Мы понимать должны всегда,
Что все промышленные
центры –
Ничто без сельского труда.
Сказанное отнюдь не ради рифмы, может, и не всегда, но как-то сознавалось нами. Особенно в нижнем этаже проблемы – на стадии подготовки кадров массовых профессий для кормящей всех нас сельскохозяйственной отрасли. В советскую пору в недрах довольно развитой системы государственного профессионально-технического образования сделано немало.
В районных центрах и крупных населенных пунктах построили множество капитальных зданий учебных заведений с общежитиями, которые и сейчас еще на службе у людей.
Государство воспитанников своих бесплатно кормило и даже одевало в форму из качественного, почти не знающего износа шерстяного материала, тягающегося по цвету с формой авиаторов и прокурорских работников.
Сельские профтехучилища сравнительно исправно, а нередко и даже с избытком, готовили тех, кто вдохновенно и отважно пахал и сеял на колхозных нивах Отчизны.
Но водились за всем этим существенные недостатки. Не блистал разнообразием перечень получаемых в училищах профессий, всегда, тем не менее, необходимых селу.
Кто направлялся в сельские «профтехи» (в «бурсы», как иронично прозвали сами направляемые)? Те, кто явно «не тянул» в овладении основными школьными дисциплинами да и самой дисциплиной поведения не отличался, – в лучшем случае «троечники» с большой натяжкой. Их нередко «ссылали» из школы для чистоты школьной среднеобразовательной картины. У успевающих коллег сельский труд неудачников нередко сопровождался пренебрежительной формулировкой «быкам хвосты крутить там можно и «троечникам».
В сельских профучилищах исправно кормили и одевали, обучали работе на технике, явно не поспевающей за техническим прогрессом. Колхозы последних дней да и нынешние сельхозобразования работали уже на «Джон Дирах», «Клаасах», другой современной технике европейского и мирового образца, а в мастерских и на учебных полях СПТУ тарахтели давно пережившие свой век ДТ и ХТЗ.
Главной ежегодной заботой той системы было выполнять план набора в профучилища, подчас безотносительно к тому, что требовалось сельхозподразделениям.
На примере Вейделевского профтехучилища, существующего с 1983 года, а уже через три года как техникума, я старался понять, как в новых условиях существования, подчинения и соподчинения изживаются и исправляются старые недостатки.
Дуально, а не дуэльно
Техника последних европейских и мировых образцов стоит миллионы. Покупать ее сельскому профтехучилищу, пусть уже и обретшему статус техникума, все равно что неминуемо пасть в сражении на финансовой дуэли. Заведомо несостоятельное для учебного заведения занятие.
А зачем покупать в собственность, если можно обучать знаниям и умениям работать на той технике в сельхозобразованиях (вполне состоятельных), для которых техникум готовит свои кадры? Обучать, по-нынешнему говоря, дуально.
По методу дуального обучения готовит сегодня кадры Вейделевский агротехнологический техникум. Месяц студенты изучают теорию и устройство самой современной техники, самую современную технологию в техникумовских аудиториях. А потом месяц уже на сельхозпредприятии работают на этой самой современной технике по изученным самым современным технологиям, на практике постигая тонкость дела. На том предприятии, где после окончания техникума они будут трудиться.
Такое сотрудничество студенту техникума и предприятию обычно выгодно и удобно. Студенту, окончившему техникум и пришедшему работать на предприятие, уже не нужно переучиваться на новую и постоянно обновляемую технику. Что изучил, лично обкатал, на том и предстоит работать.
Выгодно предприятию, его руководству. Теперь адресно направленный к ним студент не будет для него «котом в мешке». В ходе практики деловые качества студента, а в будущем своего работника, оценены, что называется, доподлинно.
