Старожилы Ивни помнят не одно поколение Болотовых. Общий трудовой стаж хлеборобов – 446 лет.
Прародители Болотовых – Яков Егорович и Марфа Ивановна – выращивали хлеб в Песчаном. В Ивне же обосновался их сын Никанор. Его сын Тимофей Никанорович вместе с женой Натальей Александровной, выдержав все трудности, пройдя военное лихолетье, вырастил и воспитал семерых сыновей и двух дочерей. Детей, которыми можно только гордиться. Вот ведь как часто выходит: некогда родителям не то что поучительные нотации читать – некогда пот со лба утереть, а дети один к одному, умные да работящие. Потому, думается, что видят они, как живут их отец и мать и как любят труд и землю, на которой родились.
Зачем и клад, коли в семье лад
Но, рассказывая об этой семье, вернемся лет на 50 назад. Весеннее раннее утро. Просыпается село Ивня. Петухи настраивают голоса, слышен скрип дверей, рев живности во дворах. Свет едва забрезжил, а хозяйка белой мазанки Наталья Александровна с ведром в одной руке и краюхой хлеба в другой уже спешит к сараю, открывает деревянную дверь. Корова встречает хозяйку тихим мычанием и сразу же тянется в поисках угощения.
– Кормилица... Кушай, дорогая...
Только первые струйки молока ударили о дно железного ведра, тут же снаружи послышался легкий топот, и на пороге сарая появились дети. Мал мала меньше: Саша, Паша, Тамара, Коля и Валентинка. У всех в руках по алюминиевой кружке. По очереди подают посуду матери, и тугие струи ударяют прямо в кружку. Мать с улыбкой поглядывает на своих ребятишек. Простая полуграмотная женщина всю любовь и заботу отдавала семье, детям. Когда построжит, когда приласкает, когда даст совет, как поступить. И все это с неизбывной любовью и верой в своих детей. Целый день в хлопотах, а все же найдет время, чтобы сделать игрушки из соломы – куклы большие и маленькие, зверушки. В магазине не покупали – не было денег.
Молоко выпито, и ребятам можно еще поспать-понежиться в теплой постели. Мать несет полное ведро в дом. Отец и двое старших уже на ногах. Запив нехитрый завтрак стаканом молока, Тимофей Никанорович выходит во двор, где стоит не новый, но еще крепкий трактор «Универсал». Мужчина накрутил и дернул шнур – трактор завелся. Можно ехать. И, как всегда, рядом с отцом старший Анатолий. Они пока единственные кормильцы большой семьи.
А дети в семье растут-подрастают, как грибочки, – один за другим. Разносолов, конечно, взять неоткуда, но есть молоко, хлеб, овощи, ребята не встают из-за стола голодными. И для соседских ребятишек место находится.
Однажды соседка Болотовых, у которой был единственный сын Володя, спросила мать:
– Наталья, что ты такое готовишь своим, что мой малец чуть не плачет: приготовь да приготовь картошку, как у Патюни...
Соседи зажиточные: мясо – каждый день, сладости, сдоба, фрукты, овощи не переводились.
Наталья рассмеялась:
– Мой рецепт прост. Десять человек за столом, ведро картошки в мундирах да огурцы, да кочан пилюстки, да две крынки молока – вот и весь секрет.
Тогда соседка решила угостить ребят Болотовых, а заодно и удивить сына. Приготовила – как на праздник. Сын возглавлял богатый стол и угощал соседских ребят. Те уминали за обе щеки, а сам Володя едва притронулся к еде. Болотовы сказали «спасибо» и рванули к своему дому, и Володя с ними. Соседка – следом. Вошла в дом Болотовых и обомлела: ее ненаглядный сынок ел вместе со всеми картошку с селедкой, да так, будто его целый день не кормили. Она со вздохом опустилась на скамью. Потом пошла домой и принесла ребятам миску моченых яблок. Для детей это было самым вкусным лакомством. Паша-Патюня
Болезни к детям не приставали, наоборот, румянец красил их щеки. Росли шустрыми, веселыми, не без выдумки, а то и озорства, но не хулиганистыми. С шестого класса ребята летом выполняли в совхозе посильную работу – например, выбирали колоски ржи из пшеницы, а все свободное время пропадали в лесу и в поле. Зимой после школы катались на санках и лыжах до позднего вечера, так что и раздеться самим часто сил не хватало. Девочки от братьев не отставали. Хотя Валюшу в общие игры не брали – мала, но она носилась за всеми, как хвостик. Нянчилась с нею Тамара. Тома любила играть в футбол и хоккей, стреляла из самодельного лука. Не было ни одного дерева в округе, на которое она не взбиралась. Она всех своих подруг на- у ч и л а с в и с т ет ь п о - соловьиному. К тому же занималась в кружке духовых инструментов – играла на трубе.
Но самым большим выдумщиком и заводилой был любимец семьи Паша – Патюня. Смуглый, вихрастый, с темно-карими блестящими цыганскими глазами – он больше всех походил на отца. Патюня мог смастерить все – лыжи, например, да такие, каких ни у кого не было, мог собрать велосипед, а то еще выдумает: приладит к саням пропеллер да и гоняет по заснеженным полям. Он мечтал иметь свой новенький велосипед, только семье мало было дела до его мечты – детей много, каждому нужны одежда и обувь, и детей, и взрослых – всех нужно прокормить, да и отец с получки да устатку не прочь выпить чекушку.
Но не одна мечта о блестящем велосипеде томила Патюню, хотел он во что бы то ни стало стать летчиком. Конечно, нашлись среди детворы единомышленники. К реализации этой цели решили приступать немедленно.
Каким должен быть летчик? Сильным, смелым, выносливым и умным. Первой картой для ориентирования на местности стала мятая и потертая географическая карта страны, а первым тренажером – старая покрышка от колеса. Ее раздобыл Витька, попросту Жиля. Прикатив покрышку, он сказал:
– Кто собирается стать летчиком, должен научиться делать «мертвые петли» еще на земле. Потом в воздухе будет легче.
Все согласились, но от «снаряда» слегка отодвинулись. Выручил всех Патюня. Почесал в затылке, подтянул штаны и скомандовал: «Жиля, ставь покрышку!». Ребята катили колесо, внутри которого цепко держался Патюня. Покрышка увеличивала скорость, ребята стали отставать, потом и вовсе бросили. Колесо вертелось так, что только мелькала рубашка Патюни. На счастье на пути колеса оказался стог сена, в него оно и врезалось. Патюня пулей вылетел из покрышки и головой въехал в кучу пахучей травы. Ребята замерли. Но Патюня бодрячком поднялся и сказал с восторгом:
– Здорово! Можно еще попробовать. Жиль, твоя очередь!
Хотя больше желающих прокатиться не нашлось, все же ребята не оставили своей затеи тренироваться, только выбрали способ безопаснее. Сами соорудили турник, качели и с энтузиазмом «готовились в летчики».
Летчиком Патюня не стал, наследственная тяга к хлеборобскому делу перевесила. Вместе со старшими братьями Владимиром и Александром он ездил осваивать целинные земли в Казахстане. Вернувшись домой, братья опять работали, да так, что любо-дорого посмотреть, одно слово – хлеборобы.
Конечно, не текла жизнь Болотовых идеально гладко. Отец, мать и старший Анатолий рассказывали детям о военном времени. Как бомбили немецкие самолеты: стеной вставала вздыбленная земля, ничего вокруг не было видно. Как отец воевал в ополчении (он только после тяжелого ранения вернулся домой). Как перегоняли-прятали от фашистов трактора, а то и разбирали их на запчасти. С каким трудом добывали и перевозили солярку, прятали ее от немцев в проруби. Как радовались освобождению от захватчиков. И работали, работали до седьмого пота...
И в мирное время в семье случались невзгоды. Однажды шаровая молния в их хату попала. За несколько секунд до этого выбежала, испугавшись грома, шестилетняя Тома с годовалой Валюшкой на руках, так и спаслись. А удар молнии пришелся на старшего брата Володю, который оставался в доме. К счастью, мальчик не погиб. Чуть не замерзли в зимнюю стужу отец и один из сыновей – хорошо, что лошадка Кукла сама дорогу нашла. На немецкий подарочек, невзорвавшуюся авиабомбу, однажды дети наткнулись – к счастью, сообразили, как нужно действовать. Но теперь помнится только хорошее, и вспоминают Болотовы свое детство, свое дружное семейство самыми теплыми сл овами.
Первыйхлебороб Белгородчины
Гордость семьи – старший, Анатолий Тимофеевич.
Мальцом он носил отцу в поле немудреный обед и был счастлив, когда оказывался в кабине трактора. Подрос – стал отец доверять ему самому работать в поле.
– Учись, сгодится! – говорил отец.
Бывало, что и с наступлением темноты не бросали работу. Так как фар на тракторе не было, то отец шел впереди него, освещая путь факелом из ветоши, а Анатолий управлял, да так, будто не один год этим занимался, – без огрехов, с отличным качеством пахоты.
Что судьба старшего быть хлеборобом, что по настоящему любит он и понимает землю, отец понял, когда однажды ранним утром сын, увидев как пар клубится над полем и дымкой поднимается в небо, выкрикнул:
– Отец, смотри: поле дремлет и дышит!
Стал Анатолий хлеборобом, прославил свою семью. Но прежде поработал в сов- хозной мастерской под началом дяди – медника-жестянщика В. А. Балышева. Парень оказался на редкость способным, быстро освоил дело, стал в мастерской лучшим сварщиком, лучшим лудильщиком. Одновременно он изучил и трактор, а когда исполнилось Анатолию 16 лет, ему доверили управлять техникой. Ради этой своей увлеченности со временем отказался от другой – слыл он первым гармонистом, редко когда пропускал какое гулянье. Но оставил гармонь, и стали люди видеть его в основном в поле да в мастерской.
Работал жадно, не щадя себя и без снисхождения к лодырям. Авторитет имел высокий, потому и выбрали его звеньевым организованного молодежного подрядного механизированного звена. Трактор его, попав в золотые руки, бесперебойно работал круглый год. Анатолий – лидер всех соревнований – районных и областных, к тому же постоянно внедряет свои разработки, например, сам собрал бесцепочный трехсеялочный агрегат.
Перенимать его опыт едут из других районов области и регионов страны. Охотно делится этим опытом Анатолий. Но вот поездкой на главную выставку страны – ВДНХ – в 1979 году остался недоволен – не нашел там того, что искал, а именно – новых предложений о том, как при сборе урожая свек- лосемян добиться минимальных потерь. Он как никто другой знает все трудности уборки свеклосемян, которые разлетаются от легкого щелчка пальцем, не то что от тяжелого мотовила комбайна. Думал Анатолий, что кто-нибудь из передовиков на выставке подскажет выход из положения, – не нашел таких. О том и рубанул с трибуны совещания вместо того, чтобы бодро отрапортовать о личных достижениях. А как сохранить урожай, пришлось дома самому додумывать.
За свой доблестный труд, за верность хлеборобскому делу Анатолий Тимофеевич Болотов награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и орденом Ленина. Он – почетный гражданин Ивнянского района.
По стопам старшего брата пошли Владимир, Александр, Павел, Николай и сестры Тамара и Валентина. А также самые младшие – Михаил и Вячеслав.
После смерти Натальи Александровны огонь семейного очага перешел в руки Тамары Тимофеевны. Сестры, братья и их семьи по- прежнему по-родственному дружны, в горести – поддержка друг другу, а радость умножается в несколько раз.
Четвертое и пятое поколения Болотовых – трактористы и водители, соцработники и повара, экономисты, юристы и пока еще школьники. Трудятся и учатся они на белгородской земле, храня семейные традиции и гордясь своими корнями, своей династией.
***
В конце ноября прошлого года в Белгородской государственной филармонии проходила торжественная церемония награждения победителей областного конкурса «Лучшая трудовая династия». Губернатор области Е. С. Савченко вручал трудовым династиям дипломы победителей и денежные премии. Среди награжденных – представители династии Болотовых, людей, передающих из поколения в поколение свою любовь к родной земле.
- Добавить комментарий
- 5650 просмотров
- Страница для печати