Сегодня – Международный день театра
У всех девочек имена были обыкновенные, красивые, а у нее «непонятно что»: Эвелина. «Ну почему вы меня не назвали Настей?» – сердилась она на родителей.
Родители, как все родители, мечтали для своего ребенка о необыкновенной судьбе: тянули упирающуюся малышку к хореографу, который настоятельно рекомендовал пристроить Лину в балет («ах, какая растяжка!»), на теннис, на фехтование. «Мороженое куплю», – в самых трудных ситуациях обещала мама. Два месяца теннис, два месяца фехтование...
Так было до «Сильвы» – музыкальный фильм по оперетте И. Кальмана Лина
смотрела с каким-то упоением восторга от пленительной музыки, шуток, красоты героев. Спросила маму: «А как профессия Сильвы называется?» – «Актриса». И участь девочки была решена! Драмкружок в Саратовском Дворце пионеров стал промежуточным звеном к актерскому призванию.
Театральный факультет Саратовской консерватории выпестовал немало добрых актерских кадров для БГАДТ имени М. С. Щепкина: из его стен вышли народный артист России Виталий Стариков, заслуженные артисты России Виталий и Оксана Бгавины, актриса Татьяна Гарланова (Макарова). Здесь преподавали замечательные педагоги Юрий Петрович Киселев, главный режиссер гремевшего в театральном мире Саратовского ТЮЗа, Григорий Семенович Цинман, Юрий Петрович Ошеров, Римма Ивановна Белякова. «Так подробно и тщательно, как они с нами занимались, потом ни один режиссер не работал, – вспоминает Лина. – Говорили: «Если ты выходишь на сцену, у тебя должна быть продумана вся биография персонажа, вся жизнь, внутренний монолог».
По окончании театрального факультета Эвелина немного поработала в Саратовском ТЮЗе, что, с одной стороны, было удачей (замечательный режиссер и театр!), а с другой – полным отсутствием творческих перспектив. В театре юного зрителя на сцене заправляли игравшие подростков бесполые актрисы-травести, на которых был ориентирован основной детский репертуар. А Эвелине с ее фактурой и ростом лишь изредка перепадала такая роскошная роль, как Марта-Изабелла в спектакле «Деревья умирают стоя». Но за такие роли примы театра могли реально съесть молоденькую дебютантку!
В Белгород Лину сманили приехавшие в Саратов отпускники Бгавины, успевшие год отработать в БГАДТ имени Щепкина: «Поехали, покажешься! Работы – во! Молодежи не хватает! Директор Виктор Иванович актерам квартиры дает!». В Белгороде Лину, пусть не сразу, понятное дело, после сказок, но ждали главные роли в спектаклях Алексея Гирбы «Капитанская дочка» и «Сумасбродка». «Мама, пожалуйста, не говори в садике, что ты играешь Сумасбродку! Дети подумают, что ты такая же плохая!» – хныкал маленький сын. Ему было очень стыдно за поведение маминой героини – капризной, взбалмошной Розауры... «И вообще, – продолжал выговаривать Саша. – Что это у тебя за профессия? Денег нет и нет! Что ужинать будем, не знаешь!». Сейчас выросший в театральных коридорах Саша уже заканчивает ГИТИС, снялся в главных ролях в двух фильмах, и вообще он мамина гордость – высокий голубоглазый кудрявый красавец, которого при поступлении охотно брали сразу несколько московских театральных школ...
Зрители полюбили молодую, яркую, темпераментную актрису, за прошедшие годы сыгравшую роли самые разноплановые – от острохарактерных, комических до драматических. Лучшие из них – Сумасбродка, Дина («Пока она умирала», режиссер В. Подмогильный), Гвендолен («Как важно быть серьезным», реж. В. Данцигер), Варвара в «Грозе» (режиссер М. Мокеев), Евгения («На бойком месте», реж. Ю. Йоффе), Алиса («Кабаре «Кармен», режиссеры В. Данцигер–В. Бгавин)...
Эвелина Ткачева всегда верна завету своих педагогов. Пусть даже роль до мелочей выписана автором, старается найти объяснение поступкам героини и оправдание ей, если роль «отрицательная»: что сделало эту женщину такой? И оттого героини Ткачевой столь непросты и интересны зрителю, будь то продавщица из овощного Дина в спектакле «Пока она умирала», с виду пробивная, но внутренне одинокая девочка из детского дома, или герцогиня Аурелия в «Куклах», которой режиссер дал совсем немного слов, но за этими словами Ткачева открывает горькую судьбу красивой женщины, несчастной в доме своего мужа-ловеласа.
Запомнилась простушка актриса-Алиса из «Кабаре «Кармен»», красивая куколка, не желающая быть «психофизическим аппаратом для произнесения чужих мыслей». Заносчивая и экстравагантная аристократка Гвендолен из «Как важно быть серьезным», сыгранная энергетически и пластически точно в стиле модерн; грубоватая девчонка-пройдоха из Замоскворечья Варвара («Гроза»).
Незабываема для Эвелины работа с режиссерами, которых узнала в Белгороде. Спектакль Вадима Данцигера
«Как важно быть серьезным», созданный в дружеском соавторстве актеров-импровизаторов с режиссером, стал любимцем публики на многие годы. Ярко прозвучала Ткачева в спектаклях Юрия Йоффе «Неугомонный дух», «На бойком месте».
– Йоффе так хорошо слышит звучание спектакля, так работает над каждым нашим словом, поворотом, – вспоминает актриса. – Сколько он дает актерам в плане техники – речи, движения! А Михаил Мокеев работал с актерами этюдами, искал нужную «краску». Мы так любили его спектакли, что счастливы были выходить в них хотя бы в массовке! Быть винтиком, гвоздиком, скрепляющим этот шедевр! В его спектаклях какая-то магия есть – в «Ромео и Джульетте», «Грозе»...
Сейчас Эвелина репетирует Василису в «На дне» у Валерия Беляковича. И это тоже необыкновенный опыт сотрудничества с талантливым режиссером: «Он видит весь спектакль в целом, как масштабное полотно и сразу замечает фальшь. Ругает нас... но с юмором».
Удивительно, но при такой яркой внешности (за время учебы она почти против своего желания успела победить в двух городских конкурсах красоты), востребованности в театре и высокой оценке актерского мастерства (за роль Евгении Э. Ткачева отмечена областной премией имени Щепкина, а за Гвендолен со всем актерским составом спектакля – областной премией «Молодость Белгородчины») она всегда недовольна собой. Не любит свои фотографии, равнодушна к нарядам настолько, что подруга вполне может сказать – «сними эту юбку, сколько можно носить одно и то же!».
– Я больше люблю украшать дом, что-нибудь делать своими руками, вышивать, готовить, – признается актриса. – Вот Игорь, тот любит меня наряжать, говорит: «Давай тебе купим то, это». С будущим мужем Эвелину тоже познакомил театр. Играла в сказке яблоньку, три часа смотрела-смотрела в окошечко на недавно пришедшего в коллектив Игоря Ткачева в гусарском костюме, и подумала: «Талантливый парень». И стала смотреть уже с интересом... Первым о служебном романе догадался опытный психолог директор театра В. И. Слободчук: «А ведь поженятся!». Теперь на всех актерских застольях в семье Ткачевых обязательный тост за Виктора Ивановича – без него ничего бы не было...
– Актерская семья – это помощь не только на сцене, но и в жизни, – считает Игорь. – Все обязанности у нас поровну, без разделения на «женские» и «мужские», если один занят на репетициях, подменяем. И в работе тоже нужен «незамыленный» взгляд человека, которому доверяешь...
Их новорожденную дочку Дашу, смеется Лина, Игорь только что в зубах не таскал, так нянчился с ней. А сыну Эвелины от первого брака стал настоящим отцом и старшим другом, воспитал мужчиной, привел его в профессию. В актерской студии Игоря Саша год изучал основы актерского мастерства, и при поступлении это сыграло большую роль.
Актерскую профессию Эвелина считает радостной и... не очень сложной. Нужен талант, хороший режиссер, труд, командный дух, партнерство на сцене – и тогда игра приносит большое наслаждение. Не нужно вставать рано, ехать на службу-работу в автобусной давке, сидеть целыми днями над бумагами в офисе. И отпуск всегда летом. Можно поехать в родной Саратов, на Волгу, порыбачить. Или на белгородскую дачу – рассаду для нее Лина выращивает сама. Задумавшись, она иногда подводит итог:
– Все, что у меня есть, мне дал Белгород – любовь, работу в театре, дом, друзей... Чего еще мне желать? Чтобы все были здоровы и счастливы, и только...
- Добавить комментарий
- 6763 просмотра
- Страница для печати