Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

«Вы моя служба спасения…»

Наверное, многие, кому за 60–70–80, скорее согласятся с А. С. Пушкиным, который в «Евгении Онегине» сказал: «Под старость жизнь такая гадость», чем с бодрыми словами песенки про то, что «есть в возрасте любом хорошее». А все потому, что силы и скорости уже не те, болезни, невозможность самостоятельно справляться с элементарным…
Вряд ли даже статистика знает, сколько в областном центре пожилых людей, которые в повседневной жизни не могут обходиться без посторонней помощи. А вот число тех, кто обратился в Комплексный центр социального обслуживания населения, известно.
– На сегодня в Белгороде таких 1800 человек, – говорит директор центра О. А. Шаталов. – К сожалению, в нашем обществе еще остро стоит проблема социально незащищенных слоев населения, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это пожилые, люди с ограниченными возможностями, малоимущие… Поэтому первоочередная задача органов соцзащиты – оказание реальной помощи и поддержки нуждающимся белгородцам. Этим и занимается центр, стараясь комплексно подходить к выполнению своих функций, учитывая не отдельно взятую проблему человека, а его жизненную ситуацию в целом.
Как самостоятельная единица Комплексный центр существует уже десять лет. Более четырехсот соцработников делают свое негромкое, нелегкое, но такое необходимое дело в любую погоду, годами. Именно годами! Текучесть кадров, по словам Олега Александровича, не более семи процентов. И тот, кто проработал год–два и остался, уже не мыслит себя без «своих бабушек». О лучших из них обычно вспоминают в профессиональный праздник или юбилей.
А у Татьяны Ивановны Булаевой в этом августе была, в общем-то, некруглая дата. Но только вдумайтесь: она помогает пожилым белгородцам уже 18 лет! Учитель по образованию, она не собиралась быть соцработником. Но ребенок пошел в первый класс – многие женщины знают, что это такое. Пришлось «переквалифицироваться». И – затянуло.
– Мы, соцработники, – мостик между одинокими людьми, инвалидами, месяцами не выходящими из квартиры, и жизнью, которая идет теперь без них, – говорит Татьяна Ивановна. – «Вы моя служба спасения!» – так называют меня мои клиенты. Ведь мы, можно сказать, живем их жизнью, становимся частью семьи. Они нам полностью доверяют, иногда детям своим того не говорят, что рассказывают нам.
Помощь соцработника – это не только продукты, лекарства, которые они покупают, оплата счетов и оформление различных документов. Они вместе читают, обсуждают фильмы – разговаривают.
– Вижу, белье замочено, а довести дело до конца сил у бабушки не хватило, – достираю. Надо – халат зашью, холодильник разморожу, волосы покрашу, в больницу «к деду» (мужу) схожу, – говорит Т. И. Булаева. – А если «вторая половинка» умирает, не только сопереживаю – иду в церковь. В такие моменты человек особенно нуждается в психологической помощи. А с одним ветераном, который не потерял интерес к жизни, мы обсуждаем политику, предстоящие выборы губернатора. Так что надо быть подкованным во всем. Про нашу работу нельзя сказать: пришел домой и забыл. Люди, которые окружены вниманием – пусть и посторонних, не родственников, – и живут дольше, и планы строят. Я рада, что одна моя бабушка после инфаркта стала выходить на улицу, другая, у которой умер муж, пришла в себя, подстриглась. А за четверыми я ухаживаю уже более десяти лет… Случайные люди у нас не задерживаются. Если не нашли общий язык с клиентом сразу – уходят. Или работают долго. А с появлением Комплексного центра статус соцработника возрос, – считает Татьяна Ивановна.
У С. И. Толстых стаж работы поменьше – шесть лет. За это время ни от одного, даже капризного клиента (а есть и такие) она не отказалась. Самой молодой ее бабушке 61 год, некоторым за 80. Все в основном одинокие. На вопрос, как проходил «кастинг» в соцработники, Светлана Ивановна отвечает:
– Спрашивали о многом – образовании, в какой семье живу, как отношусь к пожилым, умею ли находить общий язык с людьми. Но главное даже не это – «отбор» делают бабушки, которые сразу видят отношение к себе. А мне, наверное, повезло: попались хорошие – ни претензий, ни жалоб. Наоборот, когда я год не работала, все «мои» снова вернулись ко мне. (С. И. Толстых обслуживает пожилых на Гриневке и в Черемушках). Слышала про один случай, когда клиентка «гоняла» соцработников: сначала обзвонит аптеки, узнает, где нужное лекарство дешевле на пару рублей, и требует покупать именно там. Или за «дешевой» морковкой заставляла ехать в другой конец города.
Т. В. Белоусенко, инвалид I группы, о своем соцработнике говорит так:
– Светой довольна! (Это как раз о С. И. Толстых). Она помогает мне решать мои бытовые проблемы уже более трех лет. С записями моих симптомов ходит в поликлинику, выписывает рецепты. Я пользуюсь услугами «социального такси», которое есть в Комплексном центре. У меня все – как у всех, только я еще колясочница. Но «гуляю» в основном у открытого балкона – площадки тесные (а коляска полтора метра плюс ручка), не развернуться, полы выщерблены – колеса застревают. (Потом их заровняли – за счет Татьяны Викторовны. – В. А.). Так что раз помучились со Светой, у меня давление поднялось – и оставили это дело. Она мне и помидоры свои приносит, а я «по правилам» почему-то не имею права ее чаем угостить…
Т. В. Белоусенко за дополнительную плату ничего не просила, так как, по ее словам, «сама может и руками, и головой». А вот к волонтерам-студентам обращалась – они ее тоже пытались спустить на коляс­ке во двор…
Раньше, сетует Татьяна Викторовна, была такая услуга – закупали овощи в зиму. Но уже два года этой услуги нет. Полы мыли один раз в неделю, теперь – один раз в месяц. Убирать балкон она просила посторонних людей по объявлению…
Нехотя она призналась, что была у нее и нерадивая соцработница. Слава богу, временно.
– Скажет, что придет, к примеру, в 10 часов утра, а явится в десять вечера… Но Света не такая! – уверяет Татьяна Викторовна.
– Наш центр оказывает белгородцам и разовую помощь, есть и услуга пожизненного обслуживания, – дополняет заведующая отделением Комплексного центра О. В. Ткачева. – В центре восемь отделений, в том числе социально-медицинское. Медсестры делают уколы, закупают памперсы по рецептам терапевта… Для пожилых белгородцев, у которых пенсия ниже прожиточного минимума, услуги бесплатные. Центр ведет проверки работы своих специалистов и плановые, и по жалобам клиентов. Но «жалобы» в основном одни и те же: чтобы чаще приходили (норма – два раза в неделю) и подешевле покупали. Иногда просят, чтобы соцработник… почаще улыбался и больше общался с клиентом.
Хотя О. А. Шаталов и говорит, что проблем в Комплексном центре нет (как нет и очереди на обслуживание), они, конечно, есть. Недоволен он невысокой зарплатой соцработников, а нагрузки большие, в том числе эмоциональные.
– Жестких критериев приема нет. Смотрим-изучаем трудовую книжку, практикуем обучение – семинары проводят психологи, медики. А в течение испытательного срока и клиент, и соцработник присматриваются друг к другу, «притираются». Существует многоуровневый контроль. В принципе «за профнепригодность» не увольняли, но разборки были – по жалобам клиентов: недомыла, недогладила… Уходят в основном на более высокооплачиваемую работу или с возрастом – самим стало тяжело сумки таскать.
Отметил О. А. Шаталов и волонтерское движение «Агентство +55», работающее под руководством центра. Немолодые волонтеры оказывают помощь социально незащищенным и своим примером учат подрастающее поколение делать добро «просто так», сострадать и помогать ближнему в беде. Кстати, до десяти процентов соцработников центра «родом» из управления соцзащиты.
– Хочется подчеркнуть: мы предоставляем нуждающимся минимальный объем услуг, – сказал в заключение О. А. Шаталов. – А правильнее было бы, если бы государство платило пожилым достойную пенсию и больше внимания уделяло людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
…А я подумала о другом. Помогают чужие люди. Но ведь не все нуждающиеся в посторонней помощи одиноки. Часто есть и дети, и внуки, и племянники. И не все они живут в других городах. Чем же тогда объяснить такие «родственные» отношения – равнодушием, плохим воспитанием, безразличием на всех уровнях? А сколько лет, к примеру, проблеме пандусов для инвалидов?..

Автор: 
В. АМЕЛИНА. г. Белгород
№: 
139
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла