Сегодня, 27 июля Корочанский район отмечает свое 85-летие. Отметил 85-летний юбилей и Василий Тимофеевич Курганский, который живет в селе Казанка Бехтеевского сельского поселения, он, можно сказать, ровесник района. Василий Тимофеевич – один из тех, кто разделил со своей страной все тяготы и испытания: голодные годы и ужас фашистской оккупации, кто честно и самоотверженно трудился на родной земле и в войну, и в мирное время.
В школу – босиком
Родился Василий Тимофеевич 1 февраля 1928 года в Бехтеевке. Он не без гордости вспоминает, что его отец был когда-то матросом на знаменитом броненосце «Потемкин». Участвовал ли Тимофей Курганский в исторических событиях, по правде говоря, неизвестно, но по прошествии положенного времени он оставил морскую службу и вернулся на родину, выбрав нелегкую судьбу хлебороба. Шестеро детей подрастали у Ольги и Тимофея Курганских, Василий – пятый ребенок в семье.
Жили небогато, все больше в труде и заботах. Если и была в жизни крестьянских детей пора безмятежных игр и забав, то очень недолгая: и по хозяйству помогали, и пахали на лошади свой небольшой надел, и пололи на колхозном поле подсолнечник и просо.
Маленькому Васе очень нравилось учиться, не останавливало даже то, что не было у него обуви, бегал босиком до самых заморозков, так что учитель однажды сказал ему с сожалением и сочувствием в голосе: «Ты, Вася, больше не приходи, дождись весны».
В 1941 году Василий должен был пойти в пятый класс, но школа тогда стала госпиталем, и ребят отправили домой. А потом потянулись тяжелые дни оккупации. Дети войны – особые дети, рано повзрослевшие, привыкшие думать и поступать по-взрослому, они так же тяжело переносили унижение и поругание Родины и не было для них большей радости, чем освобождение от захватчиков.
– Хотя остались в селах старики да дети, женщины да подростки, работали они еще яростнее, потому что силы прибавляла вера в победу, – вспоминает Василий Тимофеевич о тех днях суровых испытаний.
Мины и снаряды, в линейку становись!
В 1943 году накануне решительного сражения на Курской дуге Василий участвовал в строительстве дороги мужества – железной дороги Старый Оскол – Ржава. Хотя в его обязанности входила лишь доставка продуктов девушкам-односельчанкам, работающим на строительстве, Василий, видя, как ударно, не жалея сил, трудятся его земляки (а среди них немало было и таких же подростков), доставив продукты, оставался на строительстве на неделю-другую: возил на своей телеге шпалы, рельсы, рельсовые скрепления. Дорога, как известно, благодаря энтузиазму тружеников области была сдана намного раньше срока и сыграла немаловажную роль в победе на Курской дуге.
Фронт уходил все дальше на запад, а в тылу затаился еще один враг – оставленные мины, неразорвавшиеся снаряды и гранаты. Так и лежали почти на виду, ожидая своего часа, чтобы напомнить о войне.
Тогда по инициативе военкомата были созданы специальные отряды из молодых людей, которые помогали бы в разминировании местности. В отряде, где обучался Василий, были ребята 1928 года рождения, всего 36 человек. Их учили обращаться с противопехотными, противотанковыми минами, гранатами и снарядами. А после обучения перешли к делу.
Как вспоминает Василий Тимофеевич, страха не было, была радость за доверенное взрослое дело и, в известной степени, бравада – гордились мальчишки ответственным поручением. Однако тут требовались повышенное внимание и осторожность. Ребята на руках относили снаряды, мины, гранаты и складывали их в оврагах. А затем в небо взмывали столбы земли, а окрестности оглашались громом взрывов.
Руководил операциями присланный военкоматом боевой офицер. Прежде чем допустить подростков к разминированию, сам все тщательно осматривал, и, надо сказать, ЧП в отряде не случались. (О том, что игра со снарядами опасна, ребята знали не понаслышке. Василий Тимофеевич с горечью вспоминает о произошедшем случае, когда подростки затеяли проводить салютом своего уезжавшего в город товарища. Этот салют закончился смертью нескольких из них).
Работа в отряде продолжалась все лето и осенью до ноября. На следующий год также все лето подростки собирали снаряды, выполняя работу уже как заправские минеры.
А потом стали возвращаться домой фронтовики. Но в редком доме не было невосполнимой потери. Война оставила неизгладимый след и в семье Курганских – не стало двух старших сыновей: Павел погиб и похоронен в Харькове, Иван – в Минске.
А Родина милей
В ряды Советской Армии Василия призвали в 1949 году. Пять лет он отслужил в Германии – уходил двадцатилетним, вернулся домой в 25. Василий Тимофеевич бережно хранит благодарности, в которых сказано, что он награждается «за успехи в боевой и политической учебе и за безупречную службу в рядах Советской Армии, а также за добросовестное исполнение патриотического долга перед нашей великой Родиной».
Итак, пять лет прошли-пролетели на чужбине, и вот наконец-то Василий дома. Но вернулся не один, а, можно сказать, с другом-товарищем – привез немецкой работы баян, полугодовое солдатское жалованье за него отдал.
А кто на селе первый парень, по ком девчата страдают и глаза у них на мокром месте? Конечно, по гармонисту. Василий еще до войны самоучкой выучился игре на балалайке, мандолине и гитаре, и баян сам освоил и вот теперь радовал сельскую молодежь игрой на этом инструменте.
– Страдания (частушки). Куда же без них... – с улыбкой вспоминает Василий Тимофеевич дни своей молодости.
Девчат вокруг много, и многие старались обратить на себя внимание бравого баяниста, но взгляд Василия все чаще останавливался на одной очень красивой девушке – Нине. Правда, была эта Нина тогда еще очень молода – пришлось подождать, пока повзрослеет, зато понял за это время Василий, что не найти ему девушки краше и милее, чем она.
Хозяин большого дома
Поженились Василий и Нина в 1956 году. Жили на хуторе, который назывался Клешня. Нина Степановна работала на ферме дояркой. Все приходилось делать вручную: доить 12 коров, воду и корма для них носить. Василий Тимофеевич трудился там же. Был учетчиком, бригадиром, заведующим фермой. Василий Тимофеевич с гордостью вспоминает, что на двоих с женою зарабатывали в год по 350 килограммов ржи.
И все бы хорошо, но не было на хуторе школы. В семье уже подрастали двое детей, а школа – в селе за четыре километра от Клешни. Хорошенько все взвесив и обдумав, Курганские решили, что образование детей важнее всего, а потому и переехали в 1961 году в село Казанка. Купили домишко-завалюшку, который Василий Тимофеевич потом перестроил в добротный дом. И зажили: Нина Степановна с детьми да по хозяйству (как раз родился третий ребенок – девочка), а Василий Тимофеевич стал работать на тракторе, это зимой, а в страду – на комбайне.
Трудился так же хорошо, как выполнял свой воинский долг, – почетных грамот и благодарностей не счесть. В 1995 году Василий Тимофеевич получил известие, что за доблестный труд в военное время приравнен к участникам Великой Отечественной войны.
Трое детей, которых вырастили Нина Степановна и Василий Тимофеевич, нашли свои дороги в жизни. Сын Николай стал профессиональным военным, старшая дочь Лидия – медсестрой, а младшая Антонина работает почтальоном. В доме Василия Тимофеевича особенно оживленно летом – ведь кроме троих детей, у него еще шестеро внуков и пятеро правнуков. Как все вместе нагрянут – то-то шуму и веселья!
- Добавить комментарий
- 5382 просмотра
- Страница для печати