Кадровая работа сегодня — это не только подбор и расстановка чиновников по должностям.
Заседание совета по кадровой политике при губернаторе области стартовало не очень энергично. С констатации, в частности, того, что учебные заведения начальной профессиональной подготовки (бывшие ПТУ) достаточно давно переданы под кураторство отраслевым департаментам. Последние вроде бы должны обеспечивать выпуск только востребованных специалистов, только в расчете на заявки бизнеса.
Формально работа проведена. Но с точки зрения результата — воз и ныне там. По-прежнему пачками выпускаются парикмахеры, маникюрши, «хозяйки усадеб» (непонятно, что это такое и для чего)... А рынку позарез остаются элементарно нужны газосварщики, маляры, экскаваторщики...
Представители департаментов отчитывались словно под копирку: не могли не признать кадровый дисбаланс, нестыковки и перекосы... Приходилось подтверждать: спрос и предложение не идут рука об руку. И речь даже не о пресловутом избытке финансистов-юристов... Налицо массовое перепроизводство культработников (звукорежиссеров, специалистов по музыкальной эстраде, библиотекарей), не заметить которое будет просто невозможно уже через три—четыре года.
В здравоохранении, напротив, перманентно не хватает сестер и санитарок. Впрочем, с врачами тоже не все гладко. Если на гинеколога или хирурга молодежь желает учиться, то специальности ревматолог, анестезиолог, дерматолог и т. д. в их глазах непрестижны. И если город так или иначе закрывает проблему медицинских кадров, то о селе такого не скажешь. К примеру, в волоконовской Староивановке уже полтора года ждут не дождутся фельдшера. Тут и дом для него готов, и сам медицинский пункт отремонтирован, хорошо оборудован. Но нет охотников до «глубинки» и, увы, неясно, когда появятся.
Учителей иностранного языка ежегодно выпускают в количестве, трижды превышающем потребность. Но все выпуски раз от раза будто испаряются, а вакансии в учебных заведениях остаются на точке замерзания.
Старение кадров, «женское лицо» школы, неэффективность платного образования — очередному повторению известных проблем, казалось, не будет конца...
Но поворотным на заседании стало выступление директора института региональной кадровой политики И. Е. Ильичева. Очень нетривиальным оказался его взгляд, ибо этим своим взглядом Игорь Евгеньевич заметил — и поделился с аудиторией — «печать тоски и безысходности» на лицах подавляющего большинства чиновников. Даже молодых и красивых. «Потому что, — объяснил ученый, — живут они в постоянном страхе не успеть, не исполнить ту или иную бумагу из беспрерывного их потока. Работают до глубокой ночи, выпадают из семей. Однако парадокс состоит в том, что... 90 процентов этих бумаг не нужны».
И. Е. Ильичев предложил свою «версию» чиновника — улыбчивого, свободного, контактного. Развернутого лицом к человеку. К живому человеку.
Скажем, где-то двор не благоустроен. Так вот, «небумажный» чиновник не будет дожидаться жалоб снизу. Он работает на опережение. Предметно. Четко. Вплоть до того, что развесит на подъездах объявления: мол, ваш двор, дорогие товарищи, вошел в такую-то программу и будет тогда-то благоустроен.
Инициатива, как известно, наказуема...
— Мы и поручим вам реализацию вашего проекта, — моментально отреагировал на предложение губернатор Е. С. Савченко. — Очень хорошо: один проект мы генерировали.
И тут, словно по волшебству, долгожданные идеи посыпались как из рога изобилия.
— Изменить атмосферу в нашем пассажирском транспорте — тоже важная задача, — сказал Евгений Степанович. — Предложим это дело Белгородскому городскому отделению «Единой России». Тогда и сторонников у партии среди жителей областного центра, несомненно, прибавится. Ведь люди не смогут не оценить, если таксисты, «маршрутчики», водители автобусов будут одеты в форму, и визитной их карточкой станет вежливость. В Голландии не ездят разболтанные «пазики», а курсируют «мерседесы», за рулем которых сидят водители в белых перчатках. То же самое — в Японии, Великобритании...
— Да, много раз доводилось слышать о том, — подал реплику председатель Совета ректоров вузов области А. М. Гридчин, — что Белгород — европейский город. А затем всегда следовал вопрос: но почему у вас такие плохие автобусы?