Выпускают не в божий свет
Понятное дело, прогрессивный метод обучения, каким и является дуальный, потребовал кардинальных организационных мер. Обозначены и утверждены шесть базовых предприятий, сотрудничающих с техникумом. Это два местных отделения системы «РусАгро», ЗАО «Должанское», ЗАО имени Кирова, райпо, ООО «Строитель». Все они входят в наблюдательный совет, возглавляемый, координируемый и направляемый главой администрации района Анатолием Васильевичем Тарасенко. В совете формируются заявки на подготовку необходимого количества кадров специалистов. Время, когда дело сводилось просто к набору обучающихся по принципу «чем больше, тем лучше», уходит в прошлое. В будущем учебном году, к примеру, планируется подготовить 15 техников-механиков и 15 автомехаников. Не меньше, но и не больше того. Строгое выполнение заявок теперь в чести и в обычае. Что важно: обучают и готовят тех, кто будет в обязательном порядке обеспечен работой по полученной специальности.
Нужно сказать о том, что метод дуального обучения, пусть так тогда и не названный, бродил в умах думающих специалистов и руководителей. Известный руководитель ЗАО «Должанское» Владимир Михайлович Грязнов в меру своего понимания проблемы с тогдашним Вейделевским профтехучилищем сотрудничал давно и активно. Хозяйство охотно принимало обучающихся на прохождение механизаторской практики, помогало становлению училища в качестве районной кузницы кадров, согревало всесторонне заботой тех, в чьи руки нужно было передавать сельскохозяйственное производство района.
Когда в училище задумали создать спортивную лыжную базу, В. М. Грязнов позаботился о приобретении 20 пар лыж. Хозяйство для создаваемой в училище хоккейной команды закупило всю необходимую экипировку. Оно помогало училищу решительно во всем. Когда училищному трактору Т-150 потребовался ремонт, ЗАО «Должанское» взяло на себя все заботы о нем. Нынешний преемник Грязнова гендиректор ЗАО «Должанское» Сергей Витальевич Шумский продолжает начатое дальновидным предшественником. В этом году техникуму подарены хозяйством два тренажера, способствующие лучшему усвоению Правил дорожного движения. А еще стоящий отнюдь не дешево электронный тренажер самого вождения автомобиля. Немудрено, что, когда в наблюдательном совете встал вопрос о выборе из шести базовых членов наблюдательного совета основного «якорного» хозяйства, им было названо ЗАО «Должанское». Сейчас это предложение в стадии утверждения.
Всем веером профессий
Вейделевское училище, а теперь и техникум, сохраняют верность старой коренной традиции готовить трактористов-машинистов широкого профиля. Это побуждается еще и тем, что в соседних районах, Валуйском – в селе Борки, в Красногвардейском – в селе Никитовка профтехучилища с этими отделениями закрылись вовсе, а потребность в механизаторах, умеющих работать универсально, нигде не исчезла. Так что Вейделевка расширила географию обучения механизаторскому делу сельской молодежи. Сюда нередко едут теперь учиться и из соседних районов.
Но было бы недальновидно замкнуться на одном, пусть и очень важном, и не отвечать на другие сельские запросы. Кроме двух групп, готовящих техников-механиков и трактористов-машинистов сельхозпроизводства, здесь растет и развивается группа автомехаников, работают две группы «Хозяйка усадьбы», организована группа «Мастер общестроительных работ». А в плане – создание группы программной компьютеризации. Спрос рождает предложение. И этому спросу впредь, видно по всему, расти.
К единству целей и задач
Вот уже 22 года в вейделевской кузнице сельских кадров преподает и седьмой год из них директорствует сначала в училище, а теперь в техникуме Александр Васильевич Шелудченко. Еще временно прервав студенчество в Воронежском сельхозинституте, он три года «проплавал», вернее, «проходил» матросом в водах Балтики на современнейшем военном корабле, а доучившись в институте и став инженером, посвятил себя делу подготовки кадров для села. Именно на это он нацеливает преподавательский коллектив, ставший одним из самых квалифицированных среди подобных учебных заведений области. Сегодня в техникуме нет ни одного преподавателя, ограничивающегося только обязательной программной ставкой. У каждого квалификационная категория. Собран сильный и спаянный коллектив. Александр, правда, видит в этом не только свою заслугу. За годы существования училища в поселке улица Лесная застроена целевым порядком домами для преподавателей. Среднемесячная зарплата их сегодня – 21 тысяча рублей. Для сельской местности это совсем неплохо.
