День дружбы и единения славян отмечается 25 июня с 90-х годов прошлого века. Причем не только в бывших республиках СССР, но и в Болгарии, Польше, Чехии, Словении… Но праздник праздником, а современная ситуация в славянском мире, война на Украине вызывают не только озабоченность и беспокойство всех патриотов славянских государств, она заставляет задуматься над причинами того, почему оказалось разрушенным славянское единство, возникшее в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Напомним уважаемым читателям «Белгородки», что до середины XIX века осуществить скоординированные действия по обеспечению единства славянских народов не удавалось. Не могли найти общность интересов ни правящие династии славянских государств, ни интеллигенция, ни духовенство, ни крестьянство. Наоборот, все жестче становилось противостояние государств, представлявших разные ветви славянского мира – западного, восточного и южного. Шли противоречивые процессы государствообразования, когда многие славянские народы включились в борьбу за свою свободу и независимость.
Следует признать, что политика ведущих европейских государств – Франции, Англии, России, а в дальнейшем и Германии во многом строилась без учета интересов малых славянских народов.
Российская империя, в составе которой находились восточные славяне – русские, украинцы и белорусы, стремилась поддерживать национально-освободительное движение в славянских странах, неоднократно втягивалась в тяжелые и кровопролитные войны. Вместе с тем международная политика России была и непоследовательной, и противоречивой, ибо это была политика правящей царской династии Романовых.
Что же произошло в Европе и России к середине XIX века, что решительно изменило ситуацию со славянской солидарностью, что подтолкнуло видных представителей интеллигенции славянских стран к объединению?
Объективный исторический анализ показывает, что возникновение глубокой потребности в единении славян стало результатом формирования во многих славянских странах носителя славянской солидарности – многомиллионной армии работников наемного труда, рабочих или, как говорили классики, рабочего класса. Серия буржуазных революций, смена аграрной революции промышленной привели к утверждению нового способа производства, к появлению малочисленных собственников средств производства (заводов и фабрик) и миллионов тех, кто продавал свой труд, свою работу.
Сделаем некоторое отступление. Действительно, в слове «рабочий» корень «раб», то есть не свободный по разным обстоятельствам человек, живущий своим трудом. Но содержание понятий определяется временем. В советское время считалось, что слово «рабочий» обозначает человека, владеющего средствами производства и создающего материальные богатства. Одним словом, это уже не наемный работник, а творец материального производства.
Приведу пример. В 1941 году осенью в Танкоград (Челябинск) прибыл токарь Павел Быков. Два дня он наблюдал работу токаря, который точил барабаны – важную деталь танка. Затем стал к станку (а не у станка) и в ночную смену выточил одиннадцать барабанов. Со временем он стал основателем советской школы скоростного резания (Запад таких скоростей не знал) и лауреатом Государственной премии. Таких рабочих было много. Именно поэтому фашистская разведка ошибалась, считая, что СССР в месяц сможет производить пятьсот танков. Гитлер и в страшном сне не мог представить, что рабочие будут выпускать 2000 танков в месяц! Потому и устояли, потому и победили!
Но вернемся в середину XIX века. Из рабочей среды вышли не только видные представители международного рабочего движения, но и ученые, писатели, журналисты, которые не только стали великими патриотами своих славянских стран, но и носителями великой идеи славянской солидарности.
Сделаю одно замечание. Тем, кто хорошо знает славянскую тему, известны имена выдающихся людей, много сказавших о необходимости славянского единства в публицистике, прозе, поэзии, но палец о палец не ударивших для обеспечения такого единства. Именно рабочие имели смелость и ответственность громко заявить не только о своих правах на 8-часовой рабочий день и достойную оплату труда, они настойчиво добивались интернационализма и солидарности рабочих всего мира, понимая, что без этого невозможно обеспечить единство славянских стран.
1848-й год стал знаменательным событием – состоялся первый славянский съезд, с которого начинается отсчет многих важных вех в полуторавековой борьбе славян за дружбу и единство. Среди этих вех и первый Всеславянский съезд студенческой молодежи в Белгороде, 15-летие которого мы отмечаем в этом году, и три экономических форума Собора народов России, Украины и Беларуси в Белгороде.
Скажем откровенно, что две мировые войны, унесшие более 50 млн. жизней людей, – плод именно правящих элит европейских стран, собственников средств производства, которые никогда и нигде не стремятся к солидарности, дружбе и единству. Ненасытная жажда богатств, стремление к переделу мира, к реализации своих экономических амбиций – вот что реально двигало обладателями средств производства в 1914 и 1939 годах. Их обслуживала псевдопатриотическая интеллигенция и иные слои и сословия. И только простые рабочие – люди наемного труда звали к миру, единению, дружбе и солидарности.
Именно рабочие (неважно, всю ли жизнь они трудились на производстве или стали руководителями, политиками, деятелями культуры) являются носителями всемирной и общеславянской солидарности людей труда. Они в славянских странах выступили в годы Великой Отечественной войны и в 1950-е годы инициаторами создания многочисленных организаций славянской дружбы и в конечном счете общеславянского комитета.
Факт налицо. Пока дело дружбы и единения славян было в руках рабочих и рабоче-крестьянских партий, рабочих профсоюзов, пусть трудно и тяжело, но дело славянского братства двигалось вперед. При всей критике 1970–1980-х годов эти десятилетия были своеобразной вершиной славянского единения. Тогда и в страшном сне было невозможно представить, что брат пойдет на брата, что в некоторых славянских странах начнется реабилитация фашизма, что вновь недругам славян удастся их ввергнуть во времена хаоса. Какой проект где-то надо было разработать и осуществить, чтобы славяне вновь начали предавать друг друга, а в оскорблениях и претензиях переплюнули самых отъявленных своих врагов.
Рабочий – великий творец ХХ века. Он вдохновил тысячи умнейших людей мира посвятить свою жизнь идеалам и ценностям людей наемного труда. Рабочие из своей среды выдвинули миллионы не менее умнейших и великих людей, которые никогда не забывали, из какого сословия они вышли. Наша беда, что мы сегодня никак не можем правильно осмыслить ту роль, которую должен играть собственник средств производства и какую наемный работник – рабочий. В России в силу того, что собственниками средств производства стали те, кто в основном не воспринял дух рабочего, распространилась, как зараза ХХI века, барско-байская мода «я – буржуа, а ты – пролетарий», «я – хозяин, а ты – быдло», «я – менеджер, а ты – простой винтик». Пропасть пролегла между собственником и рабочим. А это – беда!
На самом деле экономическая философия XXI века требует поднять рабочего на такую высоту, на которой он не стоял в советском обществе. Речь идет и о знаниях, и о профессионализме, и о производительности труда, и об уровне оплаты труда, и о разумности в ножницах доходов обладателей средств производства и наемных работников.
Развал славянской дружбы и славянского единства (форумы и конференции на тему дружбы и единства – это чепуха, дружба и единство должны быть между главными составляющими частями народов) стал возможен не только в результате развала мировой системы социализма, а в результате развала дружбы и единства рабочих славянских стран.
Нашим российским капиталистам пора понять, что, не наладив правильной экономической жизни, не усвоив, что в XXI веке от рабочего зависит во много крат больше, чем в прежние века, нам не решить внутренние патриотические и внешние геополитические задачи. В конце концов есть ведь не только «рабочие руки», но и должны быть мозги у тех, кто замахнулся на право называться капиталистом, предпринимателем, собственником.
Славянское движение требует огромной поддержки. В прошлом рабочие Советского Союза, стран Варшавского Договора вкладывали значительные средства для развития международного партнерства, в международные организации дружбы. Занимаются ли сегодня этим важным делом те, у кого в руках средства производства, то есть механизм для извлечения из людей наемного труда прибавочного продукта? Не скажу, что нет. Но на практике – это гроши.
В то же время те, кого называем врагами славянского мира (а мы их знаем), средств на достижение своих целей не жалеют. У них и результаты соответствующие. Германия вот едва не съела Францию (Россия спасла) в 1914 году, и все же проглотила в 1940 году, а теперь она чуть ли не родная сестра этой самой Франции. И посмотрите на наших братьев-славян в Польше, в Украине…
Обычно День дружбы и единения славян в России отмечался на Брянщине, которая граничит с областями Украины и Республики Беларусь. Но сами по себе праздничные мероприятия и нынешнего 2015 года не должны заслонять сам факт славянского разлома. Допустили его мы, утратив дух рабочей солидарности славянских стран. Посмотрите! Бизнесмены чуть ли не ежемесячно встречаются на форумах, подписывают контракты, богатеют, а пропасть между славянскими странами не уменьшается, а увеличивается. И причина на поверхности – дружба и единство достигаются прежде всего самими народами, а не их «элитами».
В советские времена народы вели рабочие с крестьянами и их партии. Кто за это дело наконец возьмется сегодня?
- Добавить комментарий
- 5852 просмотра
- Страница для печати