная кисти Левитана, – такое место выбрал для проживания бывший солдат, строитель по профессии Николай Ступин.
И хотя председатель Борисовского районного совета ветеранов Виталий Павлович Хуторной предварительно договорился по телефону о встрече с фронтовиком и предупредил о нашем приезде, достучаться до хозяев оказалось непросто – сегодня бывшие фронтовики уже плохо двигаются, почти ничего не слышат и не видят. Потому нас у ворот встретила небольшая белая собачка размером с кошку, сумевшая пролезть под воротами и не пытавшаяся нас облаять. Напротив, она совершенно по-кошачьи норовила прижаться к нашим ногам, доброжелательно вертела хвостом и явно просила погладить ее, что мы и сделали.
Отметив про себя тот факт, что добрые собаки бывают только у добрых людей, мы открыли ворота усадьбы, а потом и дверь дома и вошли в него.
В прихожей нас встретила жена Николая Сергеевича – Нина Паладьевна, которая сразу же предупредила нас, что она почти ничего не слышит, а потому надо кричать погромче, если станем о чем-либо спрашивать. В это время в уже изрядно потертом, но опрятном пиджаке со всеми боевыми наградами вышел сам хозяин, пригласивший нас пройти в комнату. Поскольку я уже знал о том, что Николай Сергеевич принял первый бой в своей фронтовой жизни лишь в апреле 1945 года, то есть повоевал месяц с небольшим, подивился количеству его боевых наград, среди которых медали «За отвагу», две медали «За боевые заслуги», медаль «За взятие Берлина», орден Отечественной войны II степени, а также юбилейные награды. А узнал я об этом из бережно собранных в районном совете ветеранов биографий всех участников Великой Отечественной войны, подготовленных его работниками для Книги памяти, столь необходимой молодому поколению борисовцев. Вот только где найти спонсоров для ее издания?
Сегодня можно сказать, что повезло всем фронтовикам, возвратившимся живыми с войны. И неважно, сколько времени провел ты в том пекле – день, два или несколько лет. Ведь тысячи людей – военных и штатских – погибли в первый же день войны. Многие потом гибли в первый же день пребывания на фронте, потому «старики» берегли новобранцев, сохраняя их для будущих боев и мирного послевоенного строительства. Вот и командиру отделения автоматчиков сержанту Николаю Ступину тоже повезло остаться живым в тех последних, но не менее ожесточенных боях Великой Отечественной, когда фашисты остервенело сражались из последних сил.
Родившегося в декабре 1926 года Николая (малая родина – село Новоивановка Глушковского района Курской области) 7 ноября 1943 года, в праздник Великой Октябрьской социалистической революции, призвали на воинскую службу в ряды Красной Армии и направили в город Борисоглебск Воронежской области, в 101-й запасной полк. Здесь он успешно окончил курсы младших командиров, стал сержантом. А поскольку учился добросовестно, его оставили при школе сержантского состава для обучения новобранцев военному делу.
И с этой службой он справился вполне успешно. Но в феврале 1945 года его вместе с последним выпуском курсантов направили в 172-й мотострелковый резервный полк Первого Белорусского фронта, располагавшийся в то время на границе между Польшей и Германией.
– Мы заняли оборону на берегу реки Одер, – вспоминает ветеран, – находились в глубоких траншеях, скрывавших нас в полный рост, поскольку высунуться не было никакой возможности – на противоположной стороне реки находились немцы, на передовой линии которых было очень много снайперов, охотившихся за каждым нашим солдатом. Стоило поднять голову – и ты покойник.
Так продолжалось недолго, наши войска наступали по всем направлениям. Был успешно форсирован и Одер. Вместе с бойцами своего отделения Николай Ступин брал с боями немецкие города Потсдам, Ратенау, Шпандау, другие населенные пункты, участвовал в уличных боях на окраине Берлина.
– Смерти я не боялся, – говорит Николай Сергеевич, – боялся отстать от своих, заблудиться в большом городе.
Нашего солдата справедливо называют освободителем. Не чужие земли пришел завоевывать в Польшу и Германию курский паренек Николай Ступин. Потому рассказывает больше не о боях с фашистами, а об освобождении политических заключенных тюрьмы города Потсдам трех русских девушек и одного парня, угнанных в Германию на работу к немцам.
– Мы получили приказ освободить от немцев тюрьму с политическими заключенными в Потсдаме, – говорит ветеран. – Командир объяснил нам, что в этой тюрьме сидят по нескольку лет, еще и до войны, люди, боровшиеся с фашизмом. Потому если охрана окажет сопротивление, не стрелять. В полной тишине мы окружили многоэтажное здание тюрьмы, никакого сопротивления не встретили, поскольку охрана разбежалась. Без единого выстрела мы открыли тюремные ворота и освободили из камер сидящих там людей, радости которых не было предела.
И еще об одном случае рассказал Николай Сергеевич.
– Вблизи города Шпандау на опушке леса увидели большой кирпичный дом – усадьбу немецкого бауэра. Но кто в ней находится? Нет ли там немцев? Рисковать не будем, решил командир и послал меня в разведку – тогда опасен был каждый дом, из которого можно было ожидать выстрелов. Подхожу к дому, открываю ворота и на меня бросаются две огромные собаки. Пришлось дать по ним автоматную очередь – а что оставалось делать? На выстрелы из флигеля, расположенного вблизи дома, вышли три девушки и парень. Бросились ко мне с объятиями и расспросами, когда их отправят домой, на Родину. Их угнали фашисты из разных мест нашей страны. Немца-хозяина в доме не оказалось, а хозяйка спряталась куда-то, предварительно отвязав собак.
9 мая 1945 года Николай встретил на реке Эльбе. На одном ее берегу находились наши войска, на другом – союзники-американцы.
– Вы встречались с американцами? – спрашиваю ветерана.
– Нет, хотя видеть – видел. Мы обменивались с ними делегациями, но в них участвовал лишь командирский состав, а я был младшим сержантом.
– Что было потом?
– Вскоре нас на Эльбе заменили пограничники, а наш полк посадили на поезд и привезли в Берлин демонтировать винный завод, оборудование которого отправлялось в Россию.
После войны Николай Сергеевич продолжал службу в армии сначала в Костроме в должности помощника командира взвода по подготовке младших командиров (сержантов) для частей и подразделений Вооруженных Сил СССР. В 1950 году как отличнику боевой и политической подготовки ему было присвоено звание младшего лейтенанта, после чего он был направлен на курсы усовершенствования офицерского состава.
В 1952 году он вновь оказался в Германии в качестве помощника командира взвода роты особого назначения и в июне 1954 года, прослужив в армии одиннадцать лет, был уволен в запас.
Сразу же поступил в Рыльский строительный техникум Курской области, который вскоре был переведен в Белгород. По окончании техникума в 1959 году его направили прорабом в совхоз «Борисовский» Борисовского района, где и проработал 30 лет до ухода на пенсию. За период его строительной деятельности в совхозе были введены в эксплуатацию 100 квартир для рабочих, детский сад и столовая, многие производственные объекты: зернохранилища, животноводческие помещения и другие.
В течение многих лет Николай Сергеевич был секретарем партийной организации первого отделения совхоза. Он и сегодня в строю, поскольку является членом районного совета ветеранов, много времени и сил отдавал военно-патриотическому воспитанию молодежи, пока позволяло здоровье.
Вместе с супругой Ниной Паладьевной ветеран Великой Отечественной воспитал дочь Людмилу и сына Сергея. Теперь у них три внука, две внучки и два правнука. Дай им Бог счастья в прекрасном уголке под защитой вековых дубрав «Леса на Ворскле».
- Добавить комментарий
- 4390 просмотров
- Страница для печати