У Александра Васильевича есть понимание: всякая сборная, преподавательская в том числе, по-настоящему сильна лишь тогда, когда объединяется крупной осознанной целью. И такая цель в преподавательском коллективе, похоже, уже господствует. Она в том, чтобы дать не только глубокие профессиональные знания, но и в каждом поднять личность, умеющую самостоятельно мыслить и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. Соразмерна всему этому и задача перед учащимися: выйти их учебного заведения не только грамотным специалистом, но и по возможности всесторонне развитым человеком.
16 января 2012 года распоряжением правительства Белгородской области Вейделевское профессиональное училище № 30 преобразовано в Вейделевский агротехнологический техникум. Насколько обретение статуса техникума сопоставимо с прежним его статусом, покажут будущие итоги деятельности преобразования. Но уже сейчас можно отметить и положительные моменты. С обретением статуса среднего специального учебного заведения оно перестает быть уделом «троечников», какими были училища. Теперь за получением среднего специального образования селянам не нужно ездить (езда нынче дорога) далеко. База в десятке километров, почти рядом в родном поселке. Так что путь в техникум открывается теперь и для школьных «хорошистов».
Впрочем, есть повод не говорить только плохое и о прежних «троечниках», составлявших основу осенних наборов. Близость к труду на земле, царящая в училищной атмосфере деловитости, позволила не одному из них продолжить (и уже без «троек»!) обучение в вузах, стать толковыми специалистами и даже крупными руководителями сельхозпроизводства.
Средний возраст преподавателя нынешнего Вейделевского сельхозтехникума – 49 лет. Пора зрелости, хорошего багажа учительского опыта. Это обстоятельство, однако, не может удовлетворить директора А. В. Шелудченко, особенно в свете предстоящего будущего. Без молодого преподавательского вливания не обойтись. Где его искать? Возможно, и в числе тех прорвавшихся в образовательные верхи из училищной и техникумовской среды. Нажитому ими опыту для преподавательской работы можно лишь позавидовать.
В дело не наёмником – хозяином
Одна из позитивных новинок в сравнительно молодой группе «Мастер общестроительных работ» – создание мобильных стройбригад из выпускников. Такая бригада из шести выпускников разбавляется тремя опытными строителями, знающими строительное дело в деталях. И хотя эти бригады работают, в общем, по найму, по губернаторскому замыслу они должны быть не наемниками, а в некотором роде собственниками. Так это дело и поставлено. Договор на строительство нужно заключать теперь не с бригадой шабашников-наемников, но с коллективом, обладающим всеми правами ООО. При такой постановке дела настоящий строитель выявляется, «прорастает» и развивается быстрее.
Мобильные стройбригады из воспитанников техникума работают сейчас на стройках и ремонтных объектах своего и соседнего Валуйского района.
Обучающиеся в техникуме широко пользуются услугами системы гособеспечения. Бесплатно подготовка по специальности, бесплатно проживание в общежитии, бесплатно питание. Бесплатно многое. Платно, и то со скидкой в 30 процентов, лишь приобретение дополнительного образования. Это когда бесплатно приобретший профессию по своей воле ходит на курсы, готовящие дополнительную профессию, – сварщика, каменщика, парикмахера, оператора АВМ, шофера… Когда за спиной диплом по основной профессии, полученные на платных курсах дополнительные позволяют увереннее чувствовать себя на рынке труда да и в стремительно меняющейся жизни, могут пригодиться.
Искусство делу не помеха
Теперь о воспитании всесторонне развитого человека. В техникуме оно почти на правах школы искусств. А началось все с того, что училищу по стечению жизненных обстоятельств удалось заполучить в преподаватели дополнительного образования (не в пример иным другим местам есть такая должность в Вейделевском техникуме, а до того была в училище) специалиста с консерваторским образованием Виктора Степановича Шевченко. Он работал контрабасистом в симфонических оркестрах крупных городов Сибири и Украины, владеет игрой почти на всех инструментах, пишет стихи и музыку для своих песен. Музыкально образован, в общем, всесторонне.
Вторую половину дня будущие технари под руководством Виктора Степановича обучаются игре на гитаре, других инструментах, хоровому и сольному пению, что потом лестно отмечают на различного рода конкурсах и смотрах самодеятельного искусства.
Словом, неофициальная школа искусств при техническом образовательном учебном заведении. По-иному не оценишь. И одно другому – обучение знаниям техники и азам искусств – тут совершенно не мешает. Напротив. Открытие новых дарований – в порядке вещей. В свое время дарование, обнаруженное у пришедшего в училище обучиться технологиям АВМ Евгения Кузьменко, позволило парню заново выстроить свою судьбу. Сейчас он играет в кремлевском оркестре. Такие высокие взлеты, конечно, редкость. Главным же следствием общения с Виктором Степановичем Шевченко является то, что, став техническими специалистами, выпускники техникума не порывают с искусством. Среди выпускников училища и техникума немало организаторов в своем производственном коллективе самодеятельных хоров, песенных и танцевальных ансамблей и даже самодеятельных театральных групп. В техникуме у студентов свой гимн и обязательный исполнительский минимум. Каждый выпускник должен в совершенстве овладеть тремя танцами – народным, современным и, конечно же, вальсом, знать и исполнять три песни – народную, современную и песню училищную, и все не без участия Виктора Степановича да приглашенных специалистов по танцу из Вейделевской школы искусств.
Ландшафтное приволье за порогом
Пройтись по двору техникума и его окрестным территориям – одно удовольствие. Чего только тут не увидишь. Розарий со 140 ровными кустами, посаженный выпускниками техникума по годовому их числу. Тут есть традиция выпускников оставлять память о себе. Именную дубовую строку тянут в аллее ребята, рябиновую – девушки. Есть сад с именными плодовыми деревьями, посадки можжевельника, бассейн, «каменные сады», альпийская горка, уголок старины, пасечные макеты… И во всем рука вполне искусного ландшафтного дизайнера.
Манит уютный стадион с футбольным полем, где на ворота сразу со сходом снега зовуще натянуты сетки, а на зелени поля – следы первых весенних футбольных баталий. Года два назад юные вейделевские футболисты заняли второе место в соревнованиях республиканского масштаба, не оробев, обыграли сверстников из городов куда более крупных, чем небольшой поселок Вейделевка на Белгородчине. Та победа стала неким апофеозом заботы о спорте в небольшом районе. В развитие вейделевского футбола немалый вклад вносят и техникумовские мини-футболисты. Они не раз побеждали в разного рода турнирах.
На скуку техникумовским спортсменам времени не остается. Тут тир, мотоклуб, перекочевавший сюда из Викторополя, где был основан известным в районе хозяйственным руководителем Анатолием Семеновичем Куликом, клуб тяжелоатлетов «Титан», другие спортивные объекты, активно «обживаемые» будущими вейделевскими технарями. Если в здании техникума – школа искусств, то за его пределами – ДЮСШ, во всяком случае, довольно близкое подобие их.
Легендарное имя – в напутствие
У местного военкомата к техникуму особый интерес. Тут стержень районных наборов на воинскую службу. Из обучившихся механизаторскому делу в армии выходят отличные танкисты, водители бронемашин, бронетранспортеров. Там, в армии, всегда находится дело автомеханикам. Спортивная молодежь техникума активно посещает «Сокол», военно-патриотический клуб района, возглавляемый участником афганских боевых событий Сергеем Николаевичем Левченко. Завсегдатаи клуба, сделавшие по два–три прыжка с парашютом, с удовольствием идут в Воздушно-десантные войска. Среди техникумовской молодежи сколько ни ищи, не найдешь стремящихся «откосить» от армейской службы. На службу отсюда уходят с желанием и, судя по отзывам командования, служат совсем неплохо.
Вейделевская сельскохозяйственная кузница кадров только что с одобрения областных властей получила к своему официальному названию имя Владимира Михайловича Грязнова. Имя этого легендарного в области человека – в доброе напутствие техникуму, его преподавателям и студентам.
- Добавить комментарий
- 6988 просмотров
- Страница для печати