Замечательная певица Евгения Смольянинова выступала в Белгородском институте искусств и культуры на скромной сцене студенческого ДК, украшенного, должно быть, к новогодней дискотеке самодельными звездами из серебряной фольги. Так и пела – со звездами, качающимися над головой на нитках, своим хрустальным голосом, который поклонники как только не называют – ангельским, надмирным, серебряным... Очень ей было к лицу.
Кто-то в интернет-сети уже удивлялся феномену: СМИ о заслуженной артистке России, лауреате премии «Национальное достояние России» молчат. Не их формат!.. А народ на концерты Смольяниновой идет валом, диски с записями раскупает с удовольствием. Вы бы слышали, как аплодировала ей белгородская публика, в основном привыкшая к иным звуковым гармониям молодежь!
Евгения Смольянинова назвала свою новую программу «Драгоценный ларец». Ее «сокровища», которыми она поделилась с публикой, – это русский романс, народная песня, духовные песнопения. Студенткой Ленинградского музыкального училища она открыла для себя в архивах городские романсы и песни XIX–XX веков и дала им своим исполнением новую жизнь.
Приобщение к традициям народного исполнительства в фольклорных экспедициях по русскому Северу, а затем знакомство с псковской крестьянкой Ольгой Федосеевной Сергеевой перевернули все представления Евгении о музыке и пении. «У нее самый чудный родниковый голос. Андрей Тарковский в фильме «Ностальгия» сделал его символом России, – говорит певица. – Я училась у нее, пела ее песни».
На концерте в БГИИК, который певица дала по приглашению Белгородской митрополии в рамках «Иоасафовских чтений», тоже звучала одна из песен Сергеевой – акапельная «Ой, кумушки, кумитеся». И трудно было сказать, что лучше – слушать певицу под гитарный аккомпанемент ее сына Святослава или наслаждаться переливами волшебного голоса безо всяких музыкальных украшений.
Певица поделилась со слушателями целым пластом открытой ею музыкальной культуры – сочинениями расстрелянных, сосланных, умерших на чужбине талантливых русских людей. Забытых, как казачий поэт Николай Туроверов, как владимирская поэтесса Наталия Ануфриева, отправленная в лагерь за стихи о белом адмирале. Как певица и музыкант графиня Татьяна Константиновна Толстая – палачи заставили ее всю ночь перед расстрелом петь...
Прозвучала колыбельная, написанная Великим князем Константином Романовым на рождение сына Ивана – будущего священнослужителя, сомученика святых, погибших в Алапаевской шахте... Красиво-печальный вальс «На сопках Маньчжурии», написанный в 1906 году военным капельмейстером И. Шатровым; «Не уходи» Н. Зубкова, как определила его сама Евгения Валерьевна, «квинтэссенция жанра романса». А народный романс «В лунном сиянии» Смольянинова спела вместе с залом, на удивление, знавшим слова!
«Концерт – это не просто исполнение, это, в конечном счете, то, что происходит между исполнителем и слушателями», – считает певица. Соседка по креслам, во время концерта не раз утиравшая слезы умиления и восхищения (и в зале не одна она сидела с мокрыми глазами), потом сказала мне: «Она поет не голосом, эти звуки исходят из самой души!».
- Добавить комментарий
- 4957 просмотров
- Страница для печати