Три года назад в нашей области был учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Авторитет структуры неизменно растет, этим обусловлено и постоянное увеличение числа обращений за консультацией и помощью к региональному омбудсмену.
Такое мнение высказал Н. Я. Шатохин – уполномоченный по правам человека в Белгородской области в своем ежегодном докладе о соблюдении прав человека на Белгородчине, с которым он выступил перед депутатами областной Думы.
Подводя итоги своей деятельности в 2011 году, Николай Яковлевич поднял широкий спектр проблем, затрагивающих интересы многих групп населения. В частности, государственный правозащитник отметил, что имеющиеся материалы позволяют сделать вывод о том, что в Белгородской области достигнут удовлетворительный уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина и создаются достойные условия для их реализации.
Стабильное поступательное социально-экономическое развитие региона положительно отражается на качестве жизни людей, на их благосостоянии, мировоззрении. «Однако утверждать, что у нас решены все без исключения проблемы, было бы неверно, – сказал Николай Яковлевич. – Отписки, необоснованные отказы, волокита, искусственные препоны со стороны чиновников – это, к сожалению, тоже грани нашей действительности».
Н. Я. Шатохин вынужден был констатировать: во многих письмах, направленных в адрес уполномоченного, красной нитью проходит мысль о том, что властные инстанции за решением «макроэкономических» задач зачастую не замечают насущных проблем конкретного «маленького» человека. К сожалению, примеров проявления чиновничьего бездушия и черствости еще немало. Это факты нарушения прав ветеранов Великой Отечественной войны. Например, в селе Купино Шебекинского района 93-летний Степан Михайлович Валяев и его 87-летняя супруга Фаина Карповна живут в помещении, где нет бытовых удобств, отсутствуют элементарные санитарные условия. Вот только площадь их «жилья» превышает норму на полметра! И этого «основания» хватило, чтобы вполне «законно» оставить стариков доживать свой век в ветхой хибарке. После вмешательства уполномоченного и соответствующих департаментов правительства области чету Валяевых поставили-таки в очередь на получение квартиры. Новоселья, правда, ветеран по сей день ждет...
Криком о помощи стало и письмо из Губкина. Двенадцать семей влачили существование в старых аварийных бараках, предоставленных в качестве «временного пристанища». Но верно говорится: нет ничего более постоянного, чем временное. Хотя речь о другом. Оказывается, «средь ясного неба» можно лишиться и убогой крыши... Сначала жильцам «устроили темную» – отключили электроэнергию, а потом и вовсе дали один час на выселение... в никуда. Ситуацию эту в аппарате уполномоченного держали на контроле до полного ее разрешения. И удовлетворены: все губкинцы, проживавшие в бараках, сегодня расселены.
Как справедливо было отмечено в докладе, иные «шишки» настолько увлечены «супермасштабными» идеями, что считают ниже своего достоинства снизойти до рассмотрения житейских просьб сограждан... Вот один из показательных примеров. Жительница поселка Красное пожаловалась на коммунальщиков, которые донельзя заволокитили ее заявку на ремонт водопровода. Какими соображениями руководствовался мастер участка водоснабжения МУП ЖКХ «Красненское», решая «глобальный» вопрос, быть или не быть воде, но «задумчивость» специалиста затянулась более чем на три месяца. Пришлось подключаться уполномоченному. Следует добавить: виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
А всего за прошлый год по вопросам нарушения прав граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг в адрес уполномоченного поступило 57 обращений. Это, увы, стабильно высокий показатель.
Примеры чиновничьего бюрократизма, с которыми встречаются граждане, воочию убеждают, что беззащитного обидеть легко. Особенно касается это людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, из наиболее уязвимых слоев общества, инвалидов...
Отдельный раздел доклада – о защите прав инвалидов, для которых жить – это уже совершать ежедневный подвиг. Даже в собственной квартире немощный человек сталкивается с огромным множеством препятствий. По той простой причине, что стандартные коридоры наших «хрущевок» не приспособлены под инвалидные коляски. Как не приспособлены к ним и лестницы и лифты в подъездах.
«Почти у каждого человека есть мечта, – написала 65-летняя Лариса Андреевна В. из села Стрелецкое Белгородского района. – Я тоже мечтаю – об инвалидной коляске с электроприводом».
У пенсионерки давно парализованы ноги, но в бесплатном получении коляски ей отказывают, потому что у женщины... здоровые руки.
«А когда руки ослабнут, – пишет дальше Лариса Андреевна, – то мне уже и коляска не будет нужна. А так хочется побывать на улице».
Согласитесь, очень странная логика: не дадим коляску для больных ног из-за здоровых рук...
Но есть, как отметил Н. Я. Шатохин, и поводы для сдержанного оптимизма. Проверки показывают: все чаще права инвалидов и граждан пожилого возраста отстаивают в судах.
В Губкинском районе инвалиду был выделен в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Там же, в Губкине, суд удовлетворил (и его решения исполнены) восемь исковых заявлений об обеспечении права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры – магазинам. Девять подобных исков были рассмотрены и в суде Ровеньского района.
Люди никогда не должны терять веру в справедливость. Даже тем из них, кто в силу каких-то обстоятельств остался без такой необходимой государственной защиты, надо помочь сохранить ощущение человеческого достоинства.
- Добавить комментарий
- 6506 просмотров
- Страница для печати