И «проявивший» себя Анатолий Митрофанович тут же услышал обращенный к нему следующий проект губернатора (идеи рождались прямо из воздуха!): внести свои рекомендации по оптимизации работы здравоохранения. «Соберите всех белгородцев, кто лечился за границей, — посоветовал Евгений Степанович. — Это в основном в Германии. Правда, сейчас еще Китай осваивается. Обменяйтесь впечатлениями и поделитесь с нами».
А. М. Гридчина уговаривать не пришлось. Отечественная медицина, сказал он, не проигрывает западной «ни по уму, ни по способностям». Речь может идти только о правильной организации труда. Именно тут работы — непочатый край. Наши эскулапы в отличие от германских коллег нерационально расходуют время. Занимаются такой второстепенной работой, какую за них могут выполнить менее квалифицированные специалисты.
«А как у нас питание организовано? — посетовал Анатолий Митрофанович. — Тележки грохочут по всем этажам... В Германии же — контейнеры с подогревом. Я думаю, при желании такие могли бы делать на Шебекинском машзаводе»... А еще в немецких клиниках пациенты на свой вкус (и после консультации с диетологом) сами заказывают себе питание. Нашим больным такое и не снилось.
Запомнилось А. М. Гридчину и то, как немецкие медсестрички расфасовывают таблетки. Наша привычно «мотает» на палец кулек. На каждого пациента ежедневно сворачивает аж по три штуки: лекарства на утро, день, вечер. Кульки рассыпаются, таблетки перемешиваются. Поди узнай, какую когда пить!
В Германии для расфасовки служит пластиковая тара со стандартными наклейками — просто, удобно, цивилизованно. «А ведь в нашей области тоже есть завод по выпуску пластика», — заключил Анатолий Митрофанович: «подсмотренный» им опыт вполне доступен для повторения.
И целый фейерверк идей содержало выступление депутата областной Думы, директора по сырью филиала ЗАО «Управляющая компания «Эфко» В. А. Сергачева. Может быть, Валерий Александрович говорил где-то и подзабытые истины, но эти постулаты заслуживают того, чтобы их срочно воскресить в памяти.
Например, выступающий сказал: власть есть движущая и направляющая сила общества. Но те, кто в авангарде, должны не просто занимать высокие посты. Они должны им соответствовать. Обязаны быть личностями. Лидерами.
Но ведь бывает так, продолжил В. А. Сергачев: иной чиновник не знает даже, что делается за пределами здания, где он трудится. Не имеет жизненной социализации, без опыта работы в народном хозяйстве.
В советское время на тот же юридический факультет принимали документы только от абитуриентов, имевших как минимум двухлетний стаж работы или отслуживших в армии. По аналогии: в отделах кадров нынешних администраций нужно ввести за правило — брать на работу только понюхавших пороха, покопавших землю, сказал Валерий Александрович.
Система так называемого социального лифта необходима. Опять же в сравнении: в советское время подполковник никогда не получил бы звания полковника, не пройдя учебу в академии. Перекинем мостик к сегодняшнему дню: и современный начальник управления не должен получить пост руководителя департамента, пока какое-то время «не отработает в муниципалитете, на предприятии промышленного комплекса». Социальный лифт! Поближе к жизни. В гущу народа.
А еще В. А. Сергачев — за принудительное распределение выпускников. Ведь это абсолютно понятная ситуация, говорит депутат: если тебя учило государство, если на тебя тратились бюджетные деньги, то выпускник просто обязан работать там, где он нужен.
— И эта ситуация не просто понятная, но и контролируемая. Если, к примеру, молодой врач всеми правдами и неправдами «обошел» работу по направлению, то его не должно взять в штат ни одно государственное медицинское учреждение. Отработай, выпускник, как в советское время, три года там, куда направлен, и занимайся потом чем угодно.
— А если такого выпускника возьмет на работу частник — никаких проблем, — подхватил губернатор. — Вольному — воля. Но этот работодатель или сам студент должны будут вернуть в казну деньги, которые были затрачены на обучение. В рамках законодательной инициативы направим такой проект в областную Думу.
— А деньги из федерального бюджета, выделяемые сейчас вузам напрямую, должны сначала поступать в бюджет региона. С такой законодательной инициативой надо выступить в Государственной Думе, — с места попросил слова И. Е. Ильичев.
Короче, идеи посыпались. И... не потерялись бы они на славном пути к реализации.
- Добавить комментарий
- 5955 просмотров
- Страница для печати