Но все-таки разговор с руководителем захотелось начать с вопроса не очень серьезного:
– Михаил Николаевич, Новооскольский район является географическим центром нашей области... Не возникала мысль о том, чтобы как-то отметить это, например, установкой символического знака, стелы? Сибиряки, к примеру, обозначили «Центр России»...
– Нет, зачем? Руководство районом накладывает ответственность на всякого главу, но есть единая область, и мы как сателлиты должны работать в одном с Белгородом ключе, делать общее дело, чтоб не стыдно было за свой район. А знаки... их, если нужно, найдется кому поставить.
– По экономическим показателям работы район тоже подтверждает свое «центральное» значение...
– Сейчас это в самом деле так. Но вы помните, конечно, какими кошмарными были 90-е годы: производство падало, предприятия закрывались, сельское хозяйство было в упадке. И вплоть до 2000 года мы никак не могли «подняться». А сейчас по производству продукции, выполненных работ и оказанных услуг район занимает 3 место в области после Старооскольского и Губкинского – 485 тысяч рублей на душу населения. Товарооборот валовой у нас составляет в целом 40 миллиардов рублей. В 90-м году удельный вес экономики Новооскольского района в области был всего 0,01 процента, теперь – 5,1. Мы в десять раз превзошли показатели 90-го года по производству птицы, мяса, комбикормов. По птицеводству нас никто не обгоняет – компания «Приосколье» обеспечивает куриным мясом и изделиями из него всю страну. А вот со свиноводством наступает на пятки Волоконовский район...
Успешная экономика естественно преобразуется в проводимую нами социальную политику. На селе сегодня созданы многофункциональные кластеры: есть школы, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты или офисы врача общей практики, модельные Дома культуры и библиотеки. А раз они «модельные», то в них есть и музейчик небольшой, и тренажерный зал... В каждом селе – парк, храм (все до единого храмы в районе восстановили), ухоженные дома, асфальтированная дорога, газ, вода, благоустройство.
Вы скажете, все идеально не бывает. Да, проблемы есть, как во всех районах. Мы хотим делать больше и лучше, зарплаты людям повысить, чтобы каждый человек жил хорошо. Если он не занят на производстве, то должен иметь личное подсобное хозяйство или организовать собственное дело. Только за 2010 год мы создали более 200 новых рабочих мест за счет предприятий малого и среднего бизнеса. От реализации продукции семейных ферм (у нас в районе 77 фермеров) планируем получить в нынешнем году 72 миллиона рублей.
– Знаем, что безработица в вашем районе – одна из самых низких по области – 0,67 процента. А как с демографическими показателями?
– К сожалению, даже миграция не перекрывает естественную убыль населения. За 20 лет нашей новой России население района уменьшилось на 3,3 тысячи человек. Рождаемость сегодня понемногу увеличивается, для этого созданы условия: и государство ввело родовые сертификаты на второго ребенка, и мы работаем – очередей в детские сады у нас практически нет. В городе в самые трудные годы сохранили все сады, а в селах открываем их при школах. В селах Голубино и Оскольское расширяем уже существующие садики, увеличиваем вдвое–втрое количество мест. В прошлом году в Прибрежном открыли группу на 40 детей.
– Что является сегодня, так сказать, брендом, визитной карточкой района? Предметом его гордости?
– А кто бы мог производить такое количество мяса, птицы, другой продукции? Люди, верно? Труженики – те, кто выращивает, пашет, перерабатывает сельхозпродукцию. Поэтому наша гордость – люди труда. У нас на Аллее Славы пять Героев Социалистического Труда, четверо уже ушли из жизни, а один, Николай Викторович Рудавин, механизатор овцеводческого колхоза «Золотое руно», живет в Шараповке. На День города мы всегда чествуем тружеников, вручаем грамоты и благодарственные письма, присваиваем звания. А с ветеранами войны, тружениками тыла по традиции встречаемся каждый год 6 мая, угощаем их, чествуем, беседуем.
Я горжусь, что живу на такой благодатной земле, рядом с такими людьми. Если бы не было между нами взаимопонимания, наверное, или я бы с ними не работал, или они со мной...
– Вы в должности главы уже пятый срок. Когда заступали на этот пост, ваша мама Александра Егоровна (кстати, тоже Герой Социалистического Труда, трактористка-ударница, о которой «Белгородка» не раз писала) как-то вас напутствовала?
– Тут нужно сказать, моя биография непростая. Я трудовую деятельность начинал не с главы, а с рядового агронома. Окончил институт, пришел в колхоз, где трудились отец с матерью. Дали мне работу учетчика мехотряда. Потом был агрономом два года, потом – главным агрономом, потом пять лет – председателем колхоза.
В 1987 году меня забрали в районный агропром, потом он стал называться управлением сельского хозяйства. В перестройку приглашали работать в область, но я тогда отказался, ушел в свое дело. У меня была звероферма, успешное шубно-меховое производство. Продукция шла в Омск, Томск, Магадан. Вокруг – безработица, разруха, зарплаты не платят, а у меня производство как часы работает и прибыль хорошая. Но тут Евгений Степанович Савченко пришел к власти и предложил мне эту работу.
Мать противилась: «Сынок, ты же свое дело только наладил, подумай». Отец сказал: «Коль предлагают, два раза не отказываются». Ну я его послушал, ведь один раз уже отказался... От судьбы никуда не уйдешь. У меня было все, а я пришел ни на что. Какие времена были, известно. И сколько гадости было за эти годы на меня вылито, сколько кляуз написано, мать не раз говорила «брось, уйди». А когда я восемь лет проработал в должности главы и район начал выходить из кризиса, наконец согласилась: «Ну теперь втянулся». Мама у меня в Старой Безгинке похоронена, где на кладбище вся родня моя лежит. Всегда вспоминаю, как она говорила: «Не радуйся, когда нашел, и не горюй, когда потерял, а делай, чтобы людям было хорошо, чтоб ты не тлел, а горел».
– Вы вроде бы из многодетной семьи?
– Нас детей было трое. Брат мой умер молодым, а сестра живет в Новом Осколе, она учительница. Жена моя тоже педагог, а вот дети пошли другим путем – юрист и врач. Внуки радуют, я вообще детей очень люблю, но времени заниматься с ними не хватает. У главы не бывает ни воскресений, ни суббот, ни праздников.
– Какая-нибудь особая мечта у вас есть? Заложить новую традицию, построить предприятие? Или вот – посмотрела на герб Нового Оскола – возродить в реке Оскол вымершую рыбу вырезуба, царское лакомство?
– У нас в районе все есть: и люди, и природа заповедная, и уникальное рыбное производство тоже есть. Не вырезуба, но форелей выращиваем и осетров будем разводить на икру. Уникальное ООО «Жемчужина Оскола» создано совсем недавно, а уже вышло на производство 1,5 тысячи тонн рыбы в год. Там же организуем сейчас производство осетровой икры. В Новом Осколе, Великомихайловке, Шараповке рыбхозы выращивают товарную рыбу, разводят мальков, продают молодь за пределы области.
Предприятия в районе и строим, и восстанавливаем – возродили закрытые в перестройку дорожные предприятия, кирпичный завод, ЖБК... Я не мечтаю, я работаю. Мечтателем быть хорошо, но работать надо каждый день.
– А все-таки: о восстановлении исторического имени города Царева-Алексеева не мечтается?
– Зачем? Нас Новый Оскол устраивает. Тоже хорошее старое название, историческое. Царевым-Алексеевым город был только восемь лет, а потом его начали активно строить, разбивку улиц делать, французов-архитекторов пригласили. И стал город гордо именоваться Новым Осколом. А царя Алексея Михайловича, основателя города, мы почтили. По решению горсовета поставили ему в прошлом году памятник на центральной площади. Хороший памятник, вы его уже видели...
- Добавить комментарий
- 9315 просмотров
- Страница для печати