Недавно сотрудники корпорации ЖБК-1 прослушали лекцию кандидата экономических наук доцента кафедры экономики АПК Белгородской государственной сельскохозяйственной академии А. И. Анисимова. Он полвека отдал сельскому хозяйству, из них четверть века – реальному сектору экономики.
Сейчас Алексей Иванович трудится в сельхозакадемии, работает над уникальной методикой подготовки управленческих кадров начиная со школьной скамьи.
Своими наблюдениями, размышлениями и выводами о подготовке управленческих кадров он поделился на встрече. Думается, они не только наводят на размышления, но и помогут многим руководителям в работе.
Необычным было вступление. Алексей Иванович рассказал о недавнем разговоре со старшеклассниками одной из шебекинских школ. (Это происходило еще до окончания Олимпиады).
– Как вы считаете, какое место займет наша страна на зимней Олимпиаде? – поинтересовался я у ребят.
– Не ниже третьего! – ответили они.
– Ну а почему не десятое?
– Да что вы! Это же национальный позор! – искренне заявили старшеклассники.
Тогда задал им такой вопрос:
– А знаете ли вы, что по уровню экономического развития Россия занимает далеко за сотое место. И это наша богатейшая по природным ресурсам страна, где сегодня
50 процентов населения – бедные, что почему-то не расценивается как национальный позор…
Ребята молчали. Но в их глазах читалось, насколько они поражены таким сравнением. Наверное, в этот момент они стали осознавать всю катастрофичность ситуации. Ведь в стране с застойной экономикой рано или поздно не сможет развиваться ни одна сфера, будь то наука, искусство, культура или спорт.
– Как исправить ситуацию? Как не потерять свою страну? Ответ на эти вопросы мы должны искать все вместе, – подчеркнул Алексей Иванович и далее обратил внимание на высказывание Президента РФ, который отметил, что «мы должны создать в России умную экономику». И привел по этому поводу замечание В. В. Костикова – российского государственного деятеля, дипломата, журналиста, писателя: «А какой народ будет делать Россию умной и современной? Ученые, которых завезут с Запада? Специалисты, которых подготовит Запад? Не чужие ли мы в своей стране? Хотим меняться или будем верить и ждать чуда?».
Удивительно, но даже сегодняшние студенты вузов не верят в то, что можно выправить экономическую ситуацию в России собственными силами. Вот что ответил в своем реферате студент Белгородской государственной сель-хозакадемии на вопрос о том, что даст нашей стране вступление в ВТО: «…это позволит привлечь иностранных высококвалифицированных специалистов».
– А какую роль ты отводишь себе в этом случае? – поинтересовался я у этого студента. – На подтанцовках будешь? Так это не факт, что тебя возьмут, – сказал студенту А. И. Анисимов.
Писатель Даниил Гранин назвал Россию «страной купленных дипломов». А преподаватель высшей школы экономики А. Лихачева привела другой печальный факт: «По международным рейтингам наши выпускники начальной школы занимают первое место в мире, к концу школы – сорок девятое».
Вице-президент США Д. Байден заявил открыто в СМИ, что «через 15 лет России не будет».
– То есть, глядя на те процессы, которые сегодня происходят в России, на Западе уже не боятся на весь мир провозглашать, что нас ждет, – отметил А. И. Анисимов. – В то же время в нас самих нет страха за будущее нашей страны. Нынешнее поколение называют поколением пофигистов. А кто его воспитал? Не мы ли? Не мы ли создаем детям такие условия, из-за которых они скатываются в школе с первого на сорок девятое место? Не мы ли сами затем покупаем им дипломы? И почему мы не верим в то, что именно знания станут в дальнейшем источником благосостояния и самого выпускника вуза, и тех, кто его окружает? Что необходимо предпринять, чтобы эта уверенность у нас появилась?
Проректор Уральского государственного университета физической культуры однажды сказал, что в этот университет подбираются абитуриенты из числа детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, и на бюджетные места принимаются те ребята, которые имеют не менее второго взрослого разряда.
– Вот как готовят у нас профессиональных спортсменов и тренеров, – отметил Алексей Иванович. – Поэтому и результат в спорте у нас сегодня высокий. Но неужели мы не можем применить эту же методику в других вузах? И когда у нас появятся аналогичные детско-юношеские школы, только уже по формированию эффективных управленцев, которых сегодня катастрофически не хватает, тогда наша экономика начнет выправляться.
В своей лекции А. И. Анисимов обратил внимание на несколько высказываний губернатора области Е. С. Савченко. Например, такое: «Все наши экономические, социальные, политические, экологические и прочие проекты будут успешными, если будет реализован главный проект – проект подготовки кадров, целью которого является формирование постоянно возобновляемой административной элиты области во всех властных и управленческих структурах, включая бизнес. Элита – не трава сорная, ее растить надо».
Привел и другие слова главы региона: «Главным тормозом на пути перехода к новой модели экономического развития является экономика знаний. Знания, опыт, профессиональное мастерство работника не имеют в существующей экономике никакой стоимости. Величина заработной платы не отражает потенциала стоимости работника. В профессиональном спорте стоимость спортсменов хорошо известна. А чем отличается высококвалифицированный менеджер, инженер, агроном или сварщик от профессионального спортсмена»?
«Умная экономика сама не приходит, для ее создания необходимы умные люди и условия для их самореализации».
Как уже отмечалось, сегодня А. И. Анисимов работает над уникальной методикой подготовки управленческих кадров начиная со школьной скамьи. Речь идет о создании специальных школ по районам и городским округам. Принимать в них предлагается по заявлениям родителей и детей и при дальнейшем отборе, который будет проводить специальная комиссия. В ее составе должны быть представители власти, бизнеса, опытные руководители, преподаватели, профессионалы в различных сферах деятельности. В дальнейшем между учащимися школ предполагаются соревнования (по типу сегодняшних олимпиад), где будут выявляться лучшие ребята с присуждением им призовых мест и соответствующих разрядов. И уже на основании этих разрядов будет проводиться отбор на бюджетные места вузов по подготовке эффективных управленцев. После окончания самих вузов выпускникам, помимо выдачи дипломов, будет присваиваться категория и рекомендуемый коэффициент к окладу на будущей работе. По мнению А. И. Анисимова, это будет стимулировать молодых управленцев совершенствовать свои знания, набираться опыта, постоянно развиваться, поскольку они будут понимать, что эти знания и опыт позволят им получать высокую зарплату.
– Это сложный и длительный процесс, который займет годы, – отметил Алексей Иванович. – Но без подготовки эффективных управленцев сегодня, без формирования управленческой элиты завтра мы можем потерять свою страну. И у меня большая просьба к вам как к родителям: ориентируйте своих детей на профессиональную, ответственную, а в сегодняшней ситуации в России – еще и патриотическую работу, – обратился А. И. Анисимов к слушателям лекции. – Я обращаюсь к вам как к профессиональным управленцам, производственникам: отнеситесь по-отечески к ребятам, которых мы будем приводить к вам за знаниями. Не думаю, что кто-то из сидящих сегодня в зале собирается уезжать за границу или же перевозить туда своих детей. И именно нашим детям жить и работать завтра в России. И то, какой она будет и будет ли вообще, зависит от всех нас.
В завершение лекции А. И. Анисимову задали множество вопросов, а также высказали предложение о проведении подобной лекции, которую в корпорации ЖБК-1 посчитали очень важной, на других крупных предприятиях не только нашего региона, но и страны.
- Добавить комментарий
- 3969 просмотров
- Страница для печати