Завтра – День Военно-морского флота России
СТАТЬ МОРЯКОМ Владимир Стрельников решил после того, как у них в четвертом классе на уроке побывал бывший выпускник школы – курсант Одесского мореходного училища. На парне так красиво смотрелась морская форма, он так увлекательно рассказывал об учебе и дальних походах, об иностранных портах, куда заходил их корабль, и экзотических странах, которые успел повидать, что все мальчишки в классе заболели морем. С закадычным дружком Николаем Бондаренко они дали слово, что после восьмого класса поедут в Одессу и будут поступать в мореходку. А пока ребята щеголяли по селу в тельняшках, не пропускали ни одного фильма о моряках в Доме культуры, а в библиотеке брали только книжки о морских приключениях.
Но ехать в Одессу Владимиру пришлось одному, Николая не отпустили родители. В училище он поступил без особых проблем, учился легко, быстро схватывал все премудрости профессии судового электрика. В 1966 году, окончив училище, Владимир получил назначение на сухогруз «Советск». Первый рейс был во Вьетнам с грузом сельскохозяйственной техники. Там в то время шла война. В Малаккском проливе в небе над ними появились американские самолеты. На малой высоте они совершили облет корабля, затем, ревя моторами, на большой скорости пронеслись над палубой. А в порту Хайфон при разгрузке наши моряки попали под бомбежку. К счастью, обошлось без жертв.
С первого дня плавания Владимир вел дневник, куда заносил все мало-мальски значимые события. Одним из них стало первое пересечение экватора, красочный ритуал посвящения в моряки с участием Нептуна и его свиты. В море он встретил свое восемнадцатилетие, а по возвращении в порт приписки получил расчет в связи с призывом на срочную службу в Военно-морской флот.
Три года отслужил на Балтике командиром отделения судовых электриков на минном тральщике. Затем вернулся в Новороссийское морское пароходство, получил назначение на танкер «Херсон». Во-зили сырую нефть в страны Западной Европы с заходом в порты Германии, Голландии, Швеции, Исландии.
Во время побывки дома в 1972 году Владимир женился. А когда в молодой семье появился первенец, супруга предъявила ультиматум: хватит болтаться по полгода по морям да по заграницам, нужно растить детей, содержать семью. С морем пришлось расстаться. Владимир вернулся в Великомихайловку, устроился электриком на местный сырзавод. Принимал активное участие в добровольной народной дружине, был рекомендован на учебу в школу милиции. Семнадцать лет прослужил участковым инспектором, был выдвинут начальником Великомихайловского отделения милиции. В этой должности прослужил вплоть до выхода в отставку. Все эти годы он не забывал о море. Находясь на заслуженном отдыхе, привел в порядок свой архив. Он оказался на удивление обширным: книги, журналы, статьи, документы, фотографии, морская атрибутика...
– Подумал: что они без дела лежат, пылятся, – вспоминает Владимир Иванович. – Ведь все это можно использовать в качестве экспозиции школьного музея.
С этой идеей В. И. Стрельников отправился к директору Великомихайловской средней школы Л. А. Прядченко. Лидия Михайловна идею одобрила, выделила кабинет. Оборудовал его Владимир Иванович собственноручно. Развесил по стенам флаги, фотографии кораблей, часы корабельные, кортик, морскую форму...
Дал объявление в газету. Бывшие моряки откликнулись, передали в дар музею немало личных вещей, книг, журналов, существенно пополнивших его экспозицию. Здесь, в музее, в ноябре 2011 года прошло и первое заседание военно-патриотического клуба морской направленности «Альбатрос». Его цель –
изучение славной истории Российского флота, подготовка ребят к службе в Военно-морском флоте.
«Альбатрос» только расправляет крылья. Дебютным для его воспитанников стало участие в слете военно-патриотических клубов области, посвященном 85-летию ДОСААФ России. В спортивную программу слета входили стрельба из винтовки, разборка-сборка автомата Калашникова, бег. Из 37 команд они стали девятыми, что для начала неплохо. Им был вручен сертификат на шесть тысяч рублей для развития материально-технической базы клуба. На эти деньги приобретены две пневматические винтовки и патроны к ним. В феврале «Альбатрос» принял участие в смотре самодеятельности белгородских военно-патриотических клубов морской направленности «Раскинулось море широко». В июне четверо его воспитанников совершили свои первые прыжки с парашютом. Еще ребята учатся плавать, вязать морские узлы, осваивают флажную азбуку.
В планах В. И. Стрельникова – походы на шлюпках по рекам и водоемам, поездки на Черное море на военный корабль, над которым шефствует Белгородская область, знакомство и обмен опытом с другими клубами.
Скептикам, сомневающимся в целесообразности создания морского клуба в сугубо «сухопутной» Великомихайловке,
В. И. Стрельников приводит веский контраргумент. Откуда в экспозиции местного музея Первой Конной армии старинный корабельный якорь? Он был обнаружен неподалеку от музея на правом берегу реки Плотва. Возможным объяснением является то, что Великомихайловка исконно славилась своими кузнецами, способными на заказ выковать все, что угодно. И когда царь Петр I начал строительство Российского флота на реке Воронеж, якоря для будущих кораблей ковали именно в Великомихайловке.
А что? Интересная версия, очень похожая на правду.
- Добавить комментарий
- 5476 просмотров
- Страница для